«Записки дилетанта…»
Выбор профессии – это достаточно серьёзное, взвешенное решение. Профессия будет тебя вдохновлять, радовать, кормить, так я говорю сейчас своей дочери.
Если бы кто-нибудь, 16 лет назад сказал мне, что я буду работать в образовании, я бы просто не поверила им. В свою профессию я пришла, может по случаю, а может, так и должно было быть…
Со школьной скамьи я мечтала стать медиком, окончив медицинское училище, я начала свой трудовой путь, в отделении реабилитации неврологических больных. Работала медицинской сестрой и училась в РГПУ им. А.И. Герцена на факультете олигофренопедагогики, получая это образование так, чтобы было, и совсем не видела себя педагогом-психологом системы образования. Медицина манила меня, пройдя профессиональную переподготовку, по клинической (медицинской) психологии, повышение квалификации и стажировку на рабочем месте в Государственном научном центре социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, решила остаться в стенах родной больницы. Продолжая работать клиническим психологом с пациентами качество жизни, которых, значительно снизилось после перенесённых травм: - это и травматическая болезнь спинного мозга, последствия закрытых и открытых черепно-мозговых травм, многое другое. Хотя о каком, качестве жизни можно говорить... Для некоторых из них это был фактически конец жизни… Мои знания и понимание физиологической природы человеческого организма, функционирование всех его жизненно важных систем, биохимических процессов очень помогали мне добиваться успеха в реабилитации неврологических больных, да и сейчас являются фундаментальными в работе педагога - психолога.
Одной из важных тем волнующих меня на сегодняшний день, на ряду, с реформой в системе образования, Федеральными Государственными Образовательными Стандартами, является тема инклюзивного образования, эффективность которого у меня вызывает не однозначные чувства.
Может кому-то из Вас мои рассуждения покажутся дилетантскими, а кто-то и сможет разглядеть, хоть одно рациональное зерно. Обратимся к основным составляющим инклюзивного образования.
Инклюзивное ( от франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю), или включенное образование.
Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, — в школах общего типа. Которые учитывают их особые образовательные потребности, оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.
Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в ОДНОМ КЛАССЕ, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.
После всего вышесказанного становится, очевидно, то, что и так давно всем ясно каждый ребёнок личность, индивидуальность пусть даже и с различными потребностями в обучении, а что разве это кто- то может оспорить..?
С точки зрения буквы закона, равных прав, социализации, да и даже с точки зрения экономической привлекательности происходящего вроде все понятно, правильно.
Да только вот дети с ограниченными возможностями здоровья, дети – инвалиды - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Эта группа чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями развития.
Этим детям необходимы не только специальные условия, но и подача обучающего материала в рамках реализации адаптированной образовательной программы основанной на иерархии дефекта, на комплексном и в тоже время индивидуальном подходе к обучению.
Может я, и повторяюсь, но с точки зрения буквы закона, равных прав, социализации, с точки зрения экономической привлекательности происходящего, идеализации ожидаемых результатов вроде все понятно, правильно...
Только рассудит нас кто прав, а кто находится в заблуждении время и поколение выросших детей прошедших через реформы системы образования.
Петроченко Марина Александровна - педагог-психолог.