«Читаю, думаю, живу – не просто существую »
Мы публикуем ваши «Истории успеха». Напоминаем, что несколько авторов историй смогут бесплатно принять участие в Саммите профессионалов «Технологии успеха», который состоится 1-3 июня 2012 года. Более подробная информация – на странице рубрики.
«Как же я не люблю читать!» - с такого горького признания начинается наша беседа с пятиклассницей Дарьей Кононенко. Эта уже взрослая девочка, она и свои чувства выразить может. А сколько несформулированных, невысказанных отрицательных эмоций вызывает процесс чтения у многих младших школьников, имеющих трудности и нарушения в формировании этого базового умения. Я, как учитель-логопед, по роду своей деятельности, постоянно сталкиваюсь с детьми, имеющими подобные проблемы, чувствующими свою несостоятельность, пожалуй, в самом значимом и «слышимом» для соучеников классе виде деятельности на разных уроках - чтении вслух. По разным данным в школе сейчас насчитывается от 5 до 12% обучающихся, имеющих специфические или неспецифические нарушения в формировании чтения. В основе – стойкая неспособность овладеть слогослиянием или автоматизированным чтением целыми словами, а также выраженное нарушение понимания прочитанного.
В жизни ничего не происходит случайно, простых совпадений не бывает, желания рано или поздно исполняются, мечты воплощаются в действительность. И кто-то целенаправленно ведёт тебя по предначертанному пути. Интуитивно чувствовала это всегда, но в последнее время доказательств, подтверждающих эту жизненную теорему, всё больше и больше.
Год 1985. В детской поликлинике магаданской городской клинической больницы № 1, где я - молодой специалист - работаю логопедом, на глаза попадается методичка «Раннее выявление дислексии (нарушений чтения) у детей». Министерство здравоохранения, Ленинград. Авторы Исаев и Корнев. Скрининговая методика, не занимающая много времени, рекомендованная к применению на практике всем врачам. Долго представляла себе этих загадочных ленинградских учёных, не побоявшихся поднять в самой читающей стране мира проблемы на уровне формирования детского чтения и предложивших унифицированную методику выявления проблем у детей ещё до начала школьного обучения.
Год 1998. В маленькой книжной лавке Волгоградского педагогического института на глаза попадается книга, перевернувшая мои представления о подходах к работе по преодолению нарушений чтения, наполнившая педагогическую деятельность новым смыслом, заложившая формирование целостной гармоничной системы работы. Книга эта называлась «Нарушения чтения и письма у детей». Автор - уже знакомый мне Александр Николаевич Корнев - кандидат психологических наук, президент Санкт-Петербургской Ассоциации логопатологов. Долгое время мы с институтской подругой Леной Беляковой довольствовались одним экземпляром этой книги: копировали, пересылали её друг другу из Дмитрова Московской области в Волгоград и обратно, горячо обсуждали особо заинтересовавшие моменты,
Как раз в это время по «Радио России» в 18.45, ежевечерне транслировалась 15-ти минутная передача «Школа для родителей», посвящённая вопросам формирования детского чтения. Ведущим, популяризатором идей детского чтения, был всё тот же питерский учёный Корнев Александр Николаевич. О, как доступно, шаг за шагом, разъяснял этот человек проблемы, один на один с которыми оказываются многие из современных родителей! Помню, как бежала по морозу с работы домой и сразу же к радиоприёмнику. Долго жалела, что не записала эти короткие передачи на диктофон. Толковее и доступнее разъяснить всё равно уже было нельзя. Тогда же завязалась и наша, с Александром Николаевичем, «переписка». До сих пор храню любезно присланные им в ответ на возникающие у нас вопросы, записки и таблицы.
Год 2009. Еду в Санкт-Петербург на III Ежегодный Саммит профессионалов «Успешные психологи: обмен опытом». Привлекает название круглого стола «Дислексия и дисграфия (нарушения чтения и письма) - бич современного образования. Основные причины, профилактика и пути эффективной коррекции». И возможность увидеть и услышать Александра Николаевича Корнева. Встреча не обманула ожиданий, окрылила новыми совместными планами, раскрыла новые горизонты, оправдав девиз того Саммита «Кризис - это шанс!»
Год 2010. Вместе с учителями-логопедами Советского ТУ КОАВ проводим систематизированное исследование состояния навыка чтения учащихся 2 - 6 классов общеобразовательных школ. Обследовано 372 ученика из 12 школ. Думаю, что не ошибусь, предположив: первое для Волгограда массовое прикосновение к авторской методике А.Н. Корнева, было, хотя и пробным, но интересным для моих коллег. А в ноябре, чтобы расставить все точки над «i» еду в Санкт-Петербург, на авторский семинар «Современные методы предупреждения и коррекции дислексии у детей: мультидисциплинарная модель» А.Н. Корнева. Наслаждаюсь 3-х дневным плодотворным профессиональным общением с профессором кафедры общей и прикладной психологии Санкт-Петербургской педиатрической академии, доктором медицинских наук, кандидатом психологических наук. Общением, смею надеяться, обоюдным, так как Александр Николаевич много и подробно расспрашивает нас, слушателей семинара, приехавших из Волгограда, Кронштадта, Петрозаводска и Северодвинска о состоянии дел в наших городах. А вечерами после лекций, дома, слушает аудиозаписи наших волгоградских школьников, просматривает видеосюжеты, а потом в ходе лекций комментирует: корректирует или одобряет. И то, и другое - нам на пользу! И как в мои далёкие московские студенческие годы, чувство гордости от сопричастности Мастеру и его Мастерству, проникает в душу, переполняет сердце…
А.Н. Корнев - учёный, востребованный в разных странах мира, в том числе тех, где есть русские общины и где русских детей обучают на русском языке. Он член РАД - российской ассоциации дислексии, вице-президент Санкт-Петербургской ассоциации логопатологов, его интересуют вопросы актуального ныне билингвального (двуязычного) обучения. Александр Николаевич - человек разносторонний, открытый для профессионального общения, отзывчивый, Такими людьми гордится отечественная наука. А подходы и методики профессора Корнева заслуживают особого отдельного рассмотрения, понимания и принятия.
Вспоминаю лекцию Александра Николаевича: «В психологии чтения существуют две модели. Первая рассматривает чтение как технический процесс декодирования графической (буквенной) модели слова в устно языковую форму. Вторая – как читательскую деятельность, имеющую мотив, выбор средств». Какое глобальное, всеобъемлющее определение M.Coleс соавторами (1989) приводит Корнев: чтение – это способ «расширения средств взаимодействия индивида со средой при помощи интерпретации графических знаков». И лучше не передать значения и взаимосвязи адаптивного и коммуникативного аспекта формируемого у каждого ребёнка навыка с процессами декодирования и интерпретации. Почти поэтически звучат для меня в этой связи слова Д.Б. Эльконина, считавшего, что «чтение вслух есть своеобразное говорение по графической (буквенной) модели». И снова как логопед, как учитель, как женщина, умом, душой, сердцем понимаю, как хочется мне слышать плавное, красивое чтение, как впрочем, и говорение каждого моего воспитанника, ученика, ребёнка.
Нежданно-негаданно получаю бытовое подтверждение того, что оперативное, беглое чтение, без осмысления и понимания, это ещё не чтение, а всего лишь операция. Читаю «Нарушения чтения и письма у детей» А.Н. Корнева, а по телевизору повторяют сериал про любимого в 90-х мохнатого кукольного персонажа Альфа (по-видимому, от «a» – первая буква греческого алфавита):
- Что ты делаешь, Альф? - Читаю быстрочтением (водит быстро по строчкам пальцем) - И о чём книга? - Не знаю, но мех на пальце уже стёрся. |
Или, Альф: - Вы мне не верите? Мальчику, который кричал: «Волки!» тоже не верили. - Этот мальчик лгал! - Да!? Придётся, по-видимому, отказаться от быстрочтения. |
В основе разработанной Корневым модели «оперативных единиц чтения», лежит теория Н.А. Бернштейна, об уровневом принципе формирования навыков. Согласно этой теории, любой навык и операции, из которых он состоит, на начальном этапе своего формирования осуществляется полностью под контролем сознания. Схема регуляции и контроля над действиями максимально развёрнута. По мере совершенствования навыка отдельные операции автоматизируются, и их регуляция осуществляется уже в более свёрнутом виде, вне контроля сознания. А в завершении этого процесса под контролем сознания остаётся только конечный результат всей цепочки операций. Эта схема применима и к навыку чтения. Если упростить процесс чтения, мы увидим, что он состоит из серии отдельных операций: опознание буквы, слияние нескольких букв в слог, слияние нескольких слогов в слово, интеграция нескольких прочитанных слов в законченную фразу или высказывание. На самом начальном этапе обучения каждая из этих операций осуществляется под сознательным контролем и требует отдельного умственного усилия со стороны ребёнка. На каждом этапе развития чтения существует операция, которая настолько отработана, что протекает автоматизировано. Она и представляет тот уровень, на котором в данный момент декодирование достигло окончательной зрелости, автоматизировалось и не требует больше сознательного контроля. Количество знаков, которое отрабатывается на этом уровне, Корнев рассматривает как оперативную единицу чтения, достигшую автоматизации. Такими оперативными единицами могут быть буква, слог типа СГ (где «С» - согласный, а «Г» - гласный), ГС, слог СГС, слог ССГ, слог СГСС, ССГС, слово или группа слов.
Если не возникает непредвиденных затруднений, то все операции автоматизируются и протекают бессознательно. И так, в конце концов, под контролем остаётся только понимание фразы или высказывания.
Основным признаком того, что чтение слогов данного типа автоматизировалось, является опознание их с одного взгляда, одномоментно, целиком, а не последовательно, по элементам. Представьте себе отдельные списки, состоящие из 100 букв, 100 слогов типа СГ и ГС, 100 слогов СГС и ССГ и т.д. Дети, у которых не произошла автоматизация чтения слогов того или иного типа, читают составленный из них список, значительно медленнее, чем список из более простых, хорошо усвоенных ими слогов.
Как известно, опознание и понимание слова происходит после воссоздания его звуковой формы. Поэтому процесс укрупнения оперативных единиц чтения существенным образом влияет и на успешность понимания прочитанного. Объём оперативной памяти взрослого человека вмещает 7+2 единицы хранения. У ребёнка младшего школьного возраста – на 2 единицы меньше. Вот наш первоклассник читает слово «черепаха», состоящее из 4-х слогов и 8 букв. Если оперативной единицей чтения у него является слог СГ (согласный, гласный), то он прочтёт, сохраняя в оперативной памяти все слоги, и поймёт это слово быстро. А в случае побуквенного чтения число единиц хранения (8) переполнит оперативную память, и ребёнок вынужден будет перечитывать слово 2-3 раза.
Эффективность операций декодирования и слогослияния зависит от «читаемости текста». К обстоятельствам, влияющим на трудность чтения, относятся слоговая структура слов, их частотность, шрифт, настрой чтения (интересно – неинтересно). Структура фраз, сложность синтаксиса, контекстная или ситуативная форма речи, база знаний о мире, словарный запас – всё это влияет на быстроту понимания читаемого. Стратегия и качество понимания зависят от психологической установки читающего. Чтение для формального понимания, как учебной задачи? Чтение для удовлетворения интереса к событийной стороне текста? Чтение для получения практической деловой информации? Обсуждать модель понимания при чтении абстрактно, безотносительно к психологическому контексту, считает Корнев, вряд ли имеет смысл. По той же причине методика обучения, особенности постановки учебной задачи при чтении, существенно влияют на формирование способности к полноценному пониманию прочитанного. Развитие этой способности продолжает совершенствоваться и после окончания школы, и даже в зрелые годы. На чтение, и генетически, и психологически, влияет семейный показатель отношения к КНИГЕ. «Поле» вовлечения ребёнка в чтение в 60-70% случаев зависят от наследственности. А дефицит общения в семье является препятствием к нормальному овладению процессом чтения.
Существует понятие «грамотность чтения». Оно ёмкое, глобальное. И наряду со способностью человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, включает использование их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, а значит, необходимо и для активного участия в жизни общества. Читаю, думаю, живу – не просто существую…
28 сентября 2011 года премьер-министр РФ Владимир Путин поставил новую общенациональную задачу – повышение интереса к чтению. Выступая на съезде Российского книжного союза, он призвал «возродить потребность людей к книге». Премьер подчеркнул, что «важно выработать, а затем на практике реализовать единую стратегию действий, понятую и принятую всем обществом».
О человеке, который знает о чтении всё и даже больше, мой рассказ. Александр Николаевич Корнев первым в нашей стране заговорил о профилактике нарушений этого непростого процесса. Система первичных мероприятий заключается, по его мнению, в устранении основных этиологических факторов и состоит в предупреждении анте- и перинатальной патологии плода и новорождённого. Включает меры по снижению соматической и инфекционной заболеваемости детей в первые годы жизни, диагностику и лечение перинатальной церебральной патологии. В настоящее время всему этому в нашем государстве уделяется очень большое внимание. Строятся перинатальные центры, оборудованные по новейшему слову техники. Один из них виден из моего окна. Но где и как проводятся мероприятия по ранней диагностике и коррекции нарушений речи? Ведь позднее появление первых слов (после 1 года и 3 месяцев) и фраз (после 2 лет) является достаточным основанием для вмешательства логопеда. Симптомы девиантного развития фонологической системы ребёнка – безусловное показание для проведения курса логопедической и медико-педагогической коррекции. При наличии билингвизма у ребёнка необходим выбор адекватных методов обучения грамоте. Дети, сменившие язык обучения, относятся к группе риска по дислексии и должны получать индивидуальную помощь при освоении второго языка. Этого вы тоже нигде не увидите. К сожалению, не могу привести точные данные о количестве обучающихся, пришедших в школу практически не говорящими по-русски, либо имеющими практику двуязычного общения (дома – на родном языке, в дошкольном учреждении, а затем и в школе – на русском). Юлия Тюменёва, научный сотрудник Института развития образования, приводит такой пример: в Москве за 9 месяцев 2008 года на учёт поставлено 1,2 миллиона мигрантов, многие из которых не говорят между собой по-русски.
Согласно результатам логопедического обследования, проведённого в Санкт-Петербургском центре «Здоровье» профессором В.А. Калягиным, сегодня в первые классы общеобразовательных школ поступает до 55% детей 6,5 – 8,5 лет, имеющих нарушения звукопроизношения и фонематического слуха. Практически столько же (от общего числа поступающих) имеют бедный словарный запас, несформированный грамматический строй речи, не умеют связно излагать свои мысли, рассказывать по картине или серии картин, пересказывать сказки. 63% детей плохо справляются с чтением и письмом, а предпосылки нарушения письменной речи выявлены у 16% дошкольников.
Совершенно не ведётся работа с неблагополучными семьями и семьями детей, не посещающих детские сады. Необходима организация консультационных пунктов для родителей, с преподаванием и разъяснением приёмов подготовки ребёнка к обучению, развития у него необходимых сенсомоторных и речевых навыков. Средства массовой информации, периодические издания – всё должно встать на службу решения проблемы. В детских садах необходимо учить родителей общению с малышами и тому, что, сколько и как читать детям дома. Говорить о необходимости родительского примера и возрождении традиций давно забытого семейного чтения. В школах разъяснять учителям, что требование чтения целыми словами, не опирающееся на фундамент автоматизированного чтения слогов, только вредит ребёнку. Наконец, совершенно необходимо возродить, если хотите, ввести заново, практику скрининга по методике раннего выявления дислексии (МРВД) в детских садах и поликлиниках, в ППМС – центрах, в первых классах школ. Тестирование с последующей ранней помощью детям с выявленной к нарушениям чтения предрасположенностью.
И опять о своём. Студенткой изучала законы диалектики. Один из них гласит о «переходе количества в качество», другой – о развитии по спирали». Не одномоментным, по взмаху волшебной палочки, а долгим и кропотливым является процесс коррекции речи. Пока количество отданных ребёнку сил наставника, его родителей, собственных усилий воспитанника не перейдёт в новое качество чистого, внятного, интересного говорения. Не исключено, что проблемы появятся на новом витке спирали развития – школьном обучении, в виде нарушений письма и чтения. И тогда всё сначала: волнения, тревоги и … обретённая уверенность. Всё это может длиться годами. Не понаслышке знаю: в Ульяновске и Самаре уже нет логопедов в школах. Говорят и о сокращениях в детских садах. Вопрос: смогут ли родители оплачивать то количество логопедических занятий, которое со временем перейдёт в качество устной и письменной речи? Давайте задумаемся об этом и будем только совершенствовать, наполнять новым содержанием, переводя на рельсы режима дальнейшего развития, сложившуюся в стране систему логопедической помощи маленьким гражданам XXIвека. Будем работать, созидать, а не разрушать. Успехов всем нам!
P.S. Рада сообщить вам, что симпатичная шестиклассница Дарья Кононенко, подросла, изменила своё отношение к чтению, много работала, улучшила свои показатели в тестировании по СМИНЧ (систематизированной методике исследования навыков чтения) и занимается в театральном кружке гимназии.
«Читаю, думаю, живу – не просто существую!»
Ольга Епифанова, учитель-логопед, Волгоград.