На главнуюОтправить письмоПоиск по сайту
Вход для членов клуба:
Сегодня родились:
Санкт-Петербург
Коломна Московской обл.
Тула
Набережные Челны
Нижний Нвогород
Тверь
Сургут
Актау
Одесса
Армавир
Санкт-Петербург
Москва
Красногорск
Нефтеюганск
Тетюши
Ставрополь
Астрахань
Санкт-Петербург
Москва
Волгоградская область
Тюмень
Дюссельдорф
Астана
Балашиха
Москва
Екатеринбург
Гуково
Санкт-петербург
Санкт-петербург
Краснодар, Россия
Москва, Россия
Москва, Россия
Санкт-Петербург, Россия
Тюмень
Хабаровск
Москва
Moscow
Поздравляем!

Психология и религия

Страницы сообщений:  1  2
АвторСообщение
Страуме Марина
Даугавпилс
Сообщений: 41
Пятница, 07.08.2009, 11:58 | Сообщение #1
Добрый день, уважаемые коллеги! В мире существует много психотерапевтических техник. Pазличаются они не только приемами, но и своими представлениями о человеке и о том, что для души благо, а что - вред. Со стороны церковных людей очень много наблюдается негативного отношения к вышеупомянутым техникам, в частности к НЛП, эриксоновскому гипнозу и т.п. Насколько они совместимы с представлением о душе, которое открывает вера?
Захарова Людмила
Волгоград
Сообщений: 1495
Пятница, 07.08.2009, 13:50 | Сообщение #2
Здравствуйте, Марина. Я как раз совсем недавно начала изучать мнение священников, верующих, православных психологов (другие конфессии тоже предствалены) по поводу психологии и методик на форуме сайта Андрея Кураева http://kuraev.ru/index.php?option=com_smf&Itemid=63&board=73.0 На мой взгляд очень интересно. Даже захотелось задать несколько вопросов и высказаться. Но пока не все прочла.
Страуме Марина
Даугавпилс
Сообщений: 41
Пятница, 07.08.2009, 15:00 | Сообщение #3
Спасибо, Людмила, за ссылку! Ознакомилась чуточку. Да...приятно, что не только меня волнует эта тема. Есть, что обсуждать. Очень понравились высказывания Руфины в теме "Гештальт-терапия и Православие". Я лично уверена (опыт помог), что если человек вообще на данный момент далек от религиозного и духовного в своей жизни, то он никак не готов воспринимать вероучительную информацию. Он ее как бы "не слышит". Ни примеры из жизни святых его не трогают, ни темы о прощении и покаянии. Он просто не готов. Вот здесь, на мой взгляд, и можно для некоторой психологической встряски, реанимации даже, было бы использовать гештальт-методики, НЛП и т.п. В разумных пределах, конечно, без "передозировки". Пока не придет озарение. Далее по инерции человек сам со временем, через думы, переживания, может, делясь ими с психологом, придет к выводу, что ему нужно сейчас: исповедь, просто беседа со священником, пожить в монастыре, посетить какие-то места или что-то еще. Вера сама по себе не терпит насилия. Человек по-настоящему сможет верить, как и любить по-настоящему - только, когда придет либо к вере, либо к любви сам. Пусть через подсказку со стороны, но сам. Я пока не понимаю, что плохого в гештальт-терапии, в НЛП, в проективных техниках, если ими пользоваться умело. Любое знание можно превратить в оружие против человека. Все зависит от цели, которую ставит тот, кто этим знанием обладает. Я права?
Захарова Людмила
Волгоград
Сообщений: 1495
Среда, 16.11.2011, 11:30 | Сообщение #4
Марина, рада, что у нас с Вами так совпал интерес, и что ссылка пришлась ко времени и к месту! :flowers: Мне тоже импонируют ответы Руфины. Заинтересовали темы про расстановки Хеллингера. Вижу, что неудачный личный опыт вредит адекватному восприятию и здравой оценке ( как и в любой сфере) , - ведь явно же люди встречали не очень-то профессиональный а порой и мошеннический подход к работе. Кстати, порадовало большое количество здраво - и современно-мыслящих, грамотных и прогрессивных участников. В угоду собственным стереотипам ожидала и опасалась другого.
:idea: Абсолютно с Вами согласна! Можно сказать, - едино мыслим! :agree: Вреда от профессионального (!) использования гештальт-методик пока не вижу. Насчет НЛП - кое что меня смущает. Пока не разобралась. Возможно - стереотипы. Буду думать!
Страуме Марина
Даугавпилс
Сообщений: 41
Понедельник, 10.08.2009, 10:19 | Сообщение #5
Спасибо, Людмила! У меня словно камень с плеч свалился! Слава Богу, что есть единомышленники! Они как попутчики. Так легче осилить дорогу. :D :agree:
Тявин Юрий
Магнитогорск
Сообщений: 762
Понедельник, 10.08.2009, 18:34 | Сообщение #6
Хотел обсудить у Кураева проблему шизоидного раскола как действие Демиона ( обоснованность противопоставления в настоящий момент двух сил Бог/Демон) отказали в регистрации - похоже собирают параноидное досье. Если вам интересно - можно обсудить. но нужен оппонент.
Страуме Марина
Даугавпилс
Сообщений: 41
Вторник, 11.08.2009, 10:58 | Сообщение #7
Тема интересная. Но...для ее глубокого обсуждения мне лично не хватает богословского образования. Вообще, да, я читала и много слышала о том, что многие душевные так называемые болезни - это не болезни, как таковые, а духовное бремя. Причины же его разные. И пути исцеления - для каждого конкретного человека - свой. Пожалуй, это все, что я могу на данный момент сказать по этой теме. Если хотите продолжить - спрашивайте. Смогу ответить - отвечу.
Тявин Юрий
Магнитогорск
Сообщений: 762
Вторник, 11.08.2009, 11:03 | Сообщение #8
Думаю. что нам было бы приличней обсудить данную тему в привычной для нас парадигме - т.н. научной. Интересен Юнгианский подход к проблеме. (Юнг - сын пастора. и до самой смерти наверное вёл внутренний диалог с отцом).
Страуме Марина
Даугавпилс
Сообщений: 41
Пятница, 14.08.2009, 15:43 | Сообщение #9
Знаете, Юрий, я несколько иначе ориентирована в духовной тематике. По моим нынешним представлениям, невозможно духовное на 100% рассматривать через сугубо научную парадигму. В духовной практике зачастую происходят вещи, которые не поддаются объяснению с точки зрения известных нам наук. Попробуйте, например, дать объяснение слову "благодать" тому, кто не знает этого понятия, не знаком с этим чувством. Если Вы хоть раз это испытали на себе, Вы поймете, о чем я, и согласитесь, что выразить словами это состояние достаточно сложно. В одной книге я нашла приблизительно такую фразу : "Те, кто пытается духовному дать научное объяснение, ловят руками воздух". Лично я с этим мнением абсолютно согласна.
Тявин Юрий
Магнитогорск
Сообщений: 762
Суббота, 15.08.2009, 16:58 | Сообщение #10
С непознанным конечно проще не встречаться. но в заявленной вами теме содержится уже попытка осмысления. Для меня была откровением книга Д.Ш. Болен "Боги в каждом мужчине". Она отнеслась к греческим богам как к усреднённым (рельефным) архетипам -типичным формам организации психического аппарата возникающим на основе типичных соматических конституций. Боги как проекции. Врзникает вопрос . что даёт обращение к проекции? В психоанализе есть термин согласующийся и комплиментарный перенос. в данном случае возможно возникает феномен резонансного усиления или комплиментарного дополнения - в результате формируется психическая структура с более полным набором поведенческих паттернов (большим выбором вариантов поведения). Для нас вами. думаю. важно знать когда и кому из пациентов предложить обратиться к церкви и кому это обращение может принести пользу. а кому опасно.
Геннеберг Наталья
Томск
Сообщений: 112
Суббота, 15.08.2009, 17:02 | Сообщение #11
Мне кажется таким странным, когда психолог предлагает обратиться к служителям церкви. Это, получается, он расписывается в своей беспомощности?
Тявин Юрий
Магнитогорск
Сообщений: 762
Суббота, 15.08.2009, 17:49 | Сообщение #12
Всемогущество вообще-то бред.
Геннеберг Наталья
Томск
Сообщений: 112
Суббота, 15.08.2009, 17:58 | Сообщение #13
Оно конечно. Но, по-моему, религия может меньше чем наука, потому что она ближе к политике, чем к врачеванию. Вера - другое дело, она внутри, внутренний ресурс, но для обращения к ней посредники не нужны. Для чего тогда психологу посылать человека в церковь?
Захарова Людмила
Волгоград
Сообщений: 1495
Среда, 16.11.2011, 11:48 | Сообщение #14
Наталья, я считаю, что для помощи человеку все способы хороши. "По вере и воздастся". И вопрос только в том, во что и кому человек верит. - ключевое слово. И в психологии и в религии и медицине и в жизни в целом. Так вот, если человек испытал облегчение, поставив свечу за упокой близкого в храме,- чем это хуже результата психотерапевтического сеанса? Не трудно провести аналогии между действующими "компонентами" психологии (точнее психотерапии) и религии. Конечно, на мой взгляд, ритуальная сторона православия во многом несовершенна. Но если человек верит, и настроен принять помощь и войдет в соответственное состояние душевное - ему поможет. И хорошо. Я не обижусь,- это точно. Тем более что религиозное "целительство душ" много древнее самой науки психологии и привычнее массе народа... ...Пишу и понимаю, насколько скуден мой язык и познания в этой области. Собственно кроме интуиции, собственного опыта и мнения авторитетного для меня психотерапевта я пока ничего не имею. Хочу еще почитать-подумать, разобраться.
Тявин Юрий
Магнитогорск
Сообщений: 762
Воскресенье, 16.08.2009, 07:45 | Сообщение #15
"где была психология до возникновения её как науки? В религии" К.Г. Юнг. религиозное миросозерцание, незамутнённая прогрессом интуиция и тысячелетний опыт позволил религиозны СИСТЕМАМ (наука уж никак не может претендовать на системность) накопить гигантский психологический (душеведческий) опыт.
Геннеберг Наталья
Томск
Сообщений: 112
Воскресенье, 16.08.2009, 08:43 | Сообщение #16
И для чего они этот опыт используют? Для максимально эффективного запугивания?
Захарова Людмила
Волгоград
Сообщений: 1495
Среда, 16.11.2011, 11:30 | Сообщение #17
Геннеберг Наталья:
И для чего они этот опыт используют? Для максимально эффективного запугивания?
Наталья, а что Вы имеете в виду под "максимально эффективным запугиванием?" И еще, предлагаю принять во внимание то, что в каждом даже самом преогромном минусе есть свой плюс. Т.е "стакан либо наполовину полон либо наполовину пуст". Почему бы не рассмотреть содержимое "стакана"? :wink:
Геннеберг Наталья
Томск
Сообщений: 112
Воскресенье, 16.08.2009, 16:12 | Сообщение #18
Ну как же, знание психологии, о котором писали выше, для успешного манипулирования паствой. Не знаю других примеров использования их "гигантского психологического опыта".
Тявин Юрий
Магнитогорск
Сообщений: 762
Воскресенье, 16.08.2009, 16:40 | Сообщение #19
Извините, но мы с вами - плод Иудохристианской культуры. В ней существует понятие "Страх Божий" - божественный страх, но он совсем не имеет никакого отношения к ужасу порождающему абъюз. через который проходит большинство современных детей. хотя связанный с конкретным объектом страх. вне всякого сомнения. более физиологичен чем "несвязанный страх".
Захарова Людмила
Волгоград
Сообщений: 1495
Среда, 16.11.2011, 11:30 | Сообщение #20
Наташа, но если человек стал и остается составляющей манипулируемой паствы, значит это ему зачем-нибудь нужно? Люди, которые идут лечиться гипнозом, подвергаются прочим психологическим манипуляциям не в том же нуждаются?
На "гигантизм опыта" не претендую, однако мне в трудный момент жизни помогло. Потому что Я сама этого хотела, ждала и верила. Воздалось. Теперь у меня есть свой психотерапевт, супервизор. Есть возможность провести аналогию по ощущениям и результату в том числе. Для меня - аналогично. Только психотерапевта такого очень трудно найти. Также как и с церковью.
Страницы сообщений:  1  2

Психологический клуб - место общения профессиональных психологов. Добро пожаловать!