Table 'psysu.forum_1_c_users' doesn't exist Психологический клуб  ->  Истории успеха 2012
На главнуюОтправить письмоПоиск по сайту
Вход для членов клуба:

«Писать, выступать, чтобы выжить»

Автор: Чупров Леонид Федорович

Мы публикуем ваши «Истории успеха». Напоминаем, что несколько авторов историй смогут бесплатно принять участие в Саммите психологов «Технологии успеха», который состоится 1-3 июня 2012 года. Более подробная информация – на странице рубрики.

Вот и завершился V Съезд Российского психологического общества. Мероприятие, которое ещё не один месяц и не один год будет обсуждаться в профессиональной среде.

Первая реакция, зафиксированная в дискуссиях по его итогам, касается пунктов «Устава Российского психологического общества», определяющих психологическое просвещение как одно из приоритетных направлений в деятельности этой общественной профессиональной организации.

Для меня как для представителя черногорской психологической службы (есть в Хакасии, в 20 км от Абакана и Хакасского государственного университета им. Н.Ф.Катанова такой город Черногорск) особой неожиданностью эти пункты Устава не стали: вот уже более трех десятилетий черногорские психологи этим занимаются. Пишут, выступают, чтобы выжить. Но вот, «погуглив» в Интернете, обнаружил довольно странную вещь. Получается, что, собственно, кроме черногорцев не так и много тех, кто ещё так же серьезно занимается  психологическим просвещением.

Вон, даже конференция прошла «Психолог и общество: диалог о взаимодействии» (Москва, 12 февраля 2008 г.), где так и была обозначена тема 4: «Психологическое просвещение и психологическая защищенность». Вроде бы хорошие слова прозвучали: «Халва, халва», а во рту слаще не стало. Обсуждались разные вопросы, но ничего конкретного по психологическому просвещению не отражено в опубликованном материале.

Может причина в том, что у нас другая ситуация и нас «жизнь заставила, пряники есть»?

Наверное, именно в этом.

Собственно, это рассказ не столько «обо мне любимом», сколько об опыте целой группы психологов, некогда составлявшей хорошую конкуренцию всем трем психологическим кафедрам двух институтов при Хакасском государственном университете им. Н.Ф.Катанова. Не были преподаватели университета нам помощниками. Они просто не имели никакого опыта в этой области. Нам пришлось самим пробовать, рефлексировать накопленный опыт, разрабатывать и теорию, и методику, и практику психологического просвещения, делясь безвозмездно с коллегами из других регионов своими наработками.

Первый и самый главный вопрос, который возникает при общении с практикующими психологами: «А царское ли это дело?». Действительно. Что такое психодиагностика – понятно: взял тест и провел. Что такое «немедицинская психотерапия», хоть и звучит странно, но тоже понятно. Что такое «коррекция» - не совсем понятно это магическое слово, но приспособились, исправляют. Про консультирование вообще можно и не говорить – самый понятный и любимый вид деятельности любого практикующего психолога. А вот с психологическим просвещением как? Ну, здесь дело - полнейший «швах».

Любое «просвещение» – вотчина педагогики. Будь то просвещение «санитарно-гигиеническое», «педагогическое», «экологическое» и т.п. Так и «психологическое» просвещение тоже не исключение. Педагогики - науки о воспитании. Классные часы, беседы, КВН, родительские собрания, лекции, викторины, буклеты, бюллетени и т.п. - все это из арсенала педагогики. Да и качество этих мероприятий, и их доходчивость до адресата определяются теснотой взаимодействия психолога с учителями и классными руководителями при их проведении. В стенах образовательного учреждения психолог, «сея разумное, вечное, доброе», в лучшем случае выступает помощником в проведении кем-то запланированного мероприятия.

В поисках собственного лица в психологическом просвещении мы решили «выйти в народ» и нашли его, это лицо, за пределами стен образовательных учреждений города. Для многих городских психологов это был новый опыт. Но мы особо не настаивали. Кто-то ограничился лишь традиционными формами и мероприятиями в стенах школы, детского сада, детского дома, а кто-то смог выйти вовне, и городское методическое объединение стало помогать устанавливать для них связи со СМИ.

Взаимодействие со СМИ. Первыми тропинку в газету «Черногорский рабочий» протоптали учителя-логопеды города. Развернувшаяся «по всем фронтам» психологическая служба города установила сотрудничество, опираясь уже на имевшийся у логопедов опыт. На страницах «Черногорского рабочего» стали своими психологи: автор этих строк, Н. Юрьев, О. Бухаркина, С. Вершинина, Н. Ропотько, С. Москвитина. О. Суворова. Также свою посильную лепту внесли и другие члены городского методического объединения психологов образования. Мы практиковали не только оригинальные эссе и публицистические статьи на психологическую тематику. Легко сотрудники газеты шли на интервью с психологом, подключали нас к мини-опросам, предлагали поработать с письмами читателей. Вскоре и республиканские газеты «Хакасия», «Взгляд» также стали заказывать материалы черногорскими психологам. Порой, просто в слегка измененном виде материал из «Черногорского рабочего» переносился на страницы республиканских газет. Открывшиеся в Черногорске и Абакане «Телефоны доверия», вскоре стали соперничать друг с другом по взаимодействию со СМИ.

Сотрудничество с черногорским городским телеканалом «Виктория», вещающим почти на всю Южную Сибирь, включая Абакан и юг Красноярского края, имеет тоже многолетнюю историю. Правда, здесь «музыку заказывали» тележурналисты и раньше, да и сейчас не так часто психологи могут вписаться в оставшиеся в телевизионной сетке информационно-познавательные передачи «Есть вопрос» и «Диалоги со вкусом».

Выход во «Всемирную паутину». Мне трудно судить о ситуации с газетами и журналами в других регионах. Просто нет информации. Что же касается городских и республиканских «бумажных» СМИ, некогда легко предоставлявших свои полосы, а порой и целые развороты для психологов, то сегодня они стоят перед проблемой финансового выживания и не столь охотно берут «чужаков». Им же хоть скудный гонорар, но выплачивать нужно. Но есть Интернет, а в нем социальные сети. Только редкие гости в них психологи. Все стараются общаться между собой, на специализированных порталах, а не с широкой аудиторией пользователей социальных сетей. Не исключение и черногорские психологи. Это поле нами только осваивается. Да и Интернет пришёл к нам намного позднее, чем в другие города. Хорошо, что есть в социальных сетях коллеги из других регионов, чей опыт достоин подражания и обобщения. Правда, таких психологов тоже мало.

Пожелание коллегам. Осваивайте СМИ. Бумажные, электронные, социальные сети, радио- и телеканалы. Ничего, что это «не царское дело». В просвещении нет «целинных и залежных земель». Если на поле не играют профессионалы-психологи – поле будет занято другими, выдающими себя за психологов, игроками. Легче PR-ится самим, чем очищать подпорченный другими имидж профессии психолога. Мы с коллегами из Черногорска «проложили и разметили лыжню», идущим по ней за нами будет легче.

Чупров Леонид Федорович - кандидат психологических наук, профессор Российской академии естествознания, главный редактор ЭНЖ «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири», почётный доктор наук НОУ «Восточно-Сибирская открытая академия» (Красноярск), почётный член и член Президиума Междисциплинарной академии наук (Киев), полноправный член Европейской академии естествознания (Лондон). Черногорск, Хакасия.


Комментарии участников клуба

Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо войти в Клуб под своим именем. Если у Вас ещё нет учётной записи в Клубе, Вы можете зарегистрироваться.