«Мой путь начинался с самого детства»
С чего начинается профессиональный путь? Вы думаете с 11 класса перед выбором университета или колледжа? Перед выбором работы в конце обучения? Наверное, у каждого по-разному.
Мой профессиональный путь начинался с самого детства. Когда все дети играли в куклы, я решила, что буду парикмахером. Моими клиентами были мой папа, дядя, куклы с длинными волосами и другие. Я стригла, училась делать разные косы. Сейчас я понимаю, что очень хорошо развивала мелкую моторику рук. Потом я решила, что уже все умею и дальше мне двигаться некуда в этой профессии (на тот момент мне было 7 лет). Моя мама наблюдала за всеми моими успехами и хвалила всегда. Мы с ней посоветовались, и я решила быть швеёй. Мама научила меня вязать, шить платья для кукол. Я даже связала себе шарф, но не носила него. Когда я и здесь всему научилась (как мне показалось), я оставила все это дело. Снова начался кризис выбора жизненного пути. Видя мои перепады настроения, мама решила сделать выбор за меня и отправила в музыкальную школу. Конечно, так как это был не мой выбор, становиться музыкантом я не собиралась. Зачем оно мне? Это же не я выбрала, а мама. Проучилась я там 8 лет. Помимо этого я занималась танцами и искусством конферансье. Я безумно была счастлива находиться на сцене и что-то говорить зрителям. Естественно, я думала, что буду продолжать это дело и развиваться дальше, ведь уровень любителя мне не нравился никогда.
Когда в 9 классе пришлось выбирать предметы на экзамен, в голову пришла великолепная, как мне показалось, идея и я решила стать врачом. Каким, спросите вы? Тем самым судебным медицинским антропологом, который все время проводит в морге и может пить чай там. Я была фанатом американского сериала «Кости». Что уж стесняться, я влюбилась в главного героя, хоть он и был агентом ФБР. Мой мир перевернулся. Я начала читать много литературы на эту тему. Смотрела другие фильмы, опять же американские, а не документальные. Учила биологию и химию, ходила на дополнительные занятия. Все это продолжалось до конца 11 класса. Я сдала всеми невзлюбленное ЕГЭ.
Пришло время поступать в университет. Мы с мамой приехали в город Хабаровск, так как сама я из далекого поселка городского типа. Переступив порог медицинского университета, я поняла, что это не мое место. Вот знаете, такое чувство есть внутри, как будто что-то произойдет? Вот и у меня было такое чувство внутри этого здания. Я шла по коридору, и все вокруг просто кричало «УХОДИ ОТСЮДА! ТЕБЕ ЗДЕСЬ НЕ МЕСТО!!!» Естественно, маме я об этом не сказала, но по моему виду было видно, что я испытываю сильный дискомфорт. После того как подали документы, мама предложила пойти и посмотреть на памятник А.С. Пушкину. Я была без настроения, моя голова болела, и мне было все равно, куда мама меня ведет. В голове появились мысли о том, что если я увижу труп, я же умру сама от страха. А запах? Да это же просто ужас!
У памятника мы сделали несколько фотографий, и мама предложила зайти в то здание, у которого стоял, склонив голову Александр Сергеевич. Это был педагогический университет. И что вы думаете? Моя головная боль сразу прошла, настроение поднялось от улыбки той милой девушки, которая нас встретила. В итоге, мне пришлось, да именно пришлось, поступить на факультет психологии.
Как проходила моя студенческая жизнь? Интересный вопрос. Первый курс для меня был знакомством с этой профессией. Мне было страшно ходить на тренинги, они приносили жуткий дискомфорт. Я одна с группы просто проходила мимо и зашла в университет. Все остальные осознанно шли на данную специальность. Как же было сложно ходить на скучные лекции, слушать ерунду про Фрейда, как мне казалось на тот момент. Я сидела на парах, но мысленно находилась где-то далеко. Второй и третий курс для меня были чем-то серьезным. Я стала видеть себя психологом на практике. Выбирала специально разные места для нее: от СИЗО до детского сада. Мне хотелось узнать, а смогу ли я когда-то работать по столь ненавистной мне на первом курсе профессии? И учения дедушки Фрейда уже казались не скучными и глупыми. Когда я побывала в роли клиента на приеме у психолога, только тогда я поняла, что хочу быть именно тем самым человеком, к которому приходят за помощью. И уже не было разницы кто придет, взрослый ли, ребенок ли. Я просто хотела помогать людям так, как меня учили, так, как я умею и хочу.
Но на четвертом курсе после того, как нас приглашали на работу, мой мир снова перевернулся. Меня пригласили в управленческую сферу, работать так же в образовании, но в отделе аттестации. Конечно, для меня это новая сфера. Одни документы, отсчеты, статистика. Ну уж явно не работа психолога, хотя и там документов достаточно. Я работала с педагогами, помогала им при аттестации на квалификационную категорию, сопровождала педагогов и молодых специалистов в конкурсах профессионального мастерства. И знаете, я им так завидовала. У них есть возможность принять участие в конкурсе, показать, на что они способны, а мои труды никто не видит. Курировала методическое объединение молодых педагогов города, устраивала им семинары. И правда, никто не знал, что это делала я. Кому я помогала? Единственный человек кто оценивал мою работу, так это мой работодатель. Она ценила меня как специалиста. Даже повысила в должности. И знаете, этого было мало. Но мало в том плане, что я хотела сама быть участником тех самых семинаров, участником тех самых открытых уроков и занятий. Я хотела доказать себе, что способна на многое. И однажды моя подруга сказала, что им требуется психолог в учреждение. А учреждение необычное. Я собралась с мыслями, собрала всю волю в кулак и решила, что пора уходить только в свою профессию. Я же не зря училась.
Мое увольнение было сложным. Я сильно переживала и сомневалась, ведь я целый год не читала психологию и не использовала свои умения. Учреждение действительно не обычное. Здесь дети, которые попали в трудную жизненную ситуацию. Дети, которые свернули с правильной дороги, дети, у которых очень тонкая соломинка, чтобы удержаться, и не каждый видит ее. И помощь психолога им просто необходима. И знаете, я поняла спустя несколько месяцев, что я нахожусь на своем месте. Я, как и хотела, оказываю помощь подросткам. И я вижу результат своей деятельности. Они очень благодарны, что есть человек, который просто может их выслушать, погладить по голове и сказать, что это всего лишь камешек на жизненном пути.
Я никогда не думала, что буду работать психологом в центре реабилитации. Максимум я рассчитывала на общеобразовательную школу и все. Я благодарна своей подруге, что она вытащила меня из моего болота и показала, что я нужна кому-то и моя помощь тоже нужна.
Сейчас я развиваюсь в профессиональной сфере. Посещаю различного рода курсы повышения квалификации, хожу на групповые психологические занятия. Ведь как можно быть психологом, если ты никогда не был клиентом? Хочется выбрать для себя одно направление и работать в нем, развиваться, стать настоящим профессионалом своего дела. Я вижу психологию безграничной. Она идет в ногу со временем. И я хочу идти в ногу с ней.
Моисеева Полина Алексеевна - педагог-психолог, г. Хабаровск, КГБОУ «Хабаровский краевой центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»