«Что я люблю... и чего не люблю: откровенно о себе и своей профессии»
Позвольте представиться – Перова Диана Юрьевна, педагог-психолог МОУ «Егорьевская СОШ» с. Новоегорьевское, Алтайский край. Вся моя жизнь тесно связана с детьми, поэтому моё эссе, отчасти, в стиле рассказов любимого детского писателя В. Драгунского «Что я люблю…» и «Чего не люблю».
Каждый из нас родом из детства - это наши истоки, наша суть и сила. В течение жизни много всякого происходит, но та чистота из детства – она всегда с нами, что бы ни случалось. Ещё из детства всплывает вопрос, предопределивший и мой профессиональный путь: «Зачем я живу?». Ответ приходит ежедневно до сих пор: «Людям помогать!».
Люблю я свои истоки, семью родительскую и свою собственную. Здесь я наиболее открыта и наиболее уязвима, здесь эпицентр моей жизни. Детей своих очень люблю, всегда живет во мне это открытие: с каждым новым рожденным тобою ребенком (а у нас их трое) сердце расширяется, становится мягким и чутким, и готово вместить всех и вся! Вот бы всегда оставаться в таком состоянии!
Люблю, чтобы всё со всем было связано, сплетено и мирно взаимодействовало. Не люблю разобщенности, ненависти и злобы. Очень страдаю от этого, всеми силами стараюсь устранить.
Где я черпаю силы? А вот где – в молитве и убеждении, что Господь всегда рядом. Особенно ценю, как умытое росой утро, свое ощущение после Причастия – и смотришь на мир как ребенок, и любишь всех просто так. Тихая радость пробивается и журчит, как родничок, и спокойно внутри - там, где мой внутренний стержень - моя душа.
А отсюда самое главное для меня – жить в ладу со своей совестью. Страшно не люблю, когда грызет она меня и противное такое ощущение метания внутри – даже до отчаяния.
Вот что я ещё люблю по-настоящему, так это свою профессию. Интересную и загадочную для всех, трудную и родную – для самих психологов. Трудную потому, что если хочешь работать на совесть, то твоя душа всегда должна быть открыта, и всегда, ежеминутно, трудиться, не зная устали, не зная простоя.
Путь мой в профессию был однозначен – на социологический факультет АГУ я пошла исключительно ради возможности постигать азы психологии. Получила прочные базовые знания и разнообразную практику. После защиты диплома я готовилась к поступлению в аспирантуру и работала в Центре реабилитации наркоманов в г. Барнауле. Контингент был очень тяжелый – осужденные наркоманы, и тут ребром встал вопрос: «Какими ресурсами я могу помогать людям?» Своих-то сил, чувствовала, не хватает. Но отвечать на этот вопрос пришлось в иной плоскости: помогать мне пришлось себе самой. Судьба взяла меня буквально за шиворот и перенесла туда, где я нужнее – в родное село, родительский дом. Полгода тяжелой духовной, душевной и телесной борьбы, несколько раз – между жизнью и смертью. Мне удалось вырваться из лап болезни. Это было мое второе рождение (перерождение), которому я обязана Господу и моим близким. Самое главное, что я поняла: без Бога – никуда, все ресурсы – у Господа. Самое главное, что я ощутила: духовный мир не иллюзорен, он намного реальнее, чем мы думаем, и у него свои непреложные законы. Труды святых отцов стали моими настольными книгами, а участие в Таинствах Православной церкви - неотъемлемой частью моей жизни. С тех пор осознание неотступного ощущения Божьего Промысла всегда со мной…
Я вышла замуж за человека, который был рядом в этих испытаниях. И в профессиональной сфере я осталась верна своему первоначальному выбору. В моей родной школе освободилось место психолога как раз, когда я в состоянии была выйти на работу. Это была середина марта, и работа моя началась с диагностики готовности будущих первоклашек к школе. До сих пор помню этих деток, хотя сегодня у них уже свои семьи и дети… Одновременно начала работать и в службе занятости специалистом-профконсультантом. Я вела Клуб ищущих работу, женский клуб «Надежда», организовывала и проводила конкурс «Радуга профессий», писала статьи в районную газету, оказывала психологическую поддержку, диагностировала и консультировала. Моя деятельность в двух организациях позволяла ощутить прелести работы с разными возрастными категориями и запросами, получить богатый опыт.
Позднее параллельно с работой педагога-психолога в школе мне удалось несколько лет поработать в Центре профориентации – заведующей профконсультационным пунктом, затем в районной больнице - вела доабортное консультирование и диагностику перед оформлением на инвалидность. Кроме того, еще и роль психолога в детском саду примерить успела. Но количество моих мест работы уменьшалось по мере рождения моих собственных детей. Как ни крути, а одновременно быть многодетной мамой и профессионалом своего дела очень трудно!
В этом учебном году все мои собственные дети - школьники, и у меня одно место работы, оставшееся неизменным на протяжении почти 20 лет – общеобразовательная школа. Из-за того, что характер и содержание моей работы постоянно меняются, добавляются новые направления, мне никогда не бывает скучно. Например, семь лет назад я стала преподавать комплексный курс «ОРКСЭ», два модуля – «Основы православной культуры» и «Основы светской этики». Приятно видеть горящие глаза детей и надеяться, что зернышки добра уже завтра дадут ростки. Кроме уроков мы с детьми организовываем экскурсии по храмам, готовим и проводим детские праздники на Рождество и Пасху, с удовольствием участвуем и побеждаем в зональных, краевых и всероссийских конкурсах. Достижения детей люблю двойной любовью – это ведь наш совместный труд. В процессе этой работы мы вместе преображаемся, и это имеет для меня глубокий личностный смысл, добавляет удовлетворения от жизни.
Да вот, раз я люблю свою профессию более половины жизни, соответственно, сложилась психолого-педагогическая технология моей деятельности. Направления своей работы по-разному люблю, как цвета радуги – все необходимы, все по-своему интересны и красивы.
Возьмем, к примеру, диагностику. Она как точка отсчета. Если диагностика проведена правильно и грамотно, то всё встает на свои места, становится сразу радостно и понятно, за какие веревочки надо тянуть.
Коррекционно-развивающую работу люблю по-родственному – много приходится ею заниматься, львиная доля сил и времени на неё уходит, но зато и плоды очевидные (правда, не так быстро, как хотелось бы) – особенно с детьми с ОВЗ.
Тренинговые занятия просто обожаю, особенно в парах – с детьми и их родителями. Вот уж где можно разгуляться психологу и многое увидеть: проекции семейных проблем и взаимоотношений, и особенности характеров, и букет эмоций! А ещё возможность после тренинга остаться с кем-то, кому особенно надо, наедине, и пожалеть, и посочувствовать, и просто по-человечески выслушать и слезы утереть… Не люблю неискренность и закрытость, когда человек хочет пыль в глаза пустить, казаться не тем, кто есть на самом деле. Не люблю быть соучастником лжи!
Духовно-нравственное воспитание тихо так люблю, с благоговением. Такая отрада для сердца видеть ясные глаза детей и чувствовать прочный мостик между душами. А то ещё часто бывает, что встретят дети меня и ненароком озадачат вопросом в продолжение дискуссии, которую вели несколько недель или месяцев назад. Здорово зацепило значит!
Профориентационная работа – это вообще моя песня, много лет её уже люблю, с тех пор, когда в Центре профориентации работала. Очень нужное дело, и приятно, когда есть практические результаты!
Консультирование люблю спокойно и размеренно, правда, глубины не хватает на практике. В школе, где нагрузка на психолога более 700 учащихся, из них 10 % - дети с ОВЗ, консультировать можно очень индивидуально и в усеченном виде.
Научно-методическую работу люблю вдумчиво – куда же без неё! Вообще люблю, когда всё сделано основательно. Пожалуй, особое удовольствие получаю я, работая в данном направлении. Районное методическое объединение педагогов-психологов и учителей – логопедов - ещё один любимый мною ребенок (кстати, уже подросток!).
Психопрофилактику и просвещение люблю как широкое поле для творчества. Публикации готовить люблю по насущным школьным темам. Испытываю настоящее удовольствие от красивой письменной и устной речи!
В конкурсах профмастерства участвовать тоже люблю. Это дает толчок для роста и развития. Намечаешь себе вершину повыше и штурмуешь. Есть критерии - на что ориентироваться, вот и подравниваешься под них. А в разных конкурсах разные критерии! Так, словно скульптор, и ваяешь себя как личность и профессионала. Очень это творческое и увлекательное занятие!
Ежегодно это дает свои плоды, но особенно ценны для меня последние.
2015 год: победа в краевом конкурсе «Интернет-ресурс педагога-психолога» (1 место).
2016 год: победа в региональном этапе конкурса «За нравственный подвиг учителя».
2016 год: победа в конкурсе на премию губернатора Алтайского края (как один из лучших педагогических работников). Благодаря этой победе я смогла осуществить свою давнюю мечту – совершить туристическую и паломническую поездку в Крым, Нижний Новгород и Дивеево. Очень люблю конкурсы, которые помогают мечтам осуществиться!
2017 год: победа в краевом конкурсе психолого-педагогических программ (1 место), в двух номинациях конкурса «Время выбирать профессию, место – Россия!» (два 1-х места), лауреат 3 степени краевого конкурса «Педагог-психолог Алтайского края-2017».
Помимо работы я ещё много чего люблю – шить, вязать, стричь и печь, например. А ещё в жизни профсоюза – творческой и спортивной - участвовать люблю!
Конечно, есть что вспомнить, но много всего ещё предстоит впереди! Есть у меня и планы на перспективу: пройти переподготовку по клинической психологии и поучаствовать в православном конкурсе «Серафимовский учитель».
Вообще, я люблю постоянно трудиться, бороться и преодолевать себя, ставить новые цели и достигать их; чувствовать, что все движется, развивается и живет полнокровной жизнью. Не люблю, когда руки опускают, не верят в себя и близких, никому не верят… Я в себя верю, и бывает, что как Мюнхгаузен буквально за волосы вытаскиваю себя из болота…
А знаете, чем бы мы ни занимались, и чего бы ни любили, надо следить за чистотой своего сердца, тогда обязательно выполним свое предназначение: найдем в жизни себя, своё и своих!
Перова Диана Юрьевна - педагог-психолог