Технология обучения осмысленному чтению
Автор | Сообщение |
---|---|
![]() Санкт-Петербург Сообщений: 57 | Пятница, 04.09.2009, 19:49 | Сообщение #1 История создания
Зарождение этой технологии началось с первой публикации в 1995 году в журнале «Начальная школа». Тогда еще и не осознавалось, насколько важную работу мы проделали с учителями школ г. Пушкина, и какой главный кирпичик мы заложили в фундамент будущей технологии. В этой статье мы предложили серию заданий по чтению. Особенность этих заданий заключалась в том, что дети должны были продолжать законченные предложения и, таким образом, учиться думать во время чтения. Выяснять, чему же мы в первую очередь учим: чтению или умению думать, совершенно не стоит, поскольку эти умения дополняют друг друга, идут «рука об руку» не только в этих заданиях, но и вообще в процессе чтения. Так от работы над фразовым чтением начала развиваться вся технология.
Вторым шагом в создании технологии явилось небольшое пособие «Читаю сам: Практические задания для работы с детьми от 6 до 9 лет», в котором задания сочетали в себе работу над словесным и фразовым чтением (Сейчас на основе этих публикаций вышла книга «Учимся читать и понимать прочитанное», при помощи которой можно осуществить переход от словесного к фразовому чтению не теряя осмысленности чтения. См. Издательский Дом «Литера» ).
В этот же год выходит пособие «Навыки громкого чтения: контроль и методика отработки» (1996), выполненное под руководством Засориной Л.Н., в котором были подобраны задания для отработки техники словесного чтения и предложены формы контроля освоения этого навыка. В основном это были карточки-горки и карточки-столбики, которые были встречены методистами, придерживающимися традиционного обучения, резкой критикой. Однако, практика применения этих карточек показала, что такая работа необходима, она, действительно улучшает технику чтения по скоростным и качественным показателям
Далее вышли книги «Развивающее чтение», выпуск 1 и выпуск 2, в которых Засориной Л.Н. описаны фазы зрелости чтения, поясняющие, как происходит усложнение в формировании мыслительного процесса на разных этапах чтения, а также предложена технология работы с текстами для детей начальной школы по методике рационального чтения.
Новый этап в развитии технологии
Для того, чтобы технология была завершенной и целостной необходимо было понять, как обучать первоначальному чтению так, чтобы сразу формировать механизмы осмысленного чтения, изначально исключив формирование «механического» чтения (чтения без понимания). Для этого больше всего подходит синтезировано-аналитический метод обучения при помощи таблицы («Звукобуквоград»). В основе этого метода лежит погружение в письменную речь на основе предложения (фразы), переход от придуманной фразы к написанию по таблице слов, слогов, букв, от общего – к частному и наоборот. (готовится к изданию учебно-методическое пособие «Новая технология обучения осмысленному чтению. Издательство «КАРО»)
Методика работы с таблицами «Звукобуквограда» дает возможность одновременно двигаться вперед каждому ученику в своем темпе и в то же время качественно усваивать материал тому, кто к этому недостаточно готов. По мере созревания физиологических функций мозга, каждый ученик будет способен включаться в предлагаемый темп обучения, не отставая и без больших перегрузок. |
![]() Санкт-Петербург Сообщений: 57 | Среда, 18.11.2009, 19:54 | Сообщение #2 7-8 ноября состоялся учебно-практический семинар по технологии обучения осмысленному чтению в начальной школе.
Большинство слушателей приняли новую технологию и даже у некоторых возникло желание провести срезовые работы в школе с использованием предложенных текстов. Очень надеюсь, что результаты окажутся интересными.
Но, как всегда, когда предлагается что-то новое, не обходится без сомнений. Одним из участников была высказана мысль о том, что оценка ответов детей на вопросы к текстам, имеет слишком субъективный характер.
Мне не хватило времени, чтобы развернуть дискуссию по этому поводу и поэтому я бы рекомендовала слушателям семинара прочитать статью Зинченко В.П. и Мамардашвили М.К. "Проблема объективного метода в психологии" (по-моему она есть в психологической газете, а если я ошибаюсь, то см. Вопросы философии №7- 1977 год.) Статья звучит очень актуально. |
![]() Санкт-Петербург Сообщений: 57 | Вторник, 12.01.2010, 17:25 | Сообщение #3 Если у кого-то есть вопросы по обучению детей начальной школы чтению, то заходите сюда www.elenaplusnina.narod.ru |
![]() Санкт-Петербург Сообщений: 1549 | Среда, 24.03.2010, 22:16 | Сообщение #4 Елена, здравствуйте!
Скажите пожалуйста, а Ваша методика сможет помочь школьнику седьмого класса, который "не любит читать"? (он читает медленно, мало вдумывается в прочитанное, "нет мотивации к буквам" :roll: и т.п. и т.д.) |
![]() Санкт-Петербург Сообщений: 57 | Четверг, 25.03.2010, 11:56 | Сообщение #5 Добрый день, Татьяна.
Методика сможет помочь в следующих случаях:
1. когда сформирована мотивация и сам ученик хочет улучшить навыки чтения
2. когда этого очень хочет мама, а ребенок не хочет маму огорчать и будет регулярно выполнять все задания, а потом наглядно увидит свои результаты.
Спасибо за вопрос.
Начинаю думать о необходимости проведения курса дистанционного обучения. |
![]() Санкт-Петербург Сообщений: 1549 | Пятница, 26.03.2010, 10:42 | Сообщение #6 У нас есть следующая ситуация: когда мама-папа рядом и "вынуждают" (про положительность мотивации не могу сказать, но ребенок явно огорчать родителей не хочет - или не хочет иметь проблем, если откажется :roll: :wink: ) - то ребенок читает. Но БЕЗ родителей - никогда не берется за книгу (речь не про учебники, но и с ними похожая ситуация, "вынужденная").
Особенно это пугает и удивляет папу. От него же и идет эмоциональная реакция. |
![]() Санкт-Петербург Сообщений: 57 | Пятница, 26.03.2010, 11:07 | Сообщение #7 Почему мне все-таки интереснее работать с учениками начальной школы? Потому что там ситуация может быть менее запущенной. Можно подумать, что эта проблема появилась только в 7 классе.
Когда мне учителя и родители задают вопрос, до какого класса с ребенком нужно делать делать уроки вместе? Я отвечаю: «А кто сказал, что ЕГО уроки нужно делать вместе?»
Я со своими старшими детьми никогда не делала вместе уроки, они все делали сами. Я помогала только тогда, когда у них что-то не получалось. Мне говорят – это у Вас такие дети, Вам повезло.
А с младшим сыном эта проблема возникла очень остро. О том, как я ее пыталась решить, я описываю в дневниковых записях «Как найти подход к ребенку». Частично, я эту проблему решила, но только частично. |
![]() Санкт-Петербург Сообщений: 57 | Среда, 07.04.2010, 18:46 | Сообщение #8 Дополнение. То, что у папы возникла эмоциональная реакция – это хорошо (лучше поздно, чем никогда). Мы обычно тянем за одну веревочку (почему не любит читать?), а вытягиваем множество других веревочек, на которых узелки не распутаны. И вдруг случайно обнаруживаем, что оказывается главный интерес у ребенка – «сидеть за компьютером и играть (в стрелялки, в футбол и т.д.) Но ведь это ж не очень большое зло (по сравнению с наркотиками, акоголизмом и т.д.)? Вроде и беспокоиться не о чем.
Вполне возможно, что эта картинка не об описанной выше ситуации, но она является очень распространенной на сегодняшний день. |
![]() Санкт-Петербург Сообщений: 1549 | Среда, 16.11.2011, 11:30 | Сообщение #9 Плюснина Елена: И вдруг случайно обнаруживаем, что оказывается главный интерес у ребенка – «сидеть за компьютером и играть (в стрелялки, в футбол и т.д.) Но ведь это ж не очень большое зло (по сравнению с наркотиками, акоголизмом и т.д.)? Вроде и беспокоиться не о чем. |
![]() Санкт-Петербург Сообщений: 57 | Вторник, 13.04.2010, 11:57 | Сообщение #10 В таких случаях нужна уже помощь узких специалистов-психологов, которые хорошо знают проблемы подросткового возраста, а также знакомы с работой в школе. Например, круг научных интересов Сухобской Галины Степановны –мотивация познавательной деятельности личности, психология учителя и его взаимоотношений с учащимися (это я узнала из книги, но лично с ней я не знакома. Вполне возможно, что она работает в АППО)
А мне в голову приходят такие мысли: вместо стрелялок (только сплошной «развлекаловки») пробовать какие-нибудь интеллектуальные игры, игры творческого характера (хотя сомневаюсь, что это будет без принуждения)
Вспомнилось почему-то детское стихотворение «драм-кружок, кружок по фото, мне еще и петь охото» (главное слово – охото) Нужно попытаться найти другие интересные увлечения.
И, конечно же, теоретически эту проблему надо решать в тесном контакте со школьными учителями.
А что касается только чтения – то, используя технологию можно получить результаты, но при такой ситуации - они не будут востребованы. |
![]() Санкт-Петербург Сообщений: 57 | Пятница, 02.07.2010, 11:51 | Сообщение #11 Добрый день, Татьяна.
Поскольку я сейчас продумываю, как можно организовать дистанционное обучение осмысленному чтению, то могу предложить вашему семикласснику (не сейчас, конечно), а в середине августа или в сентябре поучиться чтению, при условии, что мотивацией будут заниматься родители. Я буду присылать задания, а он будет высылать результаты выполнения. Если это предложение заинтересует, то по е-мэйлу можно будет уточнить, когда, что и как. |
![]() Санкт-Петербург Сообщений: 57 | Суббота, 25.12.2010, 20:41 | Сообщение #12 Коллеги, порадуйтесь вместе со мной!
Я получила вот такой отзыв на проведенный прошлогодний семинар:
«Уважаемая Елена Михайловна! Я была вашим слушателем в институте практической психологии "Иматон" на семинаре "Технология обучения осмысленному чтению в начальной школе". С удовольствием использую вашу технологию в коррекционно-развивающей работе, имею определенные результаты. Имею острую необходимость в компьютерной программе квалиметрической диагностики. Я задавала вопрос на семинаре, о способах получения программы.Вы ответили, что программа еще не оформлена для продажи. Хотелось бы узнать,как продвинулось дело и можно ли купить программу.С уважением,учитель-логопед из Котласа Ануфриева Ольга Вадимовна.
P.S. Еще хотелось бы попасть на Вашу "Технологию обучения письму", не знаю как точно называется.» |
![]() Санкт-Петербург Сообщений: 57 | Воскресенье, 31.07.2011, 16:55 | Сообщение #13 "И вдруг случайно обнаруживаем, что оказывается главный интерес у ребенка – «сидеть за компьютером и играть (в стрелялки, в футбол и т.д.)"
У кого есть проблемы с зависимостями – обращайтесь сюда.
Центр по освобождению от зависимостей
http://www.antmed.ru/index.php/independencecentre |
Психологический клуб - место общения профессиональных психологов. Добро пожаловать!