«Семь ступеней к успешной и счастливой жизни: еще одна личная философия»
Уважаемые читатели, если вы считаете, что удача постоянно обходит вас стороной, и личное счастье где–то заплутало, то моя жизненная история будет вам интересна. И даже если вы уверены, что успех идет с вами в ногу, дочитайте ее до конца, ваш опыт и ваше мнение мне вовсе не безразличны. Сегодня мне 50. По моим ощущениям это немного, так как я полагаю, что многое у меня еще впереди. Но это, конечно же, не так уж и мало, ведь уже сейчас я могу оглянуться и, посмотрев вниз по жизненной лестнице, трезво, без лишних эмоций и розовых очков оценить, как я достигла желанного олимпа, имя которого – личное счастье.
Дело в том, что я действительно ощущаю себя успешным, а потому счастливым человеком. Все, о чем я мечтала, к чему стремилась, за что боролась, а иногда даже и мечтать не могла, я достигла. Мой пьедестал – мое счастье уверенно держится на спинах «трех китов»: СЕМЬЯ, РАБОТА И ДРУЗЬЯ. Это три самые важные для меня сферы.
Я вышла замуж по взаимной любви, мы счастливы вместе уже 28 лет, у нас взрослый сын, которого мы обожаем и очень гордимся: он вырос порядочным человеком.
Свою будущую профессию (педагог) я выбрала еще в начальной школе. С тех пор ни разу не пожалела: дети – моя радость, моя энергия, мое призвание. Именно они помогли мне достичь в моей работе всех профессиональных высот. Судьбы детей социального приюта, где я служу последние 15 лет, их глаза не отпускают, заставляют постоянно открывать все новые горизонты своего развития, новые грани своих профессиональных возможностей и способностей.
А еще, я считаю, мне очень повезло в дружбе. Я никогда не чувствовала себя одинокой, лишней, скорее наоборот. Три близких подруги со стажем дружеских отношений от 30 до 50 лет – ведь это дорогого стоит!
А теперь, уважаемые читатели, хочу поделиться с вами секретами своего успеха, своей личной жизненной философией. Переосмысливая свое прошлое, я поняла, что мое огромное счастье не обрушилось на меня в одночасье. Я шла к нему по ступенькам, шаг за шагом, ставя перед собой значимые цели, всю свою энергию и волю направляя на их достижение. Радость побед, и маленьких, и больших, окрыляла, позволяла чувствовать себя бесконечно счастливой, ведь достигнув одной желанной цели, я сразу же ставила перед собой другую. Вот как все начиналось…
Мне повезло с самого рождения: у меня была полная благополучная СЕМЬ – Я: мама, папа, дедушка, бабушка, две сестры и я. Я очень благодарна своим родителям за способности, которыми они меня наградили, за любовь и заботу, за поддержку в нужный момент и за их мудрость. А еще я благодарна тем недобрым, как мне тогда казалось, людям, которые вселили в меня мысль, что мне недостает красоты по сравнению с моей сестрой – двойняшкой. Именно стремление к компенсации своего недостатка сделало меня сильной, активной, упорной в достижении цели, послужило мощным стимулом в любой деятельности. За 10 лет школьной жизни я получила 10 похвальных листов за отличную учебу и общественную активность, множество раз была победителем на олимпиадах и литературных конкурсах. Конечно же, я была счастлива. (Возможно, как та некрасивая девочка из стихотворения Н. Заболоцкого) Такова моя первая ступенька к более значимым высотам, которая послужила фундаментом, ведь здесь закладывались мои знания и характер.
Второй ступенькой с уверенностью могу назвать успешное профессиональное образование. Я с отличием закончила педагогический институт (БГПИ), а затем педагогический университет (МГПУ), получила желанную профессию. Огромным испытанием и, конечно же, счастьем было само поступление в вуз. Учеба доставляла мне удовольствие, ведь я выбрала то, что мне нравится - французский язык и психологию. Невозможно забыть мою маленькую победу на третьем курсе института: я «прошла кастинг» и была включена в студенческую группу для прохождения языковой практики за границей. Моя семья была не слишком обеспеченной и такое счастье не могла бы мне позволить.
Третья ступенька к олимпу личного счастья – удачный выбор спутника жизни. Здесь, я думаю, тоже сыграл свою положительную роль мой детский комплекс. Я - общительный человек, у меня всегда был широкий круг общения и, как ни странно, было много поклонников со стороны противоположного пола. Но дело в том, что я не верила в любовь и не стремилась к ней в силу своего комплекса, я стремилась к дружбе. Уже позже, изучая психологию, я узнала, что девушки при знакомстве выбирают себе потенциальных мужей, а юноши всего лишь подруг, не думая о серьезных отношениях. Тем самым навязчивые девушки обычно отталкивают юношей. Я же радовалась обыкновенным знакам внимания с их стороны, простоте и искренности отношений. Так я дождалась своей первой и настоящей любви.
Создание семьи – моей надежной и благополучной крепости, я считаю большущим счастьем само по себе и четвертой ступенькой к своему олимпу. Закончив институт, я вышла замуж за любимого человека и уехала работать по распределению в сельскую школу. Первые годы самостоятельной взрослой жизни были становлением нашей семьи. Мы осваивали новые роли мужа и жены, учились заботиться друг о друге. Через два года родился наш сын, наша семья стала полноценной!
Пятая ступенька на моем жизненном пути – мое профессиональное становление. Не смотря на хорошие знания, полученные в вузах, я понимала, что их все – таки не хватает. Слова моего отца: «Делай хорошо, плохо всегда получится»,- стали для меня девизом по жизни. Наверное, еще лет десять я почти не читала художественной литературы, только методическую. И в этот жизненный период мне очень повезло: мои руководители – заслуженные педагоги РФ Ткаченко Валентина Евгеньевна и Бородина Таисия Ивановна стали моими наставниками. Очень многим из того, что я сейчас умею, я обязана им. Моя мечта, она же главная цель моей профессиональной деятельности, - чтобы воспитанники не ощущали своей ущербности, не комплексовали, оказавшись за стенами приюта; чтобы умели ясно и последовательно выражать свои мысли, чувства, доказывать и, если потребуется, отстаивать свое мнение. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески. Мощным стимулом познавательной активности и инициативы человека (будь это взрослый или ребенок) является система методов поощрения. Кроме традиционного одобрения я использую метод, заимствованный мною у Ткаченко В.Е., это метод искреннего восхищения каждой маленькой победой ребенка: не только полученным новым знанием, умением, навыком, но и усилием воли для преодоления трудностей и ошибок. Т.И. Бородина передала мне свой огромный опыт методической работы и личный пример трудолюбия.
Шестая ступенька - мои любимые занятия в свободное от работы время, мой досуг. Мне доставляет счастье выращивать цветы дома и на приусадебном участке. Их у меня много, они разные и очень красивые. Радуют глаз цветением с ранней весны до поздней осени. Люблю своих домашних животных – кота и собаку, они очень ласковые и преданные. Люблю стихи, они вдохновляют меня на какую–либо творческую работу, создают особое настроение, и тогда многое получается. Иногда пробую сочинять сама. Вот последнее, оно отражает всю глубину переживаний моих воспитанников:
Я чуда жду
Мне больно. Мне страшно. Мне так одиноко…
Зачем так судьба повернулась жестоко?
Слово «отец» не знакомо с рожденья,
Я рос, как трава. Все вокруг – униженье:
«Тупица! Подкидыш! Лох и изгой…»
А в сердце картины из жизни другой.
В красивой квартире уютно и чисто.
Кровать есть, белье и горячий обед,
И мамочка милая, добрая, трезвая,
И рядом с ней я, не знающий бед.
Мои ровесники задорно так смеются.
Им радостно и счастливо всем жить.
А у меня, как нож, обида в сердце,
Не плакать хочется, гораздо хуже – выть.
Я чуда жду, пускай оно свершится!
Как ты в приют за мной придешь,
Протянешь руку: «Так и быть, -
(В уме: «Ура! Я больше не мешаю маме жить!»)
Ты скажешь мне,- сынок, пойдем домой,
Мы станем жить одной семьей.
Опора каждому нужна, ведь жизнь длинна и так сложна».
В окно стучит холодный дождь,
Но солнце бьется из-за тучи.
Я верю, ты за мной придешь,
И станет мир намного лучше!
Также, как и мои воспитанники, я верю в то, что окружающий мир когда-нибудь станет намного лучше. Пример оптимизма для меня – моя мама. Она с детства учила меня стойкости и терпению. Очень люблю общение с родными и подругами. Нас многое объединяет, отсюда и дружба длиною в жизнь.
Седьмую ступеньку составляют мои профессиональные достижения.
Общий стаж моей педагогической деятельности -28 лет, из них 22 года я работаю педагогом – психологом. Сегодня я чувствую себя уверенной и потому счастливой в своей профессии, стараюсь помочь тем, кто в этом нуждается: детям и их родителям, коллегам, молодым специалистам. Моя работа привлекает меня, прежде всего, своим разнообразием: различны направления психологической деятельности, люди, которые обращаются за психологической помощью в центр, а еще творческая работа, она никогда не бывает монотонной. Я нередко вхожу в состав разных творческих групп в своем учреждении. В 2011 и в 2013 годах принимала участие и была победителем на региональном этапе во Всероссийского конкурсе на звание «Лучший работник учреждения социального обслуживания» в номинации «Специальная премия «За работу с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации»».
Интеллектуальное развитие несовершеннолетних (прежде всего дошкольного возраста) я считаю одним из главных направлений в своей работе, условием сохранения индивидуального в детях, так как именно разум и воображение позволяют им строить осмысленную картину мира и осознавать свое место в нем. Мне удалось систематизировать мою многолетнюю работу в данном направлении и объединить ее в Программу развития мышления дошкольников и младших школьников с ЗПР «Лабиринты мышления». Эта программа реализуется мною в течение 12 лет, в 2013 году она была напечатана в №4 всероссийского журнала «Школьный психолог».
Еще одна программа социально-психологических тренингов «Ключ к себе» была создана мною для подростков, благодаря этой программе наше учреждение получило лицензию на дополнительную образовательную деятельность. Цели и задачи данной программы приобретают особую актуальность в работе с подростками из социально неблагополучных семей: научить любить себя и другого человека, понимать его индивидуальность, уметь слушать и слышать, понимать и прощать, быть требовательным и великодушным, уметь разрешать конфликтные ситуации и многие другие.
Дети и подростки приюта – особый народ, их отличает от своих благополучных сверстников удивительная отзывчивость на доброту, заботу, простое человеческое внимание, у большинства – острая потребность в значимом взрослом, а еще способность любить глубоко, ревностно, искренне. Поэтому работа с такими детьми имеет большой смысл и удовлетворение.
Таковы секреты моего личного и профессионального успеха. Иногда я задумываюсь: «А что если бы не было в моей жизни того, что заставляет переживать и даже плакать? Стала бы я еще счастливее?» Пожалуй, нет. Как говорила известная киногероиня В. Алентовой из фильма «Москва слезам не верит»: «Если бы я тогда не обожглась…» Думаю, нужен в жизни такой огонек, который не только согревает, но и порой обжигает пятки, заставляет двигаться. А слезы, ведь они очищают душу, переживания помогают самоанализу. Не бывает без них успеха и счастья. Если вы спросите, были ли в моей жизненной истории большие потрясения - подводные камни, я честно отвечу, что были в каждой из значимых для меня сфер по одному. Возможно, они тоже нужны для того, чтобы почувствовать себя еще сильнее и еще счастливее. Такова моя жизненная философия. Буду рада, если она поможет и вам стать успешными и счастливыми.
Ольга Владимировна Мартынова, педагог-психолог высшей категории отделения помощи семье, женщинам и детям со стационаром ГБУ Брянской области КЦСОН Дубровского района |