«Как поверить в себя в начале пути к успеху»
Возможность профессионального развития в том направлении, которое приносит нескончаемое удовольствие – это уже большой успех. Находясь в самом начале своего профессионального пути, понимаешь, что это прекрасное, но вместе с тем очень сложное время, когда больше всего нужна поддержка близких, друзей, профессиональные советы опытных коллег. Это время, когда ты еще робко говоришь: «Я - психолог», потому что сам не до конца принял себя в этой профессии, потому что еще очень мало сделал и понял. Поэтому мое дальнейшее повествование посвящается всем начинающим, но уже успешным и счастливым психологам.
Я молодой специалист. Быть молодым специалистом в области психологии непросто. Молодого психолога постоянно одолевают сомнения, правильно ли он работает, говорит, те ли использует техники. Дело затрудняет отсутствие опыта, кажется, что знания в голове еще не выстроились в одну четкую систему. Это как первые шаги ребенка. Он идет, еще пока робко, неумело, спотыкаясь, каждый шаг дается с трудом.
Окончив психологический факультет, я устроилась работать в комбинированный детский сад, с детьми, имеющими речевые нарушения, а также с группой детей с ограниченными возможностями здоровья.
Я помню тот день, когда впервые вошла в свой абсолютно пустой кабинет и не знала, с чего начать работу. Но немного разобравшись, познакомившись с детьми, я все больше и больше втягивалась в работу с ними, образовалась система, страх ушел, и на его место пришел огромный интерес. Думаю, многим начинающим психологам знакомо чувство растерянности, ведь они понимают, что в психологии существует так много разных направлений, в которые хочется углубляться и углубляться, есть еще столько всего неизученного! Одним из таких направлений является для меня арт-терапия. Тайна детского рисунка, детская непосредственность, отсутствие стереотипного мышления, особенности детского восприятия – это все делает работу с детьми интересной, поднятой на более высокий уровень.
Детский взгляд на мир, на эмоции, на дружбу, на справедливость, на страх, на болезнь – нам, взрослым, есть чему у них поучиться. Маленькие дети могут поправиться, пребывая в уверенности, что можно «вытряхнуть» болезнь, перестать бояться темноты, потому что верят, что сама темнота может чего-то бояться, что им совсем не страшно. Их мышление гибкое, воображение не имеет границ, потому и возможностей у них намного больше, чем у нас.
Занятие с логопедическими группами дает мне заряд энергии. Проводя групповые занятия, я отдаю им всю свою энергию, а в ответ получаю от них ещё больше. Занятия всегда проходят в несколько этапов, включающих и релаксацию, и психогимнастику, и подвижные игры, и техники арт-терапии, и развитие психических процессов, коммуникативных навыков. Каждое занятие, по сути, хоть и встроено в единую программу, но имеет огромное поле для творчества, а также возможность и диагностической работы, и коррекционно-развивающей. Все в игре, все через интерес.
Не менее интересно проходят занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В этом направлении моя работа идет в тесной связке с работой дефектолога. Тут мне несказанно повезло с коллегой, именно наше взаимопонимание влияет на результативность проводимой работы. Возраст детей варьируется от 3 до 8 лет, но уровень развития имеет еще больший диапазон. Соответственно работа, проводимая с каждым, имеет серьезные особенности, программа не может быть единой.
Когда я впервые вошла в эту группу, не имея как такового опыта работы с детьми с ограниченными возможностями, владея в основном теоретическими знаниями, я не знала, как построить свою работу. Первые занятия – наблюдение за детьми в привычной обстановке. Мне было стыдно признаться – я боюсь. С тех пор прошло время, но мне до сих пор стыдно признаться – я волнуюсь каждый раз, когда готовлюсь к занятиям с этими детьми. С такими детьми не видно большой положительной динамики от занятий, и волей-неволей начинают посещать мысли, что ты совсем ничего не можешь сделать, ты плохой специалист. В этом случае, помощь более опытных коллег, профессиональная и просто человеческая – вот еще один инструмент на пути к успеху.
Друзья иногда спрашивают меня о моей работе с детьми с ОВЗ. Я с уверенностью могу сказать, что, именно при работе с детьми с ОВЗ, со мной случаются моменты, которые оставят след на всем дальнейшем пути моей практики.
Первые профессиональные успехи, возможность их увидеть, оценить – это важный кирпичик в будущем становлении специалиста. Для кого-то успех – это признание коллег, клиентов, большие результаты. Для меня на данном этапе, успех, например, – это взгляд в глаза ребенка с ранним детским аутизмом и спастической формой ДЦП. Я помню, как занималась с ним впервые, он отвернулся от меня к стене и построил между нами целую звуковую неприступную стену. Потом был долгий поиск того, с чем он сам захочет начать заниматься, привыкание. Моим главным успехом было найти то, что позволит этому ребенку чувствовать себя в моем кабинете в безопасности. Этим успехом стала музыка. Заметив его оживление, когда воспитатели включают в группе детские песенки, я стала включать на наших занятиях релаксирующую музыку. Теперь он идет в мой кабинет со словами «там будет музыка», под нее мы с ним занимаемся дыхательной гимнастикой, релаксацией. Сложно переоценить, насколько важную роль играет релаксация в работе с детьми с разными формами ДЦП. Но еще более сложно переоценить важность зрительного контакта с ребенком с ранним детским аутизмом, его желание заниматься, играть с тобой, его успехи.
Я обращаюсь ко всем молодым психологам: не преуменьшайте значение своих первых побед, это важные победы в вашей карьере! Я уверена, что всем страшно начинать, и все наши проблемы не уникальны. Но нужно верить в себя и помнить, что огромную роль в работе психолога играет его личность, его принятие себя в этой роли, его внутреннее спокойствие и нацеленность на успех. То количество знаний и опыта, которое нам еще только предстоит получить, сделает нас успешными. И чем сложнее и извилистее будет наша психологическая тропа, тем лучшими специалистами мы станем. Главное – четкое следование психологической этике и желание работать.
Щербакова Надежда Павловна - педагог-психолог.