«Моя история успеха. Почему я выбрала профессию педагога-психолога?»
Дорогие читатели, хочу поделиться с вами историей своего успеха. В этом году мне исполнилось 50 лет. Много это или мало? Наверное, мало, ведь я еще молода душой и много хочу достичь. Но кто-то посчитает, что много и будет прав. 50 лет - это возраст, когда можно подводить определенные итоги. По той ли дороге шла? Достигла ли того к чему стремилась?
Почему я выбрала профессию педагога-психолога? Наверное, потому, что в жизни ничего не бывает случайно. Так и должно было быть!
В детстве я мечтала быть детским врачом. Я всегда была готова оказать помощь своим близким и друзьям, проявить сочувствие. Моя первая учительница Надежда Васильевна, соглашаясь со мной, говорила: «Тебе очень подходит эта профессия». После 8 класса по настоянию родителей я поступила в медицинское училище. Потом много раз, прокручивая события в памяти, я думала: «Почему я выбрала тернистый путь? Почему не осталась в школе, чтобы сразу поступить в мединститут?». Училась я хорошо. Наверно потому, что настояли родители. Они считали, что синица в руках лучше, чем журавль в небе. А может потому, что мне было предначертано другое в жизни. Может могущественная рука вела меня по жизни, ограждая от неправильных дорог.
По окончании медучилища нужно было отработать 3 года, чтобы в дальнейшем иметь возможность поступать в мединститут. Но уже через два года я встретила своего будущего мужа и горячо полюбила его, а через три года уже готовилась к свадьбе. Выйдя замуж за военнослужащего, я поняла, что мечта моя, скорее всего так и останется мечтой. Муж - офицер увез меня далеко от родного города, в военный городок на Алтае. Поэтому мечты о высшем образовании и профессии врача пришлось забыть, как мне казалось тогда, навсегда.
За 25 лет жизни с мужем в отдаленных гарнизонах я работала и медсестрой, и помощником воспитателя, и даже служила в армии санитарным инструктором. Я родила сына. С мужем мы часто переезжали, служили и на Дальнем Востоке, и на Крайнем Севере. Я часто спрашивала себя: «Счастлива ли я?» Я самореализовалась в семье, у меня есть сын, любимый муж. Ответить утвердительно мешала маленькая деталь, несбывшаяся детская мечта. Психологи сказали бы «незавершенный гештальт».
В период службы в армии ко мне часто обращались солдатики не только за медицинской помощью, но иногда и за психологической. Кому-то не пишет девушка, у кого-то проблемы во взаимоотношениях с сослуживцами, кто-то никак не может адаптироваться к воинской службе. Как относиться к этому, как пережить трудности, как поступить в той или иной ситуации? В этот момент я поняла, мне очень не хватает психологических знаний. И мои желания совпали с моими возможностями.
На тот момент мы жили в Воронежской области. В 13 километрах от воинской части находился город Борисоглебск. Город студентов. В шестидесятитысячном городе 7 высших учебных заведений.
И вот в 38 лет я стала студенткой заочного отделения пединститута. Мой сын в то время перешел в 11-й класс. Я была самой старшей на курсе. Было немного страшно, справлюсь ли я, хватит ли сил. Мне помогало чувство ответственности и упорство. Я буквально «грызла науку». Я не позволяла себе прийти на занятие неподготовленной. Через три года учебы, мужа перевели на Крайний Север, и я отправилась за ним. Сколько километров преодолела я в поездках на сессию за эти 3 года!
Долгих шесть лет я постигала профессию педагога-психолога, шаг за шагом, день за днем! Спасибо моим преподавателям, которые вели меня по дороге знаний. Рядом со мной были мои наставники, истинные педагоги: Винокурова Ольга Вячеславовна, Земляных Надежда Константиновна, Долгова Анна Анатольевна, Кудрявцева Елена Алексеевна и многие другие. И вот долгожданный диплом - красный! Я – педагог-психолог! Каким же выстраданным был мой диплом, сколько лет я мысленно шла к нему! Наконец я смогла работать психологом и помогать людям справляться с трудностями.
После окончания ВУЗа я работала психологом в пункте психологической помощи и реабилитации, который расположен па архипелаге Новая Земля. Самое сложное там – это погодные условия: зимой - полярная ночь, морозы, ураганные ветра. Лето - очень короткое (середина июля — середина августа). В это время солнце не заходит за горизонт (полярный день), но, несмотря на это, воздух прогревается лишь до +6 + 7°С. Помню свой первый рабочий день. С волнением я шла на работу. А все ли получится? Встретила меня начальник пункта психологической помощи и реабилитации, молоденькая девушка. Рассказала о моих обязанностях. 1,5 года я помогала молодым людям познать самих себя и мир человеческих взаимоотношений.
В 2014 году я переехала в город Краснознаменск и была принята на работу в МБОУ СОШ № 4 с УИОП на должность педагога - психолога. И вот уже 4 года я работаю в школе. Я помогаю не только девчонкам и мальчишкам осознавать себя в этом мире, но и взрослым людям, имеющим свое мнение и свои собственные взгляды на жизнь. Каждый педагог – это личность, каждый родитель – в душе Макаренко. Но почему же так много детей неуслышанных, непонятых взрослыми? Каждого ребенка хочется поддержать, помочь ему наладить отношения с родителями, одноклассниками, учителями. Работа психолога кропотливая, трудоемкая. Не всегда человеческие взгляды совпадают. Иногда задумываюсь, правильно ли я действовала, сумела ли понять человека, помогла ли разобраться в ситуации.
С каждым днем я открываю что-то новое в своей специальности. Сейчас мой новый проект - «Сенсорная комната». В сенсорной комнате я провожу занятия с детьми, имеющими различные трудности в развитии, поведении, адаптации к школе. Для избегания однообразия в своей работе я использую сказочные сюжеты.
Сенсорная комната – это волшебный лес, и занятие начинается со слов: «Раз, два, три повернись в волшебном лесу окажись. В волшебном лесу есть волшебное дерево, которое мы наряжаем, в зависимости от времени года, цветами - весной, зелеными листьями - летом, желтыми, красными листьями - осенью. К нему мы идем по воображаемой тропинке, преодолевая воображаемые препятствия: перепрыгиваем овраги и ручьи, пролезаем под наклонившимся деревом, встречаемся с лесными жителями ежиком, змеей, убегаем от медведя. Зимой чтобы согреться играем в воображаемые снежки, осенью идем по тропинке, изображая, что поднимаем ногами листья. Дальше нас ждет пузырьковая колонна. И это значит, что мы отправляемся к водопаду. А за пузырьковой колонной живут волшебные гномики. Гномик Аня, гномик Саша, гномик Ирина Ильинична. Улыбнитесь им, и они улыбнутся в ответ, помашите им рукой и они тоже помашут в ответ. В конце занятия – волшебный сон. Наступает ночь, на небе загораются звезды. Мы слышим срекотанье сверчков и кваканье лягушек. Мы видим яркие огоньки. Это светлячки сидят на листьях папоротника... Мы набираемся сил, положительной энергии и стараемся запомнить это ощущение на весь день».
Прелесть психологии в том, что теоретический материал можно проверить на практике. Каждый день с новыми силами погружаюсь в мир психологии, и она становится для меня все интереснее. Я люблю дело, которым я занимаюсь. К этому я стремилась. «Работа – лучший способ наслаждаться жизнью», – утверждал И. Кант. Именно благодаря моей работе вокруг меня всегда много людей, которым нужна я, и которые нужны мне, для которых я – творческий помощник и советчик. Я люблю детей, свою школу, искренне отношусь к своим коллегам и верю, что у моей профессии большое будущее.
Оглядываясь назад, я могу сказать, я счастлива. Я воспитала сына, которым мы с мужем гордимся. Я вот уже почти 29 лет счастлива в браке. Я люблю свою работу. Каждый день я вижу радостные лица детей и коллег.
Но как сказал Эмиль Золя: «Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление вперед». Не останавливайтесь на достигнутом, идите вперед. Несмотря на трудности, не бойтесь начать новое дело. Желаю вам осуществлять свои мечты.
Махонина Ирина Ильинична, педагог-психолог