На главнуюОтправить письмоПоиск по сайту
Вход для членов клуба:

«Самое главное - быть на своём месте»

«История» предполагает что-то длительное, а у слова «успех» слишком разные критерии. Но всё же.

Четыре года назад в мою жизнь вошли совсем иные слова, которые стали отчасти будничными или даже рутинными. За терминами из учебников, которые совсем недавно активно штудировались с заветной целью под названием «диплом», теперь стояли люди.

Аутизм, синдром Дауна, миодистрофия Дюшенна, ДЦП, онкологические заболевания, умственная отсталость - больше не слова из заметок социальных сетей, сухих библиотечных учебников и рекламных брошюр по сбору средств. Теперь это характерный Артем, молча поднимающий одну бровь, в случае если что-то пошло, по его мнению, не так; кареглазая София, похожая на маленькую француженку; чудесная Даша, которая не умеет плакать и грустить, отчего всегда и всем улыбается; Павлик, который вместо буквы «Р» звонко кричит «парковка»; Костик, каждый раз усердно рисующий указательным пальцем на световом столе песочницы снеговика; высокая Вика, успевающая жестами за пару минут рассказать все: начиная от того,  как поживает ее бабушка до того, что делал ее сосед по парте прошлым понедельником...

Теперь это сначала дети, а только потом их особенности и трудности. Сначала их характер, а только потом - неумение самостоятельно пользоваться туалетом или чистить зубы в свои почти уже 7 лет. Сначала любимая игрушка, а только потом - отсутствие указательного жеста и заветного слова «мама».

А еще очень важно выбрать по-настоящему свой инструмент и свой метод коррекционной работы. Арт-терапия – это было что-то очень созвучное, легкое, но в то же время глубокое и, самое главное, эффективное направление. Сказки, фигурки людей, животных, растений, разноцветные баночки с краской, кисти, пластилин, пальчиковые куклы, ширма... Мой рабочий шкаф был похож на хаотичную мастерскую, где каждый предмет был точно для чего-то. Но, пожалуй, песок в разных его формах стал отправной точкой в работе с моими детьми.  

Насколько разные мои дети - настолько по-разному происходило их знакомство с этим материалом. Для маленького Ванюши мы с мамой прятали буквы в песок, а, откапывая их, он бежал и складывал на столе алфавит, а потом снова и снова бежал к песку. Аня не с первой просьбы бабушки зашла в кабинет и первое, что привлекло ее внимание – был песок, пока мы с бабушкой заполняли анкету, девочка спокойно лепила рыбок и морских звезд. Спустя отведенное время, Ане сложно было объяснить, что занятие закончилось. Маша получает заветный доступ к песочнице только в конце урока, когда пособия убраны в стол, а кисти помыты. Она искренне удивляется и говорит свое фирменное «Ух ты!» после каждой перевернутой и открытой формочки, когда перед ней стоят уже готовые черепаха и цветы. С Сеней, мы пишем или обводим пальчиком буквы и слова, написанные на песке. И каждое занятие мы пишем его имя на белой массе.

А еще очень мило наблюдать, когда бабушки и мамы, которые ходят на занятия с детьми, сами окунают свои руки в песок, как они начинают удивляться получаемым ощущениям, и как такая нечастая улыбка озаряет их лица. Прекрасные моменты.

***

На самом деле Ванюша не любит краски, для него болезненны ощущения пластилина, сыпучих материалов, колючего шарика. От первого шага в сторону песочницы, когда он понял, что необходимая буква там, его лица, которое морщилось от прикосновений к белой массе, мы постепенно приходим к тому, что этот малыш, которому скоро исполнится три, не боится подходить к песку, знает, что там есть «клад», у него медленно, но формируются предпосылки для полноценного познания окружающего мира, для развития мыслительных процессов и через песок, в том числе.



Ане - восемь лет. Она применяет ранее услышанные фразы в тех ситуациях, которые ей кажутся подходящими для них. Физически очень крепкая девочка. Для нее песок как разгрузка после многочисленных занятий, тренировок «дай - на», ответов на вопросы «кто это?» или «что это?», она получает удовольствие от этих минут занятия. Пока для нее приятнее и, наверное, понятнее использовать лопатку и формочки, руками она только приминает песок, а если он попадает ей на руки, немедля стряхивает его. Но все впереди.

Маша очень милый, непоседливый ребенок. Мама очень заинтересована в развитии девочки, много занимается с ней. Они купили песочницу домой, теперь Маша еще и дома с сестренкой строит свои замки. Мы пробуем с ней искать и учить буквы, цифры, отражать тему занятия и в песке.

Сеня, если что не так, и укусить может, ну или ущипнуть, на крайний случай. Но на этого обаятельного мальчугана песок или краски действуют успокаивающе. На первой встрече, когда я достала контейнер, он, немного изучив содержимое взглядом, стал гладить его руками, пропускать песчинки сквозь пальцы и только потом нерешительно взял формочку. Сейчас песок – это неотъемлемая часть наших занятий.

Вместе с особенными детьми в мою жизнь постучались их удивительные мамы, бабушки, дедушки, чуть реже папы. А еще волонтеры, специалисты, коллеги из других городов и стран.

Что дает мне этот опыт? Я учусь радоваться каждой маленькой победе, каждому шажку вперед, будь то жест «дай» в 8 лет или зачисление в «ресурсный» класс невербальных детей. Я учусь принимать мир действительно другого человека, ребенка. А еще я учусь быть сильной и при этом настоящей. Потому что только так я могу помогать.

Самое главное -  быть на своём месте. Я на своём.  Для меня это и есть старт истории успеха.



Шевцова Галина Геннадьевна - педагог-психолог АУ ВО ОЦРДП «Парус надежды», г. Воронеж


Комментарии участников клуба

Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо войти в Клуб под своим именем. Если у Вас ещё нет учётной записи в Клубе, Вы можете зарегистрироваться.