«Эссе о работе педагога-психолога «Доброе утро!»»
Утро. Гаснут на небе последние бледные звездочки. С каждой минутой светлее становится горизонт. Весело чирикают за окном только что проснувшиеся пичужки. Я открываю глаза и смотрю в окно. Представляю, как сейчас подойду к детской кроватке и увижу улыбку сына (дочки). Маленькие ручки обнимут меня и нежный голосок прошепчет на ухо: «Доброе утро!» И от этого голоса и улыбки я буду твердо знать, что добрым будет не только утро, но и день, и вечер, и вся жизнь.
«Все мы родом из детства», - писал Антуан де Сент-Экзюпери. Дошкольное детство – это утро человеческой жизни. Что же нужно сделать для того, чтобы оно было радостным, добрым и счастливым? Ведь именно детство – это тот особый период в жизни ребенка, когда развиваются способности, необходимые человеку в течение всей его жизни. Впечатления детства навсегда откладываются в подсознании и определяют поступки и поведение во взрослой жизни. Конфликты, тревоги, депрессивное настроение часто являются следствием тяжелых переживаний в раннем детстве. Помочь ребенку найти себя в окружающем мире, научить взаимодействовать с ним - основная задача педагога-психолога. Конечно, это очень сложно и ответственно. Но вместе с тем очень важно и нужно. Вот почему я выбрала для себя эту профессию.
Родители приводят в детский сад милых и смешных малышей, которые еще так мало знают об окружающем их мире, так мало могут и умеют делать, чтобы адаптироваться в нем. Дети пытливо заглядывают в мои глаза и ждут ответы на свои важные-преважные вопросы. «Доброе утро!» - говорю я им и, взяв за руку, веду учить добру и справедливости, творчеству и вере в себя, сотрудничеству и умению находить выход из сложных ситуаций…
Я сопровождаю детей, начиная с момента поступления в детский сад и до их выхода из дошкольного учреждения, помогаю пройти процесс адаптации, наблюдаю за особенностями нервно-психического развития, провожу развивающие и психопрофилактические занятия, отслеживаю динамику развития познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер, степень подготовки к школе, составляю условно-вариативный прогноз для каждого ребенка, даю рекомендации родителям и педагогам. В своей работе применяю методы беседы, наблюдения, анкетирования. Использую сказкотерапию, подвижные и ролевые игры, пальчиковую и логоритмическую гимнастику, арт-терапию, ИКТ и многое другое. Считаю, что сама должна постоянно совершенствовать свои знания и личностные качества, поэтому в системе изучаю методическую литературу, прохожу курсовую подготовку.
Конечно, моя работа не может строиться без тесного сотрудничества с воспитателями. Совместно с педагогами нашего учреждения находим оптимальную стратегию воспитания, основанную на любви к детям и доверии. Являюсь разработчиком авторской программы по работе с педагогами под названием «Шаг навстречу».
Не получится результата, а вся моя деятельность будет носить лишь поверхностный характер без взаимодействия с родителями. Поэтому совместно с коллегами разработала и применяю еще одну авторскую программу «Радужные капельки сотрудничества», направленную на работу с родителями.
Так каким же должен быть результат моей деятельности? Думаю, что измерить или взвесить его крайне трудно. Трудно оценить, насколько человек уверен в себе, насколько он умеет переживать за другого, или в какой степени желает узнавать новое. Но, видя радостные глаза малышей, слыша слова благодарности от их родителей, узнавая об успехах своих выпускников, я часто думаю о том, не зря выбрала профессию педагога-психолога.
После теплого и приветливого утра должен наступить такой же добрый и радостный день. Впереди у моих воспитанников целая жизнь. Конечно, в ней будут радости и тревоги, взлеты и падения, но я твердо верю в то, что они сумеют справиться с любым делом, найдут выход из любого затруднения, и жизнь их обязательно будет счастливой. Поэтому каждый раз, заходя в детский сад, я с улыбкой говорю им: «Доброе утро!»
Чепикова Виктория Николаевна - педагог-психолог МБДОУ №15 «Ручеек», город Усть-Илимск, Иркутская область.