«Любовь к психологии как залог эффективности психолога»
В 8 классе четко решила, что после окончания школы, пойду учиться на психолога. Это решение приняла из-за того, что классный руководитель провела с нами какое-то психологическое исследование. Не помню уже, на что были направлены опросники, но они меня очень сильно впечатлили. С тех пор я искренне полюбила психологию.
В вопросе дефиниции любви полностью солидарна с Э. Фроммам, что рассматриваемое явление – активная заинтересованность в жизни и развитии того, чего/кого ты любишь. Конечно же, в 8 классе я не знала этого определения (и вообще о существовании Э. Фромма), но интуитивно начала активно интересоваться всем, что связанно с психологией. В книжных магазинах покупала учебники по психологии для вузов (для школьников учебников по психологии в моем городе не было) и сборники психологических тестов, наблюдала за поведением одноклассников и учителей, нередко выступала в роли медиатора в решении конфликтных ситуаций, проходила в интернете все возможные психологические и псевдопсихологические тесты и даже пыталась перерисовать пятна Роршаха, чтобы проводить психодиагностику знакомых. Я мало, что тогда понимала, но мне все равно это очень нравилось.
Любовь к психологии привела на психологический факультет. Там мне очень нравилось учиться. Больше всего привлекали следующие дисциплины: психология личности, история психологии, конфликтология, психология труда, экспериментальная психология, психология делового общения, методика преподавания психологии, практикум по СПТ, психологическое консультирование, социальная психология и психология малых групп. Я практически никогда не пропускала занятия и всегда очень активно работа на семинарах. Многие преподаватели меня хвалили, а один из них даже вручил медаль «За Трудолюбие». Это самая ценная награда для меня.
На третьем курсе стала заниматься научной работой, а именно приняла участие в роли докладчика в внутривузовской конференции. Проводить психологические исследования мне нравилось, но искренне полюбила науку, когда писала свою ВКР «Гендерные различия в социальной лености». И после успешной защиты ВКР, поступила в магистратуру и стала активно заниматься научной деятельностью. Чуть позже (помимо написания научных работ) стала заниматься разработкой методических материалов для психологов, учителей, родителей. Результат моей публикационной деятельности - 33 опубликованных работы (18 научных работ (1 монография, 6 статей, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК, 11 – в рецензируемых научных журналах и сборниках конференций, 15 методических разработок). Темы исследований: феномен социальной лености, эффективность групповой работы (проектной деятельности), преподавание психологии в средних учебных заведениях, психопросвещение, профессиональное самоопределение, работа с детьми с ОВЗ, психологическая подготовка к школе.
Конечно, помимо непосредственного изучения теоретической психологии и занятия научной деятельностью меня интересовала практическая работа психолога. Для того чтобы оказывать эффективную психологическую помощь, дополнительно отучилась на следующих курсах повышения квалификации и просмотрела ряд вебинаров:
- «Профилактика наркомании, табакокурения, алкоголизма» (2007-2012);
- «Юнгианская песочная психотерапии» (2010 год);
- «Недерективная игровой психотерапии» (2011 год);
- «Профессионально-личностное развитие и самореализация молодого педагога» (2012 г.);
- «ИКТ-компетентность» (2013);
- «Менеджер по персоналу» (2014);
- «Школа бизнес-тренов» (2014);
- в педагогическом университете "Первое сентября" прослушала вебинары по темам: «Аутичный ребенок: трудности взаимодействия и пути решения проблем», «Почему болеют дети? Психологические причины и профилактика нарушений здоровья у детей», «Тревожность и неуверенность детей — две стороны одной медали?», «Детская агрессивность: причины, профилактика, помощь», «Как справиться со стрессом и эмоциональными нагрузками?», «Дети с особыми образовательными потребностями в детском саду: методы работы воспитателя», «Детская гиперактивность: как помочь маленьким непоседам?», «Интеллектуальная недостаточность и задержка психического развития у дошкольников» (2015-2016 год);
- «Психология обучения» (Сказкотерапия в работе школьного психолога + факторы школьной успешности) (2016);
- «Технологии краткосрочной индивидуальной диагностической и коррекционно - развивающей работы у детей и подростков с эмоциональными нарушениями» (2016);
- «Организационно-методическое сопровождение деятельности по устройству детей, оставшихся без попечения родителей» (2016);
- «Работа с последствиями психологической травмы» (2016).
Необходимо также сказать о результатах, достигнутых в работе практического психолога. Свою трудовую деятельность начала в 2012 году. В период с 2012 по н.в. удалось поработать в нескольких организациях. В должности педагога-психолога работала в двух общеобразовательных школах, лицее, центре содействия семейному устройству, центре развития способностей детей, в должности бизнес-тренер/психолог - в бункеровочной компании.
Основные достижения:
- уменьшение у субъектов образования стереотипов и предубеждений в адрес психологии;
- повышение уровня сплоченности и улучшение социально-психологического климата в классных и рабочих коллективах;
- успешная адаптация учащихся к обучению в первых, пятых и десятых классов;
- повышение процента учеников, которые успешно профессионально самоопределились;
- повышение у учителей удовлетворенности от своей работы;
- уменьшение текучести кадров;
- увеличение объема и качества работы сотрудников;
- увеличение клиентской базы;
- отсутствие у сотрудников компании предубеждений относительно важности профессионального развития;
- смогла действительно помочь некоторым людям (ученикам/воспитанникам, учителям, воспитателям, сотрудникам приемным и кровным родителям) в решении различных личностных, семейных и профессиональных проблем;
- 1 место в городском образовательном форуме – 2016 в номинации «Инклюзивное образование сегодня – одно из приоритетных направлений государственной образовательной политики» (г. Артем);
- диплом 2 степени всероссийского профессионального конкурса «Лучший педагог-психолог - 2016» (конкур проводил Центр профессиональных инноваций).
Все перечисленные достижения стали возможными лишь благодаря любви к психологии. Ведь если бы меня по-настоящему не увлекала эта наука, я не стала бы ее активно изучать. Искренне считаю, что любовь к психологии - залог эффективности психолога.
Считаю, что психологу никогда не стоит останавливаться на достигнутом. В психологии и в смежных с ней науках очень много тем, без изучения которых, сложно представит эффективную работу психолога. Кроме того психология – активно развивающаяся наука, поэтому психологу необходимо следить за новинками. Я также не намерена останавливаться на достигнутом. Психология – моя любовь, жизнь, система мировосприятия. Всю свою жизнь я намерена посвятить познанию психологии, психологической помощи людям и способствовать развитию этой замечательной науки.
С уважением, Стратилат Карина Николаевна - психолог, педагог-психолог.