На главнуюОтправить письмоПоиск по сайту
Вход для членов клуба:

Технология обучения осмысленному чтению

АвторСообщение
Плюснина Елена
Санкт-Петербург
Сообщений: 57
Пятница, 04.09.2009, 19:49 | Сообщение #1
История создания Зарождение этой технологии началось с первой публикации в 1995 году в журнале «Начальная школа». Тогда еще и не осознавалось, насколько важную работу мы проделали с учителями школ г. Пушкина, и какой главный кирпичик мы заложили в фундамент будущей технологии. В этой статье мы предложили серию заданий по чтению. Особенность этих заданий заключалась в том, что дети должны были продолжать законченные предложения и, таким образом, учиться думать во время чтения. Выяснять, чему же мы в первую очередь учим: чтению или умению думать, совершенно не стоит, поскольку эти умения дополняют друг друга, идут «рука об руку» не только в этих заданиях, но и вообще в процессе чтения. Так от работы над фразовым чтением начала развиваться вся технология. Вторым шагом в создании технологии явилось небольшое пособие «Читаю сам: Практические задания для работы с детьми от 6 до 9 лет», в котором задания сочетали в себе работу над словесным и фразовым чтением (Сейчас на основе этих публикаций вышла книга «Учимся читать и понимать прочитанное», при помощи которой можно осуществить переход от словесного к фразовому чтению не теряя осмысленности чтения. См. Издательский Дом «Литера» ). В этот же год выходит пособие «Навыки громкого чтения: контроль и методика отработки» (1996), выполненное под руководством Засориной Л.Н., в котором были подобраны задания для отработки техники словесного чтения и предложены формы контроля освоения этого навыка. В основном это были карточки-горки и карточки-столбики, которые были встречены методистами, придерживающимися традиционного обучения, резкой критикой. Однако, практика применения этих карточек показала, что такая работа необходима, она, действительно улучшает технику чтения по скоростным и качественным показателям Далее вышли книги «Развивающее чтение», выпуск 1 и выпуск 2, в которых Засориной Л.Н. описаны фазы зрелости чтения, поясняющие, как происходит усложнение в формировании мыслительного процесса на разных этапах чтения, а также предложена технология работы с текстами для детей начальной школы по методике рационального чтения. Новый этап в развитии технологии Для того, чтобы технология была завершенной и целостной необходимо было понять, как обучать первоначальному чтению так, чтобы сразу формировать механизмы осмысленного чтения, изначально исключив формирование «механического» чтения (чтения без понимания). Для этого больше всего подходит синтезировано-аналитический метод обучения при помощи таблицы («Звукобуквоград»). В основе этого метода лежит погружение в письменную речь на основе предложения (фразы), переход от придуманной фразы к написанию по таблице слов, слогов, букв, от общего – к частному и наоборот. (готовится к изданию учебно-методическое пособие «Новая технология обучения осмысленному чтению. Издательство «КАРО») Методика работы с таблицами «Звукобуквограда» дает возможность одновременно двигаться вперед каждому ученику в своем темпе и в то же время качественно усваивать материал тому, кто к этому недостаточно готов. По мере созревания физиологических функций мозга, каждый ученик будет способен включаться в предлагаемый темп обучения, не отставая и без больших перегрузок.
Плюснина Елена
Санкт-Петербург
Сообщений: 57
Среда, 18.11.2009, 19:54 | Сообщение #2
7-8 ноября состоялся учебно-практический семинар по технологии обучения осмысленному чтению в начальной школе. Большинство слушателей приняли новую технологию и даже у некоторых возникло желание провести срезовые работы в школе с использованием предложенных текстов. Очень надеюсь, что результаты окажутся интересными. Но, как всегда, когда предлагается что-то новое, не обходится без сомнений. Одним из участников была высказана мысль о том, что оценка ответов детей на вопросы к текстам, имеет слишком субъективный характер. Мне не хватило времени, чтобы развернуть дискуссию по этому поводу и поэтому я бы рекомендовала слушателям семинара прочитать статью Зинченко В.П. и Мамардашвили М.К. "Проблема объективного метода в психологии" (по-моему она есть в психологической газете, а если я ошибаюсь, то см. Вопросы философии №7- 1977 год.) Статья звучит очень актуально.
Плюснина Елена
Санкт-Петербург
Сообщений: 57
Вторник, 12.01.2010, 17:25 | Сообщение #3
Если у кого-то есть вопросы по обучению детей начальной школы чтению, то заходите сюда www.elenaplusnina.narod.ru
Мельникова Татьяна
Санкт-Петербург
Сообщений: 1549
Среда, 24.03.2010, 22:16 | Сообщение #4
Елена, здравствуйте! Скажите пожалуйста, а Ваша методика сможет помочь школьнику седьмого класса, который "не любит читать"? (он читает медленно, мало вдумывается в прочитанное, "нет мотивации к буквам" :roll: и т.п. и т.д.)
Плюснина Елена
Санкт-Петербург
Сообщений: 57
Четверг, 25.03.2010, 11:56 | Сообщение #5
Добрый день, Татьяна. Методика сможет помочь в следующих случаях: 1. когда сформирована мотивация и сам ученик хочет улучшить навыки чтения 2. когда этого очень хочет мама, а ребенок не хочет маму огорчать и будет регулярно выполнять все задания, а потом наглядно увидит свои результаты. Спасибо за вопрос. Начинаю думать о необходимости проведения курса дистанционного обучения.
Мельникова Татьяна
Санкт-Петербург
Сообщений: 1549
Пятница, 26.03.2010, 10:42 | Сообщение #6
У нас есть следующая ситуация: когда мама-папа рядом и "вынуждают" (про положительность мотивации не могу сказать, но ребенок явно огорчать родителей не хочет - или не хочет иметь проблем, если откажется :roll: :wink: ) - то ребенок читает. Но БЕЗ родителей - никогда не берется за книгу (речь не про учебники, но и с ними похожая ситуация, "вынужденная"). Особенно это пугает и удивляет папу. От него же и идет эмоциональная реакция.
Плюснина Елена
Санкт-Петербург
Сообщений: 57
Пятница, 26.03.2010, 11:07 | Сообщение #7
Почему мне все-таки интереснее работать с учениками начальной школы? Потому что там ситуация может быть менее запущенной. Можно подумать, что эта проблема появилась только в 7 классе. Когда мне учителя и родители задают вопрос, до какого класса с ребенком нужно делать делать уроки вместе? Я отвечаю: «А кто сказал, что ЕГО уроки нужно делать вместе?» Я со своими старшими детьми никогда не делала вместе уроки, они все делали сами. Я помогала только тогда, когда у них что-то не получалось. Мне говорят – это у Вас такие дети, Вам повезло. А с младшим сыном эта проблема возникла очень остро. О том, как я ее пыталась решить, я описываю в дневниковых записях «Как найти подход к ребенку». Частично, я эту проблему решила, но только частично.
Плюснина Елена
Санкт-Петербург
Сообщений: 57
Среда, 07.04.2010, 18:46 | Сообщение #8
Дополнение. То, что у папы возникла эмоциональная реакция – это хорошо (лучше поздно, чем никогда). Мы обычно тянем за одну веревочку (почему не любит читать?), а вытягиваем множество других веревочек, на которых узелки не распутаны. И вдруг случайно обнаруживаем, что оказывается главный интерес у ребенка – «сидеть за компьютером и играть (в стрелялки, в футбол и т.д.) Но ведь это ж не очень большое зло (по сравнению с наркотиками, акоголизмом и т.д.)? Вроде и беспокоиться не о чем. Вполне возможно, что эта картинка не об описанной выше ситуации, но она является очень распространенной на сегодняшний день.
Мельникова Татьяна
Санкт-Петербург
Сообщений: 1549
Среда, 16.11.2011, 11:30 | Сообщение #9
Плюснина Елена:
И вдруг случайно обнаруживаем, что оказывается главный интерес у ребенка – «сидеть за компьютером и играть (в стрелялки, в футбол и т.д.) Но ведь это ж не очень большое зло (по сравнению с наркотиками, акоголизмом и т.д.)? Вроде и беспокоиться не о чем.
Елена, а дальше что, дальше какая линия поведения-действий может быть у родителя? Спасибо.
Плюснина Елена
Санкт-Петербург
Сообщений: 57
Вторник, 13.04.2010, 11:57 | Сообщение #10
В таких случаях нужна уже помощь узких специалистов-психологов, которые хорошо знают проблемы подросткового возраста, а также знакомы с работой в школе. Например, круг научных интересов Сухобской Галины Степановны –мотивация познавательной деятельности личности, психология учителя и его взаимоотношений с учащимися (это я узнала из книги, но лично с ней я не знакома. Вполне возможно, что она работает в АППО) А мне в голову приходят такие мысли: вместо стрелялок (только сплошной «развлекаловки») пробовать какие-нибудь интеллектуальные игры, игры творческого характера (хотя сомневаюсь, что это будет без принуждения) Вспомнилось почему-то детское стихотворение «драм-кружок, кружок по фото, мне еще и петь охото» (главное слово – охото) Нужно попытаться найти другие интересные увлечения. И, конечно же, теоретически эту проблему надо решать в тесном контакте со школьными учителями. А что касается только чтения – то, используя технологию можно получить результаты, но при такой ситуации - они не будут востребованы.
Плюснина Елена
Санкт-Петербург
Сообщений: 57
Пятница, 02.07.2010, 11:51 | Сообщение #11
Добрый день, Татьяна. Поскольку я сейчас продумываю, как можно организовать дистанционное обучение осмысленному чтению, то могу предложить вашему семикласснику (не сейчас, конечно), а в середине августа или в сентябре поучиться чтению, при условии, что мотивацией будут заниматься родители. Я буду присылать задания, а он будет высылать результаты выполнения. Если это предложение заинтересует, то по е-мэйлу можно будет уточнить, когда, что и как.
Плюснина Елена
Санкт-Петербург
Сообщений: 57
Суббота, 25.12.2010, 20:41 | Сообщение #12
Коллеги, порадуйтесь вместе со мной! Я получила вот такой отзыв на проведенный прошлогодний семинар: «Уважаемая Елена Михайловна! Я была вашим слушателем в институте практической психологии "Иматон" на семинаре "Технология обучения осмысленному чтению в начальной школе". С удовольствием использую вашу технологию в коррекционно-развивающей работе, имею определенные результаты. Имею острую необходимость в компьютерной программе квалиметрической диагностики. Я задавала вопрос на семинаре, о способах получения программы.Вы ответили, что программа еще не оформлена для продажи. Хотелось бы узнать,как продвинулось дело и можно ли купить программу.С уважением,учитель-логопед из Котласа Ануфриева Ольга Вадимовна. P.S. Еще хотелось бы попасть на Вашу "Технологию обучения письму", не знаю как точно называется.»
Плюснина Елена
Санкт-Петербург
Сообщений: 57
Воскресенье, 31.07.2011, 16:55 | Сообщение #13
"И вдруг случайно обнаруживаем, что оказывается главный интерес у ребенка – «сидеть за компьютером и играть (в стрелялки, в футбол и т.д.)" У кого есть проблемы с зависимостями – обращайтесь сюда. Центр по освобождению от зависимостей http://www.antmed.ru/index.php/independencecentre

Психологический клуб - место общения профессиональных психологов. Добро пожаловать!