На главнуюОтправить письмоПоиск по сайту
Вход для членов клуба:

«Моя педагогическая философия»

Я смысл этой жизни вижу в том,

Чтоб, не жалея ни души ни тела,

Идти вперед, любить и делать дело,

Себя не оставляя на потом.

А.Макаревич

В чем нуждается ребенок? Ответ на этот вопрос и составляет мою педагогическую философию.

Как много негативного в современном мире! И все это зачастую находит прямое – отражение в детях. Несговорчивые, нетерпеливые, агрессивные, они становятся заложниками тех условий, в которых растут и развиваются, чтобы исправить это любому ребенку необходимы любовь, сердечное тепло, защита. Проявления нежности, ласки выражают мою любовь к ребенку и являются жизненно необходимыми для его развития. Это должно быть всегда естественным и никогда не навязываться ребенку.

Ребенок со своим сильным чувством собственного достоинства и глубокой восприимчивостью нуждается в том, чтобы к нему относились с уважением.

Все без исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда это получается, и одна из задач, стоящих передо мной в процессе деятельности – помочь ребенку разо­браться в сложном мире взаи­моотношений со сверстниками и взрослыми. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни. Способность общения или коммуникативные способности необходимо раз­вивать с раннего возраста.

Ребенку важно, чтобы его выслушивали взрослые. Ему необходимо видеть, что его собственные чувства и мысли считаются немаловажными и заслуживают внимания. Он должен чувствовать себя полноправным членом детского коллектива, своей семьи.

Это совсем не означает, что он должен «добиваться своего»; у ребенка нет стремления тиранить, а есть только желание участвовать в общих делах.

Ребенку важно чувствовать, что я его понимаю, хотя и не всегда могу согласиться с ним.

Выступление Дмитрия Медведева «Наша новая школа – возможные альтернативы» обозначило направления новых образовательных стандартов и необходимость обеспечения поддержки талантливых детей. Чтобы каждый ребенок вырос талантливым, ему необходима свобода и достаточное количество времени для исследования окружающего его мира,  для познавательной деятельности. Его не следует торопить, так как его восприятие времени отличается от восприятия времени взрослого. Позволяя ребенку исследовать его мир не торопясь, вы даете ему возможность изучать предметы и явления в естественном для него темпе.

Маленький ребенок проявляет безграничное любопытство. Ему необходима развивающая окружающая среда, где бы он мог свободно исследовать и изучать. Взрослые могут создать условия, чтобы ребенок был в состоянии с успехом выполнять различные действия.

Ребенок нуждается в разумных правилах и ограничениях, которые вводятся в его жизнь четко и последовательно.

Всякий раз, когда ребенок в чем-либо преуспевает, у него возникает чувство удовлетворения, и это способствует дальнейшему развитию его ума и тела. Искренняя похвала и поощрение со стороны нас, взрослых, помогают ребенку чувствовать себя уверенно. У него возникает чувство собственной значимости, которое побуждает его продолжать попытки в познании мира. Ребенку не требуется слишком много похвалы или фальшивого восторга – все это только во вред.

Я думаю, что каждый ребенок нуждается в помощи и руководстве, но в то же время ему хочется быть независимым, т.е. делать что-либо самостоятельно и так долго, как он того желает.

Нам очень редко удается получить удовольствие, которое испытывали, когда научившись чему-либо, вы хотели повторять это действие снова и снова?

Повторение – важный процесс, благодаря которому обучается ваш ребенок.

Ребенок главным образом интересуется процессом выполнения дел, он не очень заботится о конечном результате.

Хотя конечный продукт может понравиться ребенку, и он порадуется своему успеху и завершенности действия, но настоящее удовольствие ребенок получает от процесса самостоятельного выполнения работы. Заинтересованность в достижении поставленных задач, присущая взрослым, не поглощает внимания маленького ребенка, он целиком и полностью погружается в настоящий момент выполнения действия.

Желание быть независимым одно из самых сильных чувств ребенка.

Ребенку важно понять, «кто он», и осознать, что он уникален. Каждый из нас чем-то отличается от других. Ощущение своей неповторимости важно для развития ребенка.

Для маленького ребенка значимые взрослые (родители, педагоги) – образец, которому он подражает в процессе познания жизни. Его отношение к ним во многом напоминает поклонение кумиру. Он копирует действия взрослых и их взаимоотношения, а также запоминает многое из того, что видит, и это позже использует в своей взрослой жизни.

Ребенок чувствителен ко всему, что он воспринимает от взрослых. Маленькому ребенку недостаточно только присутствия других людей. Он обучается главным образом через подражание взрослым, которые ему близки. Ему нужно общаться с ними, делать что-либо совместно.

Он хочет подчиняться взрослому во всех отношениях. Мы даже не представляем, насколько он готов к повиновению.

Вот пример: трехлетний малыш положил грязную тарелку на кровать. Мама сказала ему: «Не делай так! Тарелка грязная», - и убрала покрывало. После этого всякий раз, когда ребенок видел грязную тарелку, он восклицал: «Это грязно!» и шел к кровати, чтобы убрать покрывало. Чего еще можно желать? Ребенок восприимчив и чувствителен в такой степени, что взрослому следует хорошенько контролировать свои слова и действия, потому что буквально все запечатляется в сознании ребенка. Он весь – послушание, потому что послушание есть его образ жизни. Он любит и почитает взрослого, из уст которого выходит мудрость, которая помогает ему жить.

Основные постулаты моей педагогической философии: любить, хорошо знать закономерности и особенности развития ребенка, ценить и уважать его индивидуальности, стараться чувствовать хрупкий внутренний мир каждого ребенка.

Дети, которые выросли в дружной, любящей атмосфере, на всю жизнь сохраняют чувство защищенности и стремятся передать это тепло своим детям. Именно родители и мы, педагоги, становимся первыми значимыми людьми в жизни маленького ребенка, его окном в мир, его примером и целью. И мы, семья, общество не только несем основное бремя ответственности за формирование юного человека, но и получаем в награду любящего сына или дочь, благодарного воспитанника, надежного друга и порядочного человека.

Я считаю, что чем больше счастливых детей и людей у нас в стране, тем гораздо лучше и – главное – достойнее жить всем: каждому ее гражданину, всему обществу, стране в целом.


Комментарии участников клуба

Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо войти в Клуб под своим именем. Если у Вас ещё нет учётной записи в Клубе, Вы можете зарегистрироваться.