На главнуюОтправить письмоПоиск по сайту
Вход для членов клуба:
Сегодня родились:

Мать. Негативный аспект архетипа.

АвторСообщение
Тявин Юрий
Магнитогорск
Сообщений: 762
Воскресенье, 21.11.2010, 13:58 | Сообщение #1
Мать Мать. Негативный аспект архетипа. (Отрывок из книги «Социальная психология личности (теория и практика): Курс лекций». М., 2002. ) …Человеческому рассудку трудно смириться с амбивалентностью явления, рассудку современного европейца – в особенности. И поскольку чудовищным выглядит негативный аспект материнства, фольклор и обыденное сознание отделили его от образа матери – Млекопитательницы, Заступницы, Покровительницы, Утолительницы всех печалей (можно перечислять и все прочие эпитеты Богородицы). Негативный аспект архетипического материнства вызвал к жизни ведьминские образы мачех, свекровей и тещ всех сказок и семейных драм. «Тень Мадонны была перенесена в ад, где сейчас ведет ничтожное существование в качестве чертовой бабушки»[1]. Понятие «черт в юбке» и характеризует все вышеназванные персонажи. Проявления позитивного аспекта архетипа матери настолько воспеты в нашей культуре, что не стоит повторяться, перечисляя их. Поговорим о темной стороне. Помимо матери как плодородного и доброжелательного божества, этот архетип таит в себе, по выражению Юнга, «оргаистическую эмоциональность и стигийские глубины»[2]. Заботливая – убаюкивающая – обволакивающая – удушающая – пожирающая – вот направление неприметного скольжения архетипа от его положительного полюса к отрицательному. «Каждая женщина простирается назад – в свою мать и вперед – в свою дочь…ее жизнь простирается над поколениями, что несет с собой и чувство бессмертия»[3]. Однако чувство это подвергается испытанию, когда однажды ему начинает противоречить «свет мой зеркальце», в котором увядание матери отражается в обратной пропорции к дочернему расцвету. И, если женщина не готова еще отказаться от царского венца молодости в пользу наследницы, негативный аспект матери активируется в ее бессознательном, завладевая всей личностью. Мать, конечно, пробует осознать себя птицей Феникс: пусть я сгораю, но в дочери восстану из пепла… Увы, мачеха-завистница в ней часто берет верх. Тогда мать пытается обмануть время, удерживая дочь в лоне своей заботливости, делая ее беспомощной и инфантильной, как прежде молодящиеся дамы старались подольше своих дочерей-подростков выводить в коротких – детских – платьицах (ведь непростительно молодой женщине иметь взрослую дочь!). Или мать пытается отвести глаза людям, отвлечь на себя внимание мужчин, превращая Золушку в дикую «неблагодарную» замарашку. Мать-колдунья может «пить кровь» дочери, вмешиваясь «материнским советом» в отношения той с молодыми людьми. Причем, обе женщины, находясь в открытой уже конфронтации, как правило, не подозревают в этих бесцеремонных вторжениях злого умысла старшей. «Проблемой, и серьезной, стали для меня отношения с моей мамой, – пишет 17-летняя девушка. – Она постоянно вмешивается в мою личную жизнь, пытаясь оградить от ошибок, которые совершала сама когда-то. Я понимаю, что мама – человек, который не просто может, но и должен советовать мне, опираясь на свой опыт и на свое знание и понимание меня. Но в последнее время эти советы стали принимать форму наставлений по принципу «так и только так!» Весь полуденный мир, ускользающий из ее собственных рук, мать-мачеха ревнует к дочери. И снится одной из таких дочерей, что они с матерью – во дворе на детской площадке. Дочь хочет уйти, но мать вдруг обхватывает ее шею и виснет за спиной грузной отвратительной старухой (это ее-то стройная моложавая мамочка!). Виснет, и душит, и не пускает… Так и крутится дочь на детской площадке, нелепо и безнадежно, со своей безобразной ношей. «Дочь не могла сознательно разглядеть пагубного материнского влияния, отсюда и компенсирующая критика со стороны бессознательного»[4], – резюмирует Юнг описание другого, почти столетней давности, сна, в котором мать кровожадной ведьмой гналась за любящей ее и чрезвычайно послушной взрослой дочерью (которой неприятный сон и приснился). В ХХI в. сюжет воспрянул в фильме М. Ханеке «Пианистка». Шанс разглядеть мачеху в матери, ведьму среди русалок (вспомним «Майскую ночь» Гоголя) предоставляет функция Логоса, как мы помним, даруемая женщине ее анимусом. В результате прозрения, могущего и не быть допущенным в сознание, дочь оказывается во власти одного из женских материнских комплексов, описанных Юнгом, неосознаваемым лейтмотивом жизни в этом случае становится: не быть всем, чем была мать. А если перефразировать: не быть всему, чем была мать, как бы не компенсировалась сознательно такая революционная установка. Овладевший женщиной анимус-Логос противостоит бессознательности . «Для Логоса это само зло. Поэтому его первый творческий акт освобождения – это матереубийство»[5]. Как позитивный анимус убивает мачеху-змею, дракона бессознательного, так негативный анимус поражает само стихийное плодородное начало в женщине. (Палка, как обычно, о двух концах). Матереубийство – творческий акт освобождения поднимающего голову «мужского», т. е., по Юнгу, сознательного начала (в том числе и в женщине). Однако мы помним из греческой мифологии, как мстительные эринии преследовали Ореста за пролитую им материнскую кровь. Если Электру и Ореста представить как единое существо, а не как сестру и брата (ибо едины они были в стремлении к возмездию), Орест предстанет анимусом Электры – ее волевой и осознанно-рациональной сущностью, которая и получает поддержку Афины, богини разума, не матерью рожденной. В суде над Орестом его сторону также принимает Аполлон. Итак, разум и индивидуальное сознание оправдывают уничтожение бессознательного – темного, утробного – материнского начала. Но голоса за и против Ореста разделяются на суде поровну. И, хотя формально обвинение снимается, тени эриний маячат над ним, а значит и над его сестрой, до конца их жизни. Не решен еще человечеством вопрос о приоритете – коллективного ли , родового, над индивидуальным, или дневного света сознания над мглой. Такое мучительно неуравновешенное состояние души человеческой иллюстрирует сон одной молодой женщины. Частный случай ее взаимоотношений с матерью служит метафорой внутренних противоречий, отражает архетипическую борьбу разнородных начал психики. Сон является следствием угрызения эриниями совести после свершения акта символического матереубийства. Предыстория сна такова, насколько я могу передать ее со слов Татьяны: она, ее молодой муж и новорожденный ребенок жили с родителями Татьяны. Мать ее стремилась провести в жизнь свои представления о семейном укладе , свято веря в их безальтернативность. Дочь воспринимала активность матери грубым вторжением в ее частную жизнь, в жизнь ее собственной – маленькой, новорожденной, как и ребенок, семьи. Попытки Татьяны отстоять независимость высмеивались, к тому же пришлось выслушать много обидного. Наконец, Татьяна – с мужем, дочерью в коляске и кошкой в сумке – ушли из дома, благо было куда. Мать же была убита – крушением идеала большой семьи, в которой она – хозяйка, страшно опустевшим домом, внезапно открывшейся неприязнью к ней дочери и безразличием зятя, исчезновением долгожданной игрушки – внучки. Молодые супруги стали жить независимо, деля между собой ответственность за ребенка и обеспечение семьи. Творческий акт освобождения (читай : взросления и осознания многого из того, что скрыто было прежде пеленой инфантильной привязанности к родителям) состоялся. Но эринии не давали Татьяне покоя: мать-то была убита и искренне считала себя невинной жертвой дочернего эгоизма. Тогда-то и приснился Татьяне сон . Носят ее морские волны метрах в ста от берега. Видит она все так, словно не погружена в воду, а стоит на поверхности, только тела своего Татьяна совсем не ощущает. Берег представляет собой отвесную скалу, на которой изображен огромный черный женский силуэт. «Мать», – знает Татьяна и чувствует, что, хотя женщина и нарисована, она – живая. Плоское изображение одушевлено даже как-то более человеческой меры одушевленности. И портретного сходства с ее собственной матерью никакого нет, лица вообще не разглядеть. Это – просто – Мать. В голове Татьяны звучит Голос. Уверенный баритон произносит: «На мать обижаться нельзя». И тотчас Татьяна понимает, что, раз Голос сказал, значит, истинно так. Кому принадлежит Голос, она не задумывается, но неоспоримость истины такова, как если бы была она провозглашена Богом. Однако изреченную истину еще предстоит принять – не на веру, а в сердце своем, т. е. согласиться с ней, проникнуться ею. И Татьяне известно, что это – ее последняя в жизни задача и цель. Чтстно, что это – ее последняя в жизни задача и цель. Что она так и будет носиться здесь по волнам, пока не сумеет выполнить этого. И вот по мере того как Татьяна добросовестно старается все более «вчувствоваться» в смысл фразы, волна, несущая ее на гребне, все более разгоняется, мча девушку на скалу, чтобы (Татьяна знает) разбить ее у ног черной Матери, чуть только озарение наступит. Татьяна не боится, напротив, она понимает: это – последнее, что ей суждено в жизни. Но в какой-то момент последней правды, несмотря на все Татьянино прилежание, в голове прорезывается другая мысль, возражающая изреченной Голосом: «Но я не могла иначе!» (Имеется в виду разрыв с реальной ее матерью). Волна тотчас откатывает обратно в море, и все – не раз – повторяется сначала. Сон обрывается. Голосом ли Бога, совести, или Супер-Эго была изречена формула культурного запрета, неважно. Важно то, что искреннее принятие покаянной роли «блудного сына» (блудной дочери) в данном случае ведет к гибели, вопреки традиционным представлениям. К гибели чего? Индивидуальности, конечно, личности. Ни Афины и Аполлона, светоносных покровителей личного сознания, ни эриний, стражей родового закона, нет на фоне средиземноморского пейзажа этого сна, но спор между ними продолжается и в ХХI веке. Иные отношения складываются под воздействием негативного архетипа матери у женщины с ее сыном… Список литературы 1. Юнг К.Г. Душа и миф: Шесть архетипов. Киев; М ., 1997. С.241. 2. Там же. С.219. 3. Там же. С. 184. 4. Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. СПб.; М., 1997. С. 139. 5. Юнг К.Г. Душа и миф… С. 233. Лютова С.Н. Мать. Негативный аспект архетипа.
Тявин Юрий
Магнитогорск
Сообщений: 762
Среда, 16.11.2011, 11:49 | Сообщение #2
Убийство в Кущёвской. Сергей Цапок (кандидат социологии)и его Мать. Пара. Английское исследование - мужчины живущие с матерью - в три раза более криминогенны. Убиты все - две семьи. Сурикаты ведомые Великой Матерью врываются в норы соседей и убивают ВСЕХ. Убивая Царя - убили весь его РОД. Типичная Вендета. Убить РОД, - "Хорошо за брата отомстил" - из анекдота про Ленина. Сокуров - Телец. Сохранение симбиоза. Все кто вне симбиоза - просто враги или пища. Сталин и его Мать - прачка завещавшая его Богу, но Он предпочёл Сам стать Богом. Горбачёв и Раиса Максимовна. Николай II и Алиса Гессенская. Случайны ли эти "сакральные пары" - или это типичная архетипическая ветка при скольжении по дереву регрессии?
Тявин Юрий
Магнитогорск
Сообщений: 762
Воскресенье, 05.12.2010, 08:07 | Сообщение #3
Мы входим в матриархат. одним из лозунгов которого является - "Мама не может пожелать Зла".
Тявин Юрий
Магнитогорск
Сообщений: 762
Воскресенье, 26.12.2010, 06:22 | Сообщение #4
Одной из особенностей До Эдипальной (ещё не порвавшей своейсвязи с материнским Образом) личности является её Бюрократичность. Бюрократия и мздоимство погубили не одну империю. Царства к ней более толерантны. Местный фермер с оборотом в 50 млн. обходится собой и женой-бухгалтером, любая гос. система с тем же оборотом (типа нашей больницы) имеет штат бухгалтерии равный количеству врачей в ней работающих, а если со статистами и пр. то и мед-сестёр. На 1раба 1 конролЁр. ЁЁЁЁ-мобиль! Но если все знают, а всё возникает вновь, и ничего с этим нельзя поделать, то это уже психологическая закономерность, уходящая своими корнями в структуру психического аппарата. Но если это отражение нашей психики, то если поискать, мы должны найти и сообщества организованные на основе данного архетипа. Самое примитивное из них показали в этнографической передаче из быта архаических племён центральной Африки. Живут рядом два племени, говорящие на одном языке, но одно из них умеет строить лодки и чинить ружья, хотя полностью лишено способности сохранять, накапливать и торговать, а другое может торговать и копить и держать скот, но не умеет строить лодки и чинить ружья, поэтому мужчина из первого племени должен обзавестись покровителем из второго. Первое племя, попав в условия товарного изобилия, вымирает, второе процветает, но уходит в прошлое умение делать своими руками уникальные вещи. Какое это имеет отношение к нашей бюрократии? перед нами великолепный пример ступенчатости (квантовости, периодичности) развития психики открытый ещё З.Фрейдом. Первое племя талантливо и самобытно, но НЕ САМО СТОЯТЕЛЬНО, вследствии пребывания оного на первой ступени психосексуального развития - по Фрейду это Оральная стадия. Второе же племя более развито, оно способно КОПИТЬ, но парадоксально исчезает ТВОРЧЕСКОЕ начало, это типичный признак второй (анальной по Фрейду) стадии развития. Далее идут фаллическая и латентная фазы. Империи могут возникнуть только в латенте, царства - это фаллические образования, но для управления империями нужны люди - функции -чиновники, а увы, данными свойствами обладают только анналы, однако, опираясь на данный психотип, общество неминуемо регрессирует на ДО Государственный уровень - уровень племени. Что делает любой этнограф, стремящийся завоевать расположение жителей племени, - он приносит им богатые, с их точки зрения, подарки. Что нужно сделать, чтобы бюрократ признал тебя своим (членом своего племени, а только член своего племени имеет право называться Человеком) - нужно подарить ему ПОДАРОК. Бюрократ он как ребёнок рад - подарки говорят ребёнку, что его Любят - это символ любви - фетишь, но чаще её суррогат. Прав ли был Пётр, заменив Местничество Бюрократией? Местничество - это фаллическая стадия, несущая в себе угрозу распада империи на царства. А Бюрократия - анальная, при наличии сильной военной элиты выстроенной по фаллическим заслугам, вполне управляемая, - Бюрократ робок. Но когда военная элита регрессирует на ту же стадию, то ...
Ефимова Алла
Саратов
Сообщений: 1020
Вторник, 11.11.2014, 11:30 | Сообщение #5

Юрий, насчет матриархата вы погорячились. И судя по мату звучащему на улицах ежесекундно и 200 безнаказанно изнасилованных в Кущевской девочек далеко еще России до цивилизации, которая начинается с элементарного уважения к женщине. 

Иванов Иван
Москва
Сообщений: 20
Пятница, 30.08.2019, 09:33 | Сообщение #6

дорогая Алла, со своего женского боку, несмотря на имя регистрации, спрошу? вспомните поговорку - Сука не захочет, ... ну дальше вы знаете. А элементарное уважение к женщине??? а где элементарное уважение к мужчиинам??? Строителям, ученым, изобретателям, воинам, спасателям,  тем кто всё делает в этом мире, самые трудные, опасные, ответственные и грязные работы, и может если бы это 200 девочек уважали мужчин, то не нарвались бы.   И про далеко до цивилизации, (само слово цивилизация произошло от русского слова Хлеб) хорошо что до таких вот цифилизаций которые вы имеете в виду далеко, где обсуждается пидофелия как норма,  фашистов представляют чуть ли не ангелами, за спасение жизни человека, без мед лицензии  садят на 12 лет автоматически, и можно такую мерзость перечислять долго, так что я очень рада что до цифилизации нам далеко.

Психологический клуб - место общения профессиональных психологов. Добро пожаловать!