«Когда психолог больше, чем профессия...»
Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел поближе и увидел, мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на множество километров.
- Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? – спросил человек, подходя ближе.
- Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, - ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
- Но это просто глупо! – закричал человек. – Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!
Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:
- Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды.
В нашей жизни не бывает случайностей. Убеждаюсь в этом каждый раз, когда вспоминаю то, как я попала в эту профессию. Раньше, еще до начала профессиональной деятельности на вопрос о том, почему я связала свою жизнь с психологией, я любила рассказывать некую автобиографическую байку о том, что в профессию я попала случайно, что изначально планировала связать свою жизнь с другим видом деятельности и т.д. Однако сейчас понимаю, что все же мой приход в психологию был закономерен. Что-то наподобие того, как оказаться в нужном месте в нужное время. Просто изначально я планировала стать юристом и связать свою жизнь с законом, однако обстоятельства сложились таким образом, что планы на профессиональное самоопределение прошлось изменить (забегая вперед, скажу, что юридическое образование я тоже получила, только позднее, когда уже состоялась как специалист в области психологии и захотелось кроме основной специальности получить еще одну, не связанную с первой, чтобы самой себе доказать, насколько я разносторонняя личность).
Склонность к психологии сказалась на подсознательном уровне, и подсознание меня не обмануло – я пошла по верному пути. Это действительно то, чем я хочу заниматься, во что готова вкладывать душу; то, что приносит моральное удовлетворение и ощущение собственного личностного роста. Я люблю то дело, которым занимаюсь. На настоящем жизненном этапе мне трудно представить себя в другой профессии. Да, не всегда бывает легко, не всегда все получается идеально, однако именно такие моменты закаляют меня как личность и формируют основу для дальнейших достижений. Я даже благодарна судьбе за то, что моя профессия не обходится без трудностей, потому что именно в такие моменты я расту и развиваюсь, понимаю, чего стою, оцениваю свою роль в этой жизни.
Я помню, когда училась на первом курсе факультета психологии, преподаватель дала нам задание написать эссе на тему «Как я оказалась в профессии?». Я тогда задумалась над тем, а почему люди вообще приходят в ту или иную профессию? И внезапно поняла – это предназначение! Просто кто-то понимает это и остается, а кто-то – нет - и продолжает искать себя. Меня всегда интересовало: почему на психологических факультетах различных университетов учатся миллионы, а приходят в профессию – единицы? Теперь я, кажется, нашла ответ на этот вопрос. Мало получить диплом - нужно ощущать себя психологом, понять, какие внутренние ресурсы доступны тебе, чтобы ты мог сделать первый шаг в профессии, занять свое место и понять, что оно действительно твое. Я считаю, что мне повезло: я нашла свое место в жизни, я нахожусь на своем месте и выполняю работу, которая мне подходит и нравится! Ни поиск смысла жизни, ни моральная травма либо пережитая личная трагедия – меня привело в профессию подсознательно чувство, что я поступаю правильно (и оно меня не обмануло).
В психологии я 9 лет. Закончила я Российский государственный социальный университет, до сих пор с теплотой вспоминаю своих преподавателей и однокурсников – всех тех людей, которые встретились мне на пути к главному делу моей жизни. Первым шагом на пути в профессию стало для меня общение с моими преподавателями, которые настолько меня сумели заинтересовать, что сомнений в своем выборе не возникало никогда. Особенно хочу отметить Наталью Сергеевну Акатову и Ольгу Юрьевну Дембицкую. Смотря на них, молодых красивых и успешных женщин, профессионалов своего дела, я очень хотела стать такими же, как они. Тогда, девчонке-первокурснице, их высоты казались мне недосягаемыми, а сейчас мы - коллеги. Четко помню первую похвалу преподавателя. Мы писали зачет, было необходимо письменно ответить на какой-то психологический вопрос-задание, и меня получилось настолько удачно, что Наталья Сергеевна отметила мою работу как лучшую и шутливо спросила: «Ты что, всю жизнь этим занималась?». А это был первый курс! Именно тогда-то я и решила для себя, что свое ответственное отношение к обучению я со временем перенесу и на практику, и обещание это выполняю до сих пор.
Работать по специальности я начала в сельской школе, где когда-то училась сама. Директор школы и учителя помнили меня, и, конечно же, я с радостью согласилась вернуться в родную школу уже в качестве специалиста. Однако от реализации профессиональных планов меня отвлекло счастливое событие – рождение ребенка. Поэтому проработала там я сравнительно недолго – чуть меньше года. Кстати, забегая вперед, хочу сказать, что сейчас мой подросший ребенок гордится мной и даже в школе, где учится, заявил: «Я – сын психолога и педагога!».
Так сложилось, что из декрета вернуться мне было некуда – должность психолога в сельской школе упразднили. А мне так хотелось работать дальше, столько планов наметила! И я озадачилась поиском нового места. Нашлось оно скоро – недели через две. На базе одной из общеобразовательных школ г. Клина, откуда я родом, открылось отделение надомного и дистанционного обучения детей-инвалидов и детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, и туда срочно требовался психолог. Несмотря на специфику работы и практически отсутствие опыта, я решила попробовать себя. Работа в этой школе стала для меня настоящей проверкой на прочность и закалкой себя как специалиста. «Особые» дети требуют принципиально иного подхода, чем их нормально развивающиеся сверстники, поэтому мне приходилось не только работать, но и одновременно учиться, стараясь как можно лучше понять их и найти наиболее действенные подходы в их сопровождении. Параллельно на ½ ставки я работала психологом в начальных классах этой же школы. Работать с детьми мне очень нравилось, нравилось помогать им лучше узнавать себя, учить правильно общаться и дружить. К детям с ОВЗ у меня вообще отношение сложилось особое – хотелось максимально охватить их своим вниманием и заботой, каждому подобрать доброе слово, теплый взгляд…
Работая с детьми-инвалидами, я впервые была замечена как специалист, получила признание коллег. Не скрою, было трудно, но на тот момент это был прорыв! В 2013 году у меня появилась возможность заявить о себе на более высоком уровне – мне предложили поучаствовать в конкурсе профессионального мастерства «Педагог-психолог Подмосковья». Помню, что как среди 4-5 кандидатов от города и района была выбрана я, и это было такой честью для меня, таким счастьем! К сожалению, на конкурсе мне удалось пройти только два тура из четырех, но и это было для меня достижением и гордостью, а также серьезный шаг вперед. Диплом участника этого конкурса до сих пор стоит в рамке в моем кабинете на видном месте! В том же году я решила закрепить уверенность в своих профессиональных силах и аттестовалась на I квалификационную категорию по специальности «Педагог-психолог». Началась полоса профессионального роста и развития, работать стало еще интереснее. Однако через год в школу взяли второго психолога, и свои ½ ставки мне пришлось уступить ей. Однако зарплата школьного психолога сравнительно невелика, мне нужна была подработка. И вот тогда я приняла решение попробовать себя еще в одной сфере – дошкольной психологии. Удалось найти детский сад (МДОУ «Незабудка» г.Клина, ныне в результате реорганизации он переименован), куда требовался психолог (так же на ½ ставки). Работать с малышами было так занимательно, что одно время я серьезно подумывала перейти на работу в дошкольное образование. В сравнительно небольшой срок (за 4 года) в силу различных обстоятельств у меня появилась возможность поработать дошкольным, школьным и специальным психологом! Опыт работы по специальности, общение с коллегами, повышение квалификации на специальных курсах – все это в совокупности послужило мне своеобразными ступенями для дальнейшего движения вперед. Пусть это и прозвучит пафосно, но однажды утром я проснулась с мыслью, что как психолог образования я реализовала себя полностью. Дальнейшего роста в школе для себя я не видела, из детского сада в связи с сокращением штат пришлось уйти по собственному желанию, и, взвесив все «за» и «против», я приняла решение сменить сферу деятельности. Заметьте, не саму профессию, а именно сферу ее реализации! Летом 2015 года я вытащила свой «счастливый билет»: мне удалось устроиться на работу в Клинский центр социальной помощи семье и детям «Семья». Теперь я – психолог социальной сферы. И знаете что? Это как раз то место, где я смогла максимально раскрыться, развить свой потенциал; здесь я чувствую себя комфортно не только как специалист, но и как личность. Я с удовольствием хожу на работу, у меня масса идей своей дальнейшей реализации, прекрасные коллеги, которых я уважаю и люблю, совсем как членов собственной семьи (и в этом плане наш центр оправдывает свое название). Мое руководство поддерживает меня, что вселяет дополнительные силы и дает стимул к новым свершениям, хочется сделать еще больше и лучше!
Я активно занимаюсь самообразованием, тяга к новым знаниям у меня еще со школы. Помню, что первыми книгами по психологии, прочитанными мной, были сочинения Д. Карнеги. С удовольствием перечитываю их до сих пор! Но тогда оторваться не могла, первую книгу «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей» «проглотила» за два вечера. Помню ощущение восторга, которое испытала, когда поняла, что теперь с этой сферой связана и я, и знания, почерпнутые мною из книг, я со временем смогу применить на практике. Всегда с радостью посещаю курсы повышения квалификации, обожаю различные семинары, форумы, круглые столы. Благодаря последним обучающему семинару и курсам повышения квалификации обладаю навыками детского нейропсихолога и школьного медиатора.
У меня есть профессиональная мечта, точнее, даже две. Первую мечту я планирую осуществить в ближайшее время – аттестоваться на высшую квалификационную категорию. Для осуществления второй мечты мне потребуется больше времени и, возможно, необходимость подучиться, но мечта моя заключается в том, чтобы преподавать самой. На мой взгляд, настоящему профессионалу нужно уметь не только получать знания, но и уметь ими делиться. На данный момент я являюсь автором многих проектов и тренингов, провожу коррекционно-развивающие, профилактически, просветительские и тренинговые занятия для клиентов (преимущественно детей и подростков), а также своих коллег в плане обмена опытом (с октября по декабрь 2016 года я организовала и провела для коллег серию обучающих семинаров на тему инклюзивного образования детей-инвалидов), сотрудничаю с местным радио и телевидением, общественными организациями города (в частности, клинским молодежным объединением «ЯВОЛОНТЕР»). Хочу выразить этим ребятам особую благодарность за сотрудничество со мной, ведь благодаря им один из моих проектов вышел на муниципальный уровень. Знакомство с этими ребятами, социально активными подростками города, началось в апреле 2016 года, в рамках проведения акции «Синяя лента апреля», суть которой заключается в том, что подростки выражают свой протест против различных проявлений насилия. 11 недель эти ребята являлись участниками разработанного мной тренинга «Выбери жизнь без насилия!», который затем был преобразован в проект «Сверстник – сверстнику», реализуемого на базе общеобразовательных учреждений. Продолжаю сотрудничать со сферой образования: в качестве приглашенного специалиста продолжаю проводить коррекционно-развивающие и профилактические занятия в детских садах и школах. Дружу с бывшими коллегами из сферы образования, с удовольствием делюсь своим опытом работы уже как социального психолога. Два последних года подряд отправляю свои проекты на соискание премии губернатора Московской области А.Воробьева «Наше Подмосковье» (пока правда только как номинант, однако есть стремление занять одно из трех призовых мест).
Сейчас мне 31 год. Я не хвастаюсь, однако для своего возраста мне удалось добиться многого. Вместе с тем, я считаю, что это еще не предел и мне есть куда расти дальше. Есть планы на будущее, профессиональные идеи, видение себя как специалиста в дальнейшем развитии. Люблю свою работу и все, что с ней связано. Люблю каждый день приходить в свой кабинет, люблю его обстановку. Вот даже сейчас пишу об этом, а на сердце тепло… Мне нравится прийти утром на работу, включить компьютер, приготовить себе чашку чая или кофе и выпить ее, глядя в окно офиса и размышляя о планах на день. Как бы трудно не было на работе (а бывает и трудно) никогда не испытываю негатива или сожаления, что выбрала именно ее. Психологом быть интересно, ведь ты всегда идешь по новому пути (с новым клиентом или с новым проектом). Это одна из тех немногочисленных профессий, которая облагораживает ее носителя. Придя в эту профессию, уйти очень трудно. Это особенное дело, которым дано заниматься не каждому. Чтобы сделать психологию делом своей жизни, нужно иметь какой-то особенный личностный уклад, важно уметь видеть и понимать то, что не доступно другим. Думаю, мне это удается. А если нет, то я готова продолжать учиться, открыта новым знаниям, с нетерпением жду их.
Что для меня профессия психолога? Профессия психолога для меня – это:
- способ самовыражения;
- форма самопознания;
- способ переосмысления многих событий моей собственной жизни и изменения взгляда на некоторые явления;
- деятельность, которая дает мне силы для преодоления трудностей и испытаний;
- видение себя со стороны, способ превращения недостатков в достоинства и профессионально значимые качества;
- чувство собственной значимости и возможность личностного роста;
- дело, через которое я могу осуществлять помощь людям, отдавать частичку себя, становиться для кого-то примером.
Психолог живет в каждом из нас, только не все замечают его, не все позволяют ему выйти из тени, не все готовы дать ему свободу. «Своего психолога» я открыла в себе 9 лет назад, и могу с уверенностью сказать, что это второй день рождения моего «Я», одной из его сторон - профессиональной.
Спасибо и Вам, мой читатель! Как хорошо и значимо, что есть люди, интересующиеся психологией и психологами! Будь Вы мои коллеги, студенты, находящиеся на пути в профессию либо просто любители, желающие расширить свой кругозор, спасибо, что вы прочтете обо мне, узнаете, кто я; спасибо, что вы есть. Я желаю и вам всю ту гамму чувств, что испытываю в отношении психологии как профессии, дела жизни, призвания.
с уважением, Новоторцева Екатерина Аркадьевна - психолог Клинского центра социальной помощи семье и детям «Семья»