На главнуюОтправить письмоПоиск по сайту
Вход для членов клуба:

«Мир равных возможностей»

Дети не делятся на здоровых и инвалидов.
Они могут быть талантливыми, одаренными,
способными, подвижными и спокойными,
любознательными и задумчивыми, не всегда послушными
Но это многообразие и создает
удивительный, гармоничный, целостный мир.


Посещать школу, жить обычной жизнью, той самой, которой живут миллионы мальчишек и девчонок, сегодня мечтают многие дети с ограниченными возможностями здоровья. В силу своих физических возможностей, отсутствия безбарьерной среды они лишены этой радости. Благодаря реализации государственной программы "Доступная среда",  у детей с ограниченными возможностями здоровья появился шанс вне зависимости от состояния своего здоровья получать качественное образование в среде своих сверстников.

МБОУ Багаевская школа №3 стала доступной для детей с ОВЗ в 2008 году, когда образовательное учреждение получило лицензию на право ведения образовательной деятельности  по программам начального общего, основного общего образования, разработанных с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся VIII вида. За эти годы в школе накоплен определенный опыт по организации  образовательного процесса для детей с особыми потребностями, который реализуется, прежде всего, учителями индивидуального обучения.  100% педагогов  школы имеют соответствующую квалификацию, позволяющую им учить и воспитывать детей данной категории.

У истоков развития инклюзивного образования стояла Бойченко Ирина Дмитриевна, директор Багаевской инклюзивной школы.

Администрация школы понимала, что еще больше должна накопить опыта. И позиция администрации и директора школы Бойченко И.Д.основывалась на принципе: " Все дети могут учиться – мы должны создать подходящие условия для их обучения". Это стало стратегией инновации. Прежде всего, в коллективе создавалась особая атмосфера принятия идеологии инклюзивного образования, исключающей любую дискриминацию детей и обеспечивающей равное отношение ко всем людям. Все понимали значимость обязательств, принимаемых общеобразовательным учреждением, участвующим в экспериментальной деятельности.

За 8 лет педагоги школы обучили  и выпустили 8 детей с ОВЗ. В 2015-2016 учебном году в школе обучаются 13 человек с особыми потребностями, одни из них - индивидуально, другие - традиционно.

А в 2014 году СОШ №3 включилась в государственную  программу  Российской Федерации "Доступная среда»  на 2011-2015 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерация от 17 марта 2011 года, и строит образовательную систему, удовлетворяющую потребности каждого ребенка. В инклюзивной школе все дети без исключения обеспечиваются поддержкой, которая позволяет им быть успешными, ощущать безопасность и уместность.

Программа «Доступная среда» направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, эффективность их реабилитации за счёт доступности образовательной среды, на преодоление самоизоляции детей с ограниченными возможностями здоровья, негативного отношения к ним и является составной частью Программы развития нашей школы. При составлении программы мы опирались на мировой и российский опыт инклюзии, общие направления модернизации образования в России, получившие отражение в Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы, проект национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»,  Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения, - рассказывает педагог-психолог Ирина Александровна Устименко, непосредственно отвечающая за коррекционную составляющую инклюзии.


Пересматривалась вся работа с родителями и детьми. Нужно отметить, что в школе создана атмосфера добра, милосердия, толерантного отношения ко всем участникам образовательного процесса. В план совместной работы школы с родительской общественностью были включены новые темы родительского лектория, способствующих формированию установок в условиях инклюзивного образования: «Школа, доступная для всех», «Новые условия – новые возможности обучения», анкетирования родетелей и детей «Как ты относишся к детямОВЗ», совместные мероприятия и акции для детей и родителей. Разрабатывалось нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования, педагоги проходили курсовую подготовку по овладению методами и технологиями дистанционного обучения.

Наступает первый день нового учебного года… Ежегодно классные руководители приглашают детей ОВЗ и их родителей на торжественную линейку 1 сентября. Ученики всегда доброжелательно встречают одноклассников – детей с ОВЗ. Традиционно торжественная линейка дня Знаний проходит под разным тематическим названием и больше похожа на театрализованное действие. Дети после линейки идут в классные комнаты, где проходит тематический урок знаний. Обязательной частью этих уроков стали конкурсы и игры, способствующие принятию каждого ученика в коллектив и развитию дружеских отношений между детьми с ограниченными возможностями здоровья и обычными сверстниками, которые будут поддерживаться в течение года. Практика нашей работы показывает, что между обычными детьми и детьми- инвалидами складываются вполне прочные и длительные дружеские отношения. Дети находятся в атмосфере доброжелательности, справедливости и терпимости. Ученики чувствуют себя более комфортно и не боятся общаться с людьми, которые отличаются от них. Они на другом уровне общаются со своими сверстниками-инвалидами. И не важно, что в основном дети с ОВЗ получают образование на дому. На самом деле каждый ученик получает знания во многих местах, кроме традиционного класса: библиотека, клуб, игровые площадки, спортзал. Иногда для учебы нужно, чтобы ученик был со всем классом, иногда – в группе учеников, а иногда – просто наедине с учителем. Главное при этом – практика сотрудничества, определяющая успешность социализации детей. Опыт социализации таких детей показал, что необходимо вовлекать их в жизнь классных коллективов, приглашать на внеклассные мероприятия. Школа славится своими традициями. Ежегодно проводятся праздник посвящения в пешеходы, где инспектор ГБДД. Вручает детям опознавательные знаки. После торжественного мероприятия также проходят мероприятия в классах, где дети участвуют в праздничной программе, получают подарки от своего класса. И ученики одного класса не чувствуют особой разницы в своих возможностях: конкурсы и игры родительский комитет продумывает таким образом, чтобы участниками их стали и дети с ограниченными возможностями здоровья. Под руководством администрации школы: педагога-психолога Устименко И.А., зам. Директора по УВР Пьяновой И.Г., Боряевой Н.В, Владамировой О.Н., социального педагога Белых Н.С., учителя – логопедага Казачковой Е.И., зам. директора по ВР Некрасовой С.В., зав бибилотекой Мылышевой А.Н. в школе создан родительский клуб среди детей ОВЗ « Молодой клуб родителя», где родители организовывают и проводят различные меропрития разной направлнности: «День именинника», Экскурсии, фотосессии, выставки, участие во всероссийских конкурсах, олимпиадах, участие в месячнике по патриатическому воспиатанию, посещение спортивных мероприятий, бассейна, районного и школьного музея, поездка в центальную бибилотеку, благотвортиельные акциии Полиции, Администарции Багаевского района «Рождественский перезвон» и т.д.

Такие мероприятия помогают наладить тесный контакт с одноклассниками, способствуют воспитанию толерантности и взаимоуважения, успешной социализации детей. Все дети с ОВЗ носят школьную форму утвержденную Положением по школе. За каждым обучающимся ОВЗ педагогом-психологом Устименко И.А. были закреплены наставники среди обучающихся 5-11 классов. Ребята наставники: Мирзаева С., Фирсова Е., Шульцева В., Ерылкин Д., Арутюнян А., Демиденко А., Нуамова А., Пенкина А., Пенкин Г., Молчанова В., Трубников А., вместе с учениками учат детей и родителей изготавливать небольшие сувениры, проводят викторины, заочные путешествия. Это могут быть мастерские «Радуга настроения», «Животное - оберег», Обучение основам персонального компьютера «REYBOOC» «Изделие из соленого теста. Ежик», «Путешествие в Царскосельский лицей», «Музыкальная викторина», а также сопровождают детей с ОВЗ в поездках. Мы помним, после первого такого мероприятия наши ребята, педагогические работники не могли сдержать слезы. Они прочувствовали «нужность» своего участия и помощи детям. Как говорят сами наставники: «То, что в школе учатся дети с ограниченными возможностями здоровья, дает нам возможность понять, что ценность человека не зависит от его способностей и достижений. Нам есть чему поучиться у этих детей: силе воли, терпению и выдержке в преодолении трудностей!». В конце каждого года (в мае) проводится концерт и вручаются подарки всем детям – инвалидам, с приглашением гостей. Школа сотрудничает с организациями, принимающими участие в социализации детей – инвалидов. Традиционно в школе проходит еще одно яркое и интересное мероприятие, приуроченное дню семьи - Фестиваль семейного творчества. Цель мероприятия – объединить единым творческим делом взрослых и детей. На празднике выступают семьи с танцевальными постановками, проводятся конкурсы фотографий, кулинарного творчества. В школе созданы все условия для успешного обучения и личностного роста каждого школьника призвана психологическая служба. На высоком уровне организовано психолого- педагогическое сопровождение инклюзивного образовательного процесса. Главным приоритетом деятельности психологической службы школы является забота о психологическом здоровье детей, повышение социально - психологического статуса ребенка. В кабинете педагога-психолога Устименко И.А. установлено современное оборудование, позволяющее проводить диагностику и коррекционные занятия. На основе данных психодиагностики разрабатываются индивидуальные и групповые программы психологического развития школьников, детей с ОВЗ. В этом процессе важна роль и классного руководителя, и учителей – предметников, и педагога-психолога, которые привносят свой опыт и знания для того, чтобы каждый ребенок мог учиться с наибольшей для себя пользой. Педагогический коллектив школы ставит перед собой задачи: каждый ученик должен чувствовать себя принятым, чтобы его способности и потребности учитывались и были оценены. Таким образом, создается толерантное отношение ко всему процессу инклюзии, повышается мотивация родителей (законных представителей) на сотрудничество в социально-педагогическом сопровождении ребёнка с ОВЗ. Педагоги участвуют в реализации инклюзивных подходов для задач социальной адаптации и развития детей с ОВЗ и их одноклассников, используя при этом наиболее эффективные инновационные технологии психолого-педагогического сопровождения; Налажено эффективное взаимодействие с родителями. Администрация имеет информацию о возможных ресурсах как внутри образовательного учреждения, так и вне его и активно их использует в образовательной деятельности.

Мы уверенно смотрим в будущее. В своей работе не забываем принципы инклюзивного образования:

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  • Каждый человек способен чувствовать и думать;
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; •Все люди нуждаются друг в друге;
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека

Я как педагог-психолог верю в своих ребят и в свою любовь к ним. Моя любовь к детям, к профессии не иссякает, а день ото дня, мне кажется, становится более мудрой, глубокой.

Рябоконева Ирина Александровна - педагог-психолог  МБОУ Багаевской СОШ 3, станица Багаевская, Ростовская область.

За эту историю проголосовало: 250 человек
Романова Светлана Сергеевна, Рябоконева Ирина Александровна, Мацаян Екатерина Сергеевна, Солодкова Светлана Сергеевна, Абакумова Татьяна Николаевна, Ерылкина Светлана Петровна, Бибикова Ольга Васильевна, Гюльахмедова Алёна Османовна, Анопка Дарья Сергеевна, Устименко Михаил Николаевич, Сапегинва Галина Григорьевна, Рябоконева Юлия Валериевна, Иваненко Ольга Николаевна, Ганьшина Оксана Михайловна, Ганьшин Дмитрий Владимирович, Узбек Ахасулин Арабович, Гизевская Екатерина Дмитриевна, Ивашков Евгений Александрович, Блаховцова Инна Алексеевна, Казачкова Елена Ивановна, Язепова Надежда Николаевна, Шпилка Мария Ивановна, Зотова Карина Андреевна, Новикова Ирина Сергеевна, Васильева Татьяна Викторовна, Сафронов Игорь Валерьевич, Горбенко Анна Сергеевна, Ушкалова Марина Вечеславовна, Склярова Елена Владимировна, Редькина Виктория Станиславна, Рябоконев Сергей Валериевич, Рябоконев Валерий Викторович, Устименко Татьяна Николаевна, Рассказова Вера Васильевна, Абакумова Ольга Николаевна, Коробкин Никита Вячеславович, Зыбина Марина Андреевна, Матвеева Галина Леонидовна, Гудкова Екатерина Артемовна, Белых Надежда Сергеевна, Подройкина Инна Николаевна, Пугачева Анна Ивановна, Лиманова София Генриховна, Ларьков Алексей Алексеевич, Андреева Диана Максимовна, Самохина Евгения Викторовна, Кустова Ирина Владимировна, Березина Светлана Михаловна, Устименко Николай Михайлович, Фирсова Елена Евгеньевна, Сураилова Алина Вахтанговна, Синько Анастасия Юрьевна, Грецева Наталья Викторовна, Серко Людмила Николаевна, Попова Ирина Михайловна, Маркова Татьяна Владимировна, Некрасова Светлана Владимировна, Нестерова Татьяна Юрьевна, Арабаджи Эмма Муртазовна, Сотникова Елена Романовна, Белецкая Александра Дмитриевна, Алиева Рима Руслановна, Ким Сергей Константинович, Фоменко Ирина Андреевна, Фетисова Людмила Олеговна, Акименко Светлана Анатольевна, Сахно Татьяна Михайловна, Колмагорова Валентина Игоревна, Шаповалова Евгения Сергеевна, Дмитрук Наталья Евгеньевна, Парамонова Наталья Николаевна, Чебатурова Елена Ивановна, Бибиков Александр Васильевич, Сотников Евгений Артурович, Гавриленко Екатерина Геннадиевна, Караева Надежда Умаровна, Яцкина Елена Вечаславовна, Каницкая Ульяна Сергеевна, Маркарян Евгения Анатольевна, Наумова Елена Викторовна, Дубовицкая Татьяна Ильинична, Владимирова Лилия Владимирова, Пирогова Лариса Николаевна, Горопашин Петр Николаевич, Мазуренко Валерий Викторович, Бондарев Сергей Николаевич, Апанасова Татьяна Ивановна, Чернобровкина Оксана Османовна, Наумова Саша Васильевна, Наумов Вася Петрович, Грецева Наталья Викторовна, Бадер Надежда Петровна, Ермаков Александр Николаевич, Серко Алена Анатольевна, Серко Анатолий Петрович, Медведева Екатерина Леонидовна, Журенко Светлана Ивановна, Байро Лейла Рамизовна, Вавилова Сармат Камиловна, Говриленко Инна Романовна, Жилина Ксения Романовна, Кор Ирина Игоревна, Морозова Лариса Константиновна, Костяков Анатолий Дмитриевич, Бобина Зоя Николаевна, Фомин Александр Григорьевич, Манакова Любовь Валериевна, Рузанова Екатерина Сергеевна, Сорокина Томара Михайловна, Михайлова Валентина Станиславовна, Шелест Максим Викторович, Ковтун София Андреевна, Лосева Елена Альбертовна, Николаев Николай Александрович, Фекода Надежда Федоровна, Кумскова Анна Леонтьевна, Донева Диана Алексеевна, Фролов Игнат Максимович, Качалина Анна Николаевна, Бойченко Ирина Дмитриевна, Петров Анатолий Викторович, Петров Федор Сергеевич, Петров Сергей Петрович, Сидоров Егор Сергеевич, Сидоров Сергей Викторович, Пупкин Иван Алексеевич, Сидоров Олег Петров, Иванова Елена Ивановна, Топилина Наташа Ивановна, Чернобровкина Снежанна Ивановна, Сидорова Дарина Алексеевна, Петрова Люся Игоревна, Драгун Ирина Федоровна, Липанова Ирина Сергевна, Иноземцева Дина Леонидовна, Серко Елена Анатольевна, Иванова София Романовна, Сидченко Александр Сергеевич, Микулова Василиса Алексеевна, Титов Виктор Сергеевич, Дубовицкий Денис Алексеевич, Браун Федор Леович, Вульф Карина Леонидовна, Лис Ангелина Анатольевна, Вострикова Вера Алексеевна, Анопка Екатерина Игоревна, Самсонов Михаил Михайлович, Ломачева Светлана Васильевна, Калиниченко Мария Степановна, Коба Фаина Артуровна, Шаваев Марк Русланович, Цусь Антонина Валентиновна, Лебедева Лариса Юрьевна, Фомин Григорий Федорович, Кок Анатолий Ефремоыич, Пономорев Максим Лионидович, Солодкова Валентина Михайловна, Москва Диана Илинична, Комолова Эля Абдулаевна, Кузьмина Полина Валериевна, Нестерова Василиса Игоревна, Ульвачева Виктория Николаевна, Ус Кристина Кириловна, Манченко Галина Евгеньевна, Лосева Екатерина Сергеевна, Поплавская Ксения Сергеевна, Панев Роман Романович, Дотищева Татьяна Захаровна, Заремба Ульяна Алексеевна, Ветрова Томара Петровна, Толмачева Лидия Ансаровна, Харламова Елизавета Андреевна, Кушнарева Изольда Романовна, Захарова Екатерина Владимировна, Семенов Александр Евгеньевич, Вологда Ольга Викторовна, Устименко Виктория Александровна, Егоров Павел Павлович, Букша Людмила Петровна, Цемма Римма Павловна, Павлов Николай Петрович, Дурунда София Витальевна, Том Александр Леонидович, Довыдова Ангелина Руслановна, Попова Кристина Николаевна, Сотникова Наталья Дмитриевна, Бронева Евгения Эдуардовна, Кудинова Ольга Александровна, Жданова Ирина Дмитриевна, Копылец Ирина Николаевна, Гор Зинаида Дмитриевна, Березова Елена Сергеевна, Уголькова Влентина Геннадьевич, Бикирова Зухра Омаровна, Розанова Наталия Павловна, Усманова Эльвира Ансаровна, Жирнова Мария Петровна, Чайкина Ника Владиславовна, Злобина Татьяна Викторовна, Жданов Ромаш Вольфович, Копылова Элла Львовна, Журкина Елена Станиславовна, Димидова Татьяна Владимировна, Зонова Вероника Ивановна, Силкина Белла Викторовна, Петров Петр Валерьевич, Демиденко Виктория Владимировна, Храмова Юлия Владимировна, Сечкина Анна Андреевна, Клык Варвара Максимовна, Сидорова Тина Вигеновна, Шишкина Эмма Витальевна, Григорьев Руслан Прохорович, Виткова Валентина Викторовна, Крылов Федор Викторович, Ильина Ирина Анатольевна, Ромарчук Ксения Ивановна, Светикова Светлана Евгеньевна, Осипова Екатерина Сергеевна, Саруханов Глеб Сергеевич, Весип Полина Николаевна, Борщева Наталья Владимировна, Борщев Павел Павлович, Фока Алена Леонидовна, Остапенко Ирина Алексеевна, Боброва Раиса Степановна, Кунак Артем Артемович, Кровин Илья Романович, Беликова Алина Валерьевна, Кохман Ника Валерьевна, Мартынова Вера Ивановна, Иваненко Ольга Николаевна, Ростовченко Анна Викторовна, Храмова Юлия Витальевна, Храмова Елена Александровна, Котова Инна Михайловна, Толмачева Руслана Ивановна, Дерябина Оксана Ивановна, Вавалин Владимир Владимирович, Осадча Владислава Михайловна, Гивина Марина Александровна, Кустова Юлия Алексеевна, Орлова Любовь Николаевна, Дудник Ольга Васильевна, Елина Татьяна Александровна, Гаспарян Аревик Альбертовна, Титова Валентина Георгиевна, Мамонтова Нина Дмитриевна, Суркова Лилия Ромоновна, Остахова Татьяна Олеговна


Комментарии участников клуба

Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо войти в Клуб под своим именем. Если у Вас ещё нет учётной записи в Клубе, Вы можете зарегистрироваться.