На главнуюОтправить письмоПоиск по сайту
Вход для членов клуба:
Сегодня родились:

Визуальное наблюдение, физиогномика :)(архив)

Страницы сообщений:  1  2
АвторСообщение
Захарова Людмила
Волгоград
Сообщений: 1495
Вторник, 01.07.2008, 16:08 | Сообщение #1
:lol: Новой, милой аватаре Татьяны посвящается :wink: Уважаемые коллеги! Насколько для вас важны информационные признаки восприятия физического облика, взгляда, особенностей выразительных движений миики и пантомимики (жесты, поза)? Насколько близки психология и физиогномика? 8) Есть кое-какие мысли по этому поводу. Поделюсь чуть позже.
Мельникова Татьяна
Санкт-Петербург
Сообщений: 1549
Вторник, 01.07.2008, 17:11 | Сообщение #2
Можно я первой, стихийной, мыслью поделюсь. Полгода назад у меня было очень плохое зрение, и я видела лишь выражения лиц, позы, какую-то общую форму, в общем. И именно их оценивала - даже небольшие "отклонения" (например, рот у человека слегка кривится при каком-то разговоре, или брови приподняты, или плечи "деревянненькие") для меня были существенны (критична я очень по своему характеру :wink: ). Теперь же я смотрю на все ЭТИ лица и фигуры как на красивые-прекрасивые... До сих пор перестраиваюсь в способах ориентации... Так что раньше много моей психологии строилось на физиогномике и прочей -мике (это было так ярко и заметно, все на человеке "написано"). Конечно, не без последующей аналитики ))) А теперь приходится иначе...
Вознюк Александр
Сообщений: 63
Пятница, 01.08.2008, 21:22 | Сообщение #3
Привет всем! Данная проблематика, на наш взгляд, должна, как всегда, решаться на глобальном уровне, в данном случае на уровне концепции универсального семантического пространства Вселенной, которую мы разрабатываем. Данная концепция вытекает из философского принципа единства мира, а также из так называемого антропного принципа. Здесь можно говорить о концепции универсального семантического пространства и универсальном (понимающем) языке, которая вытекает из него. Данная концепция базируется на многочисленных представлениях современных исследователей относительно универсальной семантической подоплеки мира. Известный американский архитектор К. Александер создал специальный язык, где роль слова играют особые пространственные блоки, которые отражают свойства Вселенной. Идея универсальной символики получила разработку в сфере экзистенциальной философии. Ж.- П. Сартр “универсальный ключ” к толкованию символов обнаружил в “психоанализе предметов”, который был разработан Г. Башляром, что дало возможность выяснить “объективную символику” каждой вещи, которая формирует некую “сферу смыслов”. Данный вывод перекликается с типолого-универсалистским учением В. Гумбольдта о диахронических универсалиях как наборе правил для некоторого универсального метаязыка грамматики. Лингвисты считают, что раньше или позже родственность если не всех, то большинства языков мира будет установлена. Рассмотрим психологию субъективной семантики, которая содержит много информации, помогающей осмыслить проблему семантического пространства Вселенной. Здесь можно говорить об функционировании неких “оперативных единиц восприятия”, которые инвариантно реализуют актуальное описание объекта и дают возможность исследовать разнообразные семантические поля и пространства. Например, в экспериментах Н. Хэнли (1969) было выявлено сходство значения слов, являющихся названиями животных. Оказалось, что животные мыслятся испытуемыми не так, как это делается в биологических классификациях, что данные испытуемые используют признаки экстраленгвистического происхождения. Ч. Осгудом получены координатные векторы, которые устойчиво характеризуют понятия, обозначенные словами различных языков в рамках различных культур. Были обнаружены устойчивые сцепления свойств объектов. Опыты, проводимые по выявлению “актуальных координат опыта” привели к выводу о том, что визуальные объекты (представленные в геометрических формах) внешней среды довольно устойчиво и инвариантно характеризуются испытуемыми, которые при этом употребляют вербальный способ описания этих объектов. Данный феномен обнаруживает “комплексы перцептивных универсалий” [Артемьева, 1980]. При этом исследователи не исключают существования словарей визуального опыта – конечных систем визуальных образов, позволяющих устойчиво интерпретировать и классифицировать все (!) объекты внешнего мира. Более того, оказалось, что вербальные характеристики рисунков, предъявляемых одному испытуемому, могут быть дешифрованы другим испытуемым, который по этим характеристикам (списку свойств) способен построить (восстановить) изображение, близкое исходному. Все это свидетельствует о том, что в человечестве наличествуют устойчивые комплексы представлений о содержательных свойствах геометрических форм, таких, например, как снежинка, круг и т. д. Подобно тому, как звуки человеческой речи, как показали исследования в сфере звукового символизма, содержательно мотивируются, так и отдельные визуальные элементы среды получают подобную же мотивацию и могут оцениваться в рамках вербальных описаний, укладывающихся в шкалы “сила-слабость”, “доброта-жестокость”, “состояние голода-сытость” и т. д. Содержательная мотивировка внешних стимулов характерна не только для звуко-визуального, но и тактильного аспектов воспринимаемой информации. При этом изображения характеризуются в первую очередь не по их специфическим геометрическим свойствам (таким, например, как круглоконцентрированность, разорванность и т.д.), а исходя из эмоционально-оценочного (правополушарного) компонента взаимодействия с внешним миром, когда геометрические формы предстают как добрые и злые, спокойные, ласковые и т. д. Более того, перцептивный фон окружающей среды осваивается человеком именно на основе придания сенсорным стимулам среды (или на основе извлечения этих сенсорных стимулов) эмоционально-оценочных характеристик, что говорит о принципиальном единстве человека и окружающего мира, о единстве фактологического и этического, что обнаруживатся в антропном космологическом принципе. Изначально любой объект оценивается (воспринимается) на уровне правополушарных, подсознательно-симультанных механизмов психической деятельности, когда обнаруживается феномен “первовидения” объекта как нечто нерасчленимо-целостного. При этом активно именно правое эмоционально-оценочное полушарие, которое обнаруживает процесс оценивания не объекта как такового, а его отношений и связей, в том числе и связей с человеком, который его воспринимает, связей, характеризующих ценностно-ориентированное отношение к объекту восприятия, а не сами его свойства. В дальнейшем на “перцептивной арене” появляется вторичное восприятие объекта (“второвидение”), которое реализуется на уровне когнитивно-классификационных механизмов левого полушария, отражающего мир последовательно-избирательным образом, “обволакивая” “первовидение” концептуальной системой. При исследовании особенностей восприятия визуальных образов выяснилось, что оценки слов и изображений часто не совпадают, когда изображение и приписываемое ему понятие могут оцениваться противоположным образом. Это говорит о первичном универсальном (подсознательно оформленном) словаре человека и его вторичных вербальных (сознательных) проекциях, которые часто не соответствуют своему источнику, что приводит к феномену разорванности человека, противоречия между сознанием и подсознанием. Можно говорить о таких сенсорных универсалиях, разрабатываемых Арнхеймом, который строил визуальные словари, например, как “холодность и чистота” (вытянутый перекрест), “доброта” (округлость) и т. д. Семантико-перцептивные универсалии делают восприятие более экономным. Интересно, что, как полагают гештальтпсихологи, – что смысл или значение вещи воспринимаются нами так же непосредственно, как ее цвет. Значение предмета “написано на его лице”, а поэтому он обладает “физиогномическим качеством” в том смысле, в каком обладает этим качеством человек, эмоции которого проявляются “на его лице”. Здесь можно говорить о валентности вещи, которая доступна для восприятия и не присваивается объекту потребностями наблюдателя и актом его восприятия этого объекта. Объект предоставляет только те возможности, которые он предоставляет. Все вышеизложенное позволяет предположить, что как естественный, так и искусственный миры исполнены смысла, который раскрывается в сфере семантического пространства, картография которого постигается на основе концепции функциональной асимметрии полушарий головного мозга человека.
Кравчук Ольга
Киев
Сообщений: 713
Четверг, 30.10.2008, 11:27 | Сообщение #4
Добрый, добрый, добрый день!!! Тема хорошая. И хозяйка все зовет и зовет на огонек... А мы почему-то обходим? Может быть, потому что большей частью она все же субъективная и немного мистическая... А может быть потому, что опыт (наблюдательность) - основа выводов и раздумий...
Кравчук Ольга
Киев
Сообщений: 713
Четверг, 30.10.2008, 12:03 | Сообщение #5
Я шарахаюсь на улице от людей, у которых лица ярко "не искажены интеллектом". Вот такая я невоспитанная. Я их боюсь... Но я не одинока, народная присказка гласит: "Бойся дураков!"
Захарова Людмила
Волгоград
Сообщений: 1495
Четверг, 30.10.2008, 13:45 | Сообщение #6
Ура! Заработало! Я как "хозяйка" :wink: правда приберегаю эту тему "на сладкое". Очень уж много можно интересного здесь обсудить. Для начала делаю подборку описаний внешности и др. особенностей из художественной литературы, оочень симпатичная галерея портретов получается! Так что милостим прошу с вашими наблюдениями, а я не задержусь! :wink:
Кравчук Ольга
Киев
Сообщений: 713
Четверг, 30.10.2008, 17:16 | Сообщение #7
Заинтриговали, Душечка!!! Что же может быть на десерт?!
Захарова Людмила
Волгоград
Сообщений: 1495
Четверг, 30.10.2008, 20:07 | Сообщение #8
Ну, вот, не могу удержаться! К примеру:"Во всём существе - сочетание силы и слабости. Это и в лице: страшные глаза, от одного взора которых люди падают в обморок, глаза слишком правдивые; а губы тонкие, нежные, с лукавой усмешкой, почти женские. Подбородок мягкий, пухлый, круглый, с ямочкой." А вот этот же человек: "...поднялся во весь свой исполинский рост. Опять одолевала его судорога; тряслась голова, дергались руки и ноги. Кривляющаяся, как будто шутовские рожи корчившая, мертвая маска лица с неподвижным воспаленным взором была ужасна. Глухое рычание зверя послышалось в голосе" "Веселый, кудрявый быстроглазый мальчик." "Почувствовал знакомое прикосновение пухлых бритых щек и запах отца - крепкого табаку с потом; увидел большие темные, ясные глаза, такие страшные, такие милые, прелестную, немного лукавую улыбку на извилистых, почти женственно-тонких губах." "Он искал глазами отца, но тот смотрел мимо него неподвижным, непроницаемым взором." (с) Это всё один и тот же человек. В разных ситуациях таким его видит сын. Ну как вам? Угадали кто это?
Смыкова Татьяна
Москва
Сообщений: 40
Суббота, 01.11.2008, 13:38 | Сообщение #9
Добрый день всем! Недавно перечитывала про М.Эриксона и нашла цитату, которая очень понравилась: "Только дураки не судят по внешности. Ключ к тайнам души кроется именно в видимом, а не в невидимом" Оскар Уайлд (Портет Дориана Грея). Вот уж действительно был человек очень наблюдательный (я про Эриксона). Вся его терапия была построена на его наблюдениях, выявлениях мельчайших признаков в поведении, в жестах, в мимике человека.
Мельникова Татьяна
Санкт-Петербург
Сообщений: 1549
Среда, 16.11.2011, 11:30 | Сообщение #10
Захарова Людмила:
Это всё один и тот же человек. В разных ситуациях таким его видит сын. Ну как вам? Угадали кто это?
Я не угадала...
Захарова Людмила
Волгоград
Сообщений: 1495
Суббота, 01.11.2008, 14:01 | Сообщение #11
Добрый день! Собственно говоря, физиогномика достигла своего расцвета в средневековье! В Китае, в Японии для этого создавались школы. А труды Леонардо да Винчи! Он исследовал мимические морщины во взаимосвязи с характерами людей и отмечал "печать пережитого", "следы страданий и чувств". А это Ч.Дарвин: "Каждый индивидуум сокращает преимущественно только определённые мускулы лица, следуя своим личным склонностям. Эти мускулы могут быть сильнее развиты, и поэтому линии и морщины лица, образуемые их обычным сокращением, могут сделаться более глубокими и видимыми" (с) Чуть позже приведу кое-какие соображения. :wink:
Мельникова Татьяна
Санкт-Петербург
Сообщений: 1549
Суббота, 01.11.2008, 14:05 | Сообщение #12
Но в интернете-то посмотрела... Теперь начну "Антихриста" читать...
Захарова Людмила
Волгоград
Сообщений: 1495
Среда, 16.11.2011, 11:30 | Сообщение #13
Мельникова Татьяна:
Захарова Людмила:
Это всё один и тот же человек. В разных ситуациях таким его видит сын. Ну как вам? Угадали кто это?
Я не угадала...
Собственно говоря дело не в "загадке", а в многообразии обликов одного и того же лича в различных ситуациях, при разной эмоциональной окраске. Это Пётр Первый глазами его сына, царевича Алексея (Д.Мережковский, "Пётр и Алексей"). Это я к тому, насколько значим визуальный облик при восприятии того или иного образа и ситуации (сюжета) в целом.
Мельникова Татьяна
Санкт-Петербург
Сообщений: 1549
Суббота, 01.11.2008, 14:07 | Сообщение #14
Могу сказать, что и Залманов тоже изучал физиогномику - он лицу немало внимания уделял в своих диагнозах
Захарова Людмила
Волгоград
Сообщений: 1495
Среда, 16.11.2011, 11:30 | Сообщение #15
Мельникова Татьяна:
Но в интернете-то посмотрела... Теперь начну "Антихриста" читать...
Мне кстати понравилось. Долго под впечатлением была.
Захарова Людмила
Волгоград
Сообщений: 1495
Среда, 16.11.2011, 11:30 | Сообщение #16
Мельникова Татьяна:
Могу сказать, что и Залманов тоже изучал физиогномику - он лицу немало внимания уделял в своих диагнозах
Да много то изучал и применял . Так навскидку не назову. Много читала, кое-что не очень нравится. к примеру у Хигира - вообще не понравилось. Да ещё я склонна даже не именно физиогномику рассматривать а совокупность ее с мимикой, пантомимикой, голосом, конституциональным сложением, вегетативными реакциями, запахом, в конце концов. Собственно плюс ко всему есть такое понятие, как "габитус", это раз! А ещё вспомните, на чём основан метод портретных выборов Сонди - два! А ещё...Ну это потом.
Мельникова Татьяна
Санкт-Петербург
Сообщений: 1549
Суббота, 01.11.2008, 14:15 | Сообщение #17
(будем как-нибудь заводить тему "исторические книги" - у меня тоже есть парочка, которые меня впечатлили ого-го. Типа "Святители и власти". И в книгах много лиц описывается, к тому же :lol: - и ну да, не только лица, конечно)
Кравчук Ольга
Киев
Сообщений: 713
Суббота, 01.11.2008, 23:31 | Сообщение #18
Добрый вечер! У нас в клубе далеко не надо за описаниями ходить - наши фотографии насколько по разному представляют нас. А что, если предположить о том, что по внешнему виду ребенка (его мимики и т. д.) можно попробовать определить насколько здоровый психологический климат в семье?
Захарова Людмила
Волгоград
Сообщений: 1495
Воскресенье, 02.11.2008, 19:40 | Сообщение #19
Здравствуйте все-все! Конечно и по фотографии можно оценить человека, однако при фотографировании человек позируя чаще всего "прихорашивается" соответственное выражение лица, "чииз!" да ещё потом фотку лучшую выберет :lol: Правда вот что заметила в своей жизни: похожа я очень на бабушку свою. Старые фото ее, лет в 20, - тому доказательство. А вот на фото, где бабуля в возрасте лет от 35-40 и далее - у нее такое выражение лица...напряженное и губы сжаты "кисетиком". Так что вы думаете! Последний год замечаю за собой - губы сжимаются так же, если проблемы какие, и лицо напрягается, как маска! Так что и физиономия и мимика - это ещё и наследственное... А про деток - да! Вообще детские личики оочень живописны и информативны, на мой взгляд. Особенно глаза.
Гараев Наиль
г. Москва
Сообщений: 63
Вторник, 16.12.2008, 16:46 | Сообщение #20
Именно лицо человека не скроет эмоций. Допусти так: Если человек улыбнулся а глаза слегка прищурены это говорит о не искреней улыбки. Если не правильно поправьте меня.
Страницы сообщений:  1  2

Психологический клуб - место общения профессиональных психологов. Добро пожаловать!