«Везёт тому, кто сам везёт!»
Проходят год за годом и, оглядываясь назад, я понимаю – вот она история! История моей жизни, история моего счастья, история моего везения – история моего успеха! Я считаю себя везучим человеком. Но, всегда помню одну полезную фразу: «Везет тому, кто сам везет». Вот и я везу свой «жизненный багаж».
Мой личный багаж похож на дамскую сумочку: изящный и очень прочный. Это мой муж, с которым мне повезло и везет уже 25 лет. Это мои дочки, такие разные, но всегда бесконечно любимые. Это родные и близкие мне люди, готовые понять, принять и помочь в любой ситуации. Счастье приближает нас к успеху и всячески способствует ему.
Мой багаж свободного времени: интересный и приятный. Он не имеет определенной формы, ведь все увлечения и занятия очень разные. Чтобы я не делала: путешествовала или читала, заботилась о доме или своих питомцах, изучала тонкости французского языка или танцевала, мне это нравится. Это тоже везение – быть довольным и успешным в делах вне работы.
Мой профессиональный багаж когда-то был большим чемоданом, но обязательно на колесиках, чтобы легко и удобно было его перемещать вслед за собой.
Как давно это было: школьные годы, мысли о будущей профессии, поступление в институт… Что повлияло на выбор моей профессии? Везение. Встретить на своем пути интереснейших людей, которые привлекли мое внимание своей деятельностью. Они были счастливы в своей профессии.
Работа с детьми – вот то направление профессиональной деятельности, выбранное мной на пути к успеху. Я закончила педагогический институт им. А.И. Герцена и работала методистом в детском саду, когда мне опять повезло, я попала на курс по детской психологии, который читала Мария Владимировна Осорина. Я влюбилась в «секретный мир» детства. Это был успех открытия себя в новом качестве и с новыми перспективами. Тогда, более 20 лет назад, я и предположить не могла, что моя профессия «педагог» получит в своем названии некое продолжение – «психолог». И именно это «продолжение» станет основной моей профессией.
Здесь, думаю, не обошлось без влияния судьбы: по гороскопу мой знак зодиака «рыбы» - вот уж кто умеет терпеливо слушать, выразительно молчать, и, если надо, выбрать правильное направление движения. Разве не водная стихия может дать вам успокоение и умиротворение или, наоборот, закружить в водовороте событий, а вовремя вынырнувшая золотая рыбка будет тем советом, толчком, ресурсом, который поможет найти выход из трудной жизненной ситуации?
В те годы (это начало 90-х) детский психолог, работающий в дошкольном учреждении, был огромной редкостью. Его функциональные обязанности волновали всех: администрацию, коллег – педагогов, родителей и даже детей. Найти подходы к каждой категории участников образовательного процесса - вот задача, занимавшая мой профессиональный интерес на протяжении многих лет. Мой профессиональный багаж пополнялся систематически: второе дополнительное образование, профильные курсы, семинары, тренинги, конференции, всего не перечесть.
Прошло 20 лет, технический прогресс не умолим, и теперь мой профессиональный багаж напоминает портфель делового человека: вместительный и содержательный. Свой накопленный опыт я стараюсь обобщить и систематизировать, превращая его в статьи, методические рекомендации, книги.
Есть в моем багаже «походный рюкзачок» – это своеобразный коммуникативный багаж. Он всегда открыт и готов к общению. Психолог – профессия неординарная и непредсказуемая. Каждый день наполнен непростым и интересным общением с детьми, коллегами, родителями. В моем «рюкзачке» всегда под рукой необходимые приемы, методы и средства, которые помогают решить трудности и проблемы обратившихся ко мне взрослых и детей. Это счастье – быть нужной в профессии. Я радуюсь вместе с детьми, когда при каждой нашей встрече они больше узнают о себе, друг о друге, о мире, который их окружает.
Мне повезло работать на протяжении пятнадцати лет в одном дошкольном учреждении. Именно здесь произошел еще один успех открытия: уверенное и терпеливое взаимодействие со взрослыми, которые окружают детей. В наше время все больше людей проявляют интерес и обращают свое внимание к психологии, как науке, помогающей разрешать разнообразные жизненные задачи. Как говорил Антуан де Сент-Экзюпери: "Слишком много в мире людей, которым никто не помог пробудиться". Это тоже успех, когда посещение психолога становится для людей тем шагом к "пробуждению", которое позволяет изменить свои отношения с миром.
Я провожу семинары, тренинги, мастер-классы для педагогов по созданию команды педагогического коллектива, по взаимодействию с родителями и детьми. Я стараюсь помочь педагогам найти ключик к «потайной дверце» каждого ребенка, чтобы в нем открылись самые естественные черты, характерные для дошкольника: любознательность, восприимчивость, чувствительность, инициативность, общительность, сопереживание и доверие к миру. Я считаю настоящим успехом профессионала, когда твоя работа замечена и отмечена положительными отзывами коллег и родителей. Когда к тебе на консультации и занятия приходят родители со вторыми и третьими детьми, когда возвращаются бывшие выпускники за помощью и поддержкой.
У каждой женщины в багаже должна быть косметичка: креативная и завораживающая. Именно она символ творческой инициативы. Мне повезло с профессией, психолог должен быть всегда в тонусе самосовершенствования и профессионального роста. Сколько интересных направлений, идей, проектов в работе с детьми и взрослыми были мною уже освоены, а сколько еще предстоит познать и опробовать.
Люди и события, которые приближают меня к очередному успеху, в настоящее время связаны с двумя направлениям деятельности: песочная психотерапия и арт-терапия. Что-то уже изведано и испробовано, но многое еще предстоит. В нескончаемой череде событий я развиваю профессию в себе и себя в профессии. Мой успех – это движение вперед!
Я стараюсь следить за чистотой, аккуратностью и содержанием своего багажа.
Теперь я точно знаю: везет тому, кто сам везет!!!
P.S. Осталась одна визитница. Она должна быть всегда под рукой, для тех, кто желает узнать больше. Заходите на сайт, пишите письма, звоните и приходите обменяться опытом!
Демидова Татьяна Леонидовна, педагог-психолог ГБДОУ № 59 Центрального района СПб.