Table 'psysu.forum_1_c_users' doesn't exist Психологический клуб  ->  Истории успеха 2012
На главнуюОтправить письмоПоиск по сайту
Вход для членов клуба:

«Палитра чувств»

Автор: Сеннова Марина

Мы публикуем ваши «Истории успеха». Напоминаем, что несколько авторов историй смогут бесплатно принять участие в Саммите психологов «Технологии успеха», который состоится 1-3 июня 2012 года. Более подробная информация – на странице рубрики.                         

На Северо-Западе нашей страны в Архангельске вот уже 15 лет работает, каждый день творит добро и дарит людям надежду «Опорно-экспериментальный реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями». Это уникальное в своём роде учреждение, которое оказывает комплексную междисциплинарную помощь семьям, постоянно расширяет спектр социальных услуг, предлагает новые формы работы. Здесь под одной крышей трудится большой коллектив единомышленников.

Одно из отделений Центра, где мне посчастливилось работать - отделение психологического сопровождения. Помимо психологов здесь работают логопеды, дефектологи, социальный педагог, воспитатели, помощники воспитателей. Это команда удивительных людей. Все они очень разные, каждый из них - неповторимая личность. Сколько в них душевной щедрости, желания помочь ребёнку с особыми потребностями, его семье в преодолении трудностей адаптации к жизни в обществе! Один из принципов нашей работы - опора на сильные стороны ребёнка, мы радуемся его каждому небольшому продвижению вперёд. Из маленьких достижений складывается успех.

На мой взгляд, роль психолога в нашем учреждении очень значительна. Ведь он работает с детьми, с семьёй ребёнка и с коллективом сотрудников Центра. Нас спрашивают иногда: «С кем психологу сложнее всего работать в нашем Центре?». Однозначного ответа для нас на этот вопрос нет. Семьи «особых» детей особенно уязвимы и работа с ними требует много душевных сил. А сотрудники? Их труд очень нелёгкий и им тоже нужна серьёзная поддержка. Получается, что нет у нас «лёгких» клиентов. И что можно считать успехом в нашей работе? Помощь в конкретных случаях или содействие созданию определённой атмосферы в учреждении, чтобы люди получали удовлетворение от своей деятельности? Наверное, и то, и другое, а, может быть, для каждого из нас, психологов, этот успех тоже индивидуален, ведь мы - личности со своими убеждениями и характерами.

В своём эссе мне хочется рассказать именно о работе с мамами наших ребятишек. Трудности, с которыми постоянно сталкивается семья ребёнка с особыми потребностями, значительно отличаются от повседневных забот, которыми живёт семья, воспитывающая обычного ребёнка. Родители, в первую очередь мать, испытывают сильный стресс, когда у них рождается  малыш  с проблемами в развитии. Очень часто рождение такого ребёнка  воспринимается его родителями как трагедия. Рухнули в один момент какие-то надежды, круто изменились жизненные перспективы. Но, оправившись от первого шока, получив поддержку в Центре на ранних возрастных этапах жизни своего малыша, семьи начинают жить по новым правилам. И, на мой взгляд, таким семьям  обязательно нужна поддержка специалистов. В первую очередь - психологов.  Родители часто приходят на  консультации.  Но самой эффективной, на мой взгляд, формой психологического сопровождения  семьи оказались  групповые занятия, где родители детей могут обсудить то, что их волнует и получить рекомендации от специалиста. Такая группа в нашем Центре работает уже несколько лет. Веду её я и моя коллега. Мы дали ей название «Палитра чувств». Такое название возникло потому, что среди методов работы в группе преобладает метод арт-терапии, он оказался наиболее действенным и эффективным в данной деятельности. Кроме того, чувства, которые описывают наши клиентки, настолько разнообразны и ярки, что их можно сравнить с красками.  Посещают её мамы и бабушки детишек, которые приходят в группы для детей дошкольного возраста нашего Центра. Почему именно мам, в первую очередь, мы привлекаем к такой работе? Потому что именно женщина, родившая особого ребёнка, страдает больше, чем его отец. На неё падает большая физическая и моральная нагрузка. Матери находятся с детьми постоянно, живут заботами о них. Эти женщины  ограничены в общении. Для них характерны частые депрессивные состояния, заниженная самооценка, повышенная тревожность. Многие из них после рождения ребёнка распрощались, как им кажется, со своими мечтами относительно собственного будущего и будущего своего ребёнка, отказались от любимой работы.  Группа оказалась для наших клиенток тем местом, где они могли бы отрешиться на время от окружающего мира, от тех забот, которые сопровождают их в повседневной жизни. Нам, на самом деле, на те полтора часа, которые мы общаемся с мамами детей, удаётся погрузить их в мир свободного общения, создать ту атмосферу, которая помогает женщинам осознать свои чувства, проработать их.

Настроение и тематику занятий мы стараемся разнообразить. Иногда занятия проходят очень весело, мы стараемся отвлечь наших клиенток от повседневных забот, даём возможность расслабиться, отдохнуть, чего им, с их же слов, очень не хватает. Другие занятия мы посвящаем внутренней работе, свободному самовыражению. Как уже упоминалось, чаще всего мы используем арт-терапевтические  приёмы: рисуем, создаём коллажи. Некоторые занятия посвящаем визуализациям. Обращаемся к терапевтическим возможностям музыки. Всем участникам нравится работать в психологической песочнице, где, создавая различные картины, наши клиентки начинают лучше осознавать своё внутреннее состояние, потребности, чувства. В процессе обсуждения возникают инсайты, происходит высвобождение «негатива». Психологам, ведущим подобные группы,  надо быть готовым к сильным эмоциям клиентов, сопровождающихся  часто слезами, желанием выговориться.  Происходит это потому, что  не все женщины  могут поделиться проблемами с близкими, так как сталкиваются с непониманием в своей семье. Помимо этого они не хотят усложнять жизнь своим родным и поэтому многие годы носят  переживания в себе, испытывают чувство вины и страха.  Поэтому очень важно на занятиях обращение клиенток к своему позитивному опыту, актуализация ресурсных состояний личности. Например, очень запомнилось занятие-визуализация «Встреча с Внутренним Ребёнком», целью которого было возвращение к детским переживаниям, которые, как известно, могут оказывать свое влияние на жизнь уже взрослого человека. Данная техника позволяет прорабатывать  обиды, психотравмы, полученные в детстве, и может вызвать сильные негативные эмоции. Честно сказать, мы немного опасались этого, но были готовы к любому развитию событий. Но занятие прошло очень позитивно, так как все воспоминания о детстве были светлыми и радостными. Это позволило актуализировать те ресурсы в личности каждой женщины, которые дают поддержку и жизненные силы.               

Очень часто «Палитра чувств» работает как группа взаимопомощи, потому что  мамы делятся  друг с  другом своим жизненным опытом, сообща вырабатывают новые модели поведения в сложных ситуациях, касающихся детей или взаимоотношений с другими членами семьи, раскрывают свои потенциальные возможности. В процессе занятий их участники знакомятся друг с другом ближе, между ними завязываются дружеские отношения, они продолжают встречаться и общаться вне Центра.

Терапевтический эффект наших встреч достаточно  высок.  Работа группы имеет сильный эмоциональный отклик у её участников. Это подтверждают их высказывания: «Групповые занятия очень объединяют родителей. Мы становимся дружнее… помогаем друг другу…  Мамы, которые посещают занятия, отличаются своей открытостью, готовностью помочь...  Мне много дала группа. Я поняла, что я не одна, что есть люди, готовые поддержать, помочь. Вместе гораздо легче принять решение, сделать выводы, просто успокоится и жить дальше…».

Я думаю, что слова участников группы о тех изменениях, которые с ними происходят, являются для нас критерием нашего успеха, как специалистов. Главное для нас в этой работе - научить матерей, которых судьба выбрала для трудной миссии, миссии воспитания особого ребёнка, позитивно мыслить и не терять веры в свои силы. 

Сеннова Марина - педагог-психолог, работает в МБУ "Опорно-экспериментальный реабилитационный Центр для детей с ограниченными возможностями", должность: зав.отделением психологического сопровождения. Стаж работы в должности педагога-психолога - 18 лет.


Комментарии участников клуба

Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо войти в Клуб под своим именем. Если у Вас ещё нет учётной записи в Клубе, Вы можете зарегистрироваться.