На главнуюОтправить письмоПоиск по сайту
Вход для членов клуба:

Трудные подростки: особенности налаживания контакта

Страницы сообщений:  1  2
АвторСообщение
Шорохова Ирина
Сообщений: 5
Вторник, 21.04.2009, 21:52 | Сообщение #1
Доброго времени суток! Я работаю психологом в отделении психолого-педагогической помощи семье и детям. Круг обязанностей достаточно широк, есть и проблемные зоны. Об одной такой проблеме я и хочу поговорить. Есть у меня один трудный подросток (мальчику 13 лет, неполная малообеспеченная семья), который совершенно не ходит в школу. А самое главное, что я с ним никак контакт наладить не могу. Во время моих визитов (сам он меня домой не пускает, могу попасть в квартиру только в присутствии мамы) он отворачивается, прячет глаза, закрывает лицо. В целом же мама его характеризует как достаточно общительного и открытого. Но на контакт со мной он никак не идет (с учителями в школе - тоже). Как можно наладить контакт с такими детьми, поделитесь опытом, коллеги!
Мельников Валерий
Санкт-Петербург
Сообщений: 258
Среда, 16.11.2011, 13:02 | Сообщение #2
Уважаемая Ирина! Поход к этому ребенку теоретически прост - через школу. Тут проблема в школе. 1.Вы без этого ребенка выделяете основную проблему. 2.Без этого ребенка начинаете её решать, (эффективность Ваших усилий почувствует ребенок). 3. Убеждаетесь, что обстановка меняется и обращаетесь к ребенку с тем, что пора и ему подключаться. Все эти действия дадут Вам моральное право "проникать" в "замкнутый круг" детских переживаний. Практически - этот "путь" требует освоения. Я уже давал сноску . Если Вы "по взрослому", то это не помешает. С уважением Валерий
Мельникова Татьяна
Санкт-Петербург
Сообщений: 1549
Среда, 16.11.2011, 11:48 | Сообщение #3
Я правильно понимаю, что суть в том, что психология строится, в основном, на работе с "жертвой"? А нужно подключать также , в которых стало возможно появление таких "жертв"?
Мельников Валерий
Санкт-Петербург
Сообщений: 258
Среда, 22.04.2009, 16:11 | Сообщение #4
Конечно. Традиционная "ошибка" среднестатистического психолога - "помощь жертве" без влияния на ситуацию.
Шорохова Ирина
Сообщений: 5
Среда, 22.04.2009, 20:27 | Сообщение #5
Коллеги, прошу прощения за неполную информацию, без которой разрешение проблемы невозможно. В школе я была, и не раз. Разговаривала с социальным педагогом, с психологом, классным руководителем. Разработала программу психокоррекционных мероприятий, в которую включила совместную работу со школой, и работу с матерью подростка. Однако результат был неожиданным: после этого маму мальчика вызвали в школу и "ненавязчиво" предложили сменить школу! Т.е. работники школы в мальчике не заинтересованы! (к слову, я не первый раз с таким сталкиваюсь). Поэтому я сейчас работаю по пословице "один в поле воин". Работаю с мамой, пытаюсь построить грамотную систему семейных отношений, пока в процессе, о результатах говорить рано. Менять условия в школе - видимо, не получится. К счастью, не все школы - такие. Есть опыт весьма положительных и продуктивных отношений. Это радует.
Литовченко Елена
Владивосток
Сообщений: 21
Среда, 22.04.2009, 20:48 | Сообщение #6
А один на один с мальчиком ни как не остаться? Пусть молчит, прячет глаза. Но это все же начало контакта.
Федына Наталья
Санкт-Петербург
Сообщений: 360
Среда, 22.04.2009, 21:34 | Сообщение #7
Здравствуйте! Как сотрудник школы спешу на её защиту - почему школе должен быть интересен мальчик 13 лет, который ничего хорошего в школе не сделал? Не учился, не участвовал, даже не посещал. Представляю как устали соц. пед и психолог бороться за мальчика. А учителя... Мы, психологи слишком много подчас с них требуем. У них план, отчетность, и , к сожалению, пораждение нынешней системы, успеваемость! А еще каждый учитель мечтает работать с теми, кто желает учится. И поверьте их не мало. Так почему же всё внимание достается другим? Как психолог, понимаю Вас, Ирина. Когда встречаешься с таким трудным случаем, всегда хочется довести дело до логического конца. Иногда больше для себя, как специалиста и человека. Можно несколько уточняющих вопросов? 1.Если он не идет на контакт в школе и с вами, с чего мама характеризует его как общителного и открытого? 2. Что он объясняет маме: почему он не ходит в школу? 3. Когда он начал школу пропускать? С чем было связано? 4. Он в этой школе с 1 класса? 5. Как строятся отношения с одноклассниками? 6. Что говорят соц. пед и психолог школы по этому поводу? Объясню немного свою позицию: В прошлом году, когда я стала классным руководителем 5 класса, у меня был похожий мальчик. Правда в школу он ходил, но исключительно для того, что бы наделать всяких гадостей. Писал на крыльцо школы, срывал уроки, ломал туалеты и т.п. Я с ним тоже пыталась наладить контакт - верила, что в каждом ребенке есть много хорошего и в нем тоже есть. При беседе он честно смотрел в глаза, понимающе кивал, почти ничего не говорил. В итоге иногда обещал вести себя хорошо (всегда оставалось ощущение - чего пристала, мне и так хорошо). И все начиналось сначала. Семья более чем неблагополучна - отец умер от передозировки, мать сидит переодически за торговлю наркотиками, бабушка алкоголик по года назад похоронила дедушку от цирроза печени на почве алкоголизма. Бабушка - опекун, бьет его переодически, а в школу ходит ругаться и жалеть внука. В итоге после года тщетных усилий (не только моих, прошу заметить) он остался на второй год и ушел в другую школу. Месяц учился хорошо, даже без троек, потом ушел и из школы и из дома. Искали 2 дня. Теперь все по прежнему. Я сперва переживала: что я за специалист и т.п. Потом посморела фильм о том, как девушка пыталась сделать карьеру в японской фирме (не помню название) и услышала там хорошую фразу: "Зачем тебе переживать за неё? Это её судьба. Она об этом знает. У тебя своя судьба, у неё своя". И вообще стараюсь придерживаться правила - помочь можно тому, кто готов эту помощь принять!
Шорохова Ирина
Сообщений: 5
Среда, 22.04.2009, 22:10 | Сообщение #8
Спасибо за отклики, коллеги! Отвечаю на вопросы Натальи: 1. У мальчика много друзей, в том числе и из одного с ним класса. Он достаточно контактен с подростками. 2. Ответ на вопрос "Почему не ходишь в школу?" только один - "Не хочу". Больше никаких пояснений не дает. 3. Школу начал пропускать с пятого класса, второгодник. Тогда впервые совершил правонарушение (мелкая кража), попался, стоит ни учете в КПДН. 4. Школы менял "как перчатки", всегда плохо учился. Мотивация к обучению совершенно не сформирована, ни внешней нет, ни внутренней. 5. С одноклассниками сдержан (помимо тех, с которыми дружит). Пару раз был на занятиях (за учебный год посещал не больше 2 недель). Остальное время проводит дома, спит, гуляет, смотрит телевизор. 6. Психолог настроена крайне негативно, помогать практически отказалась. На нее рассчитывать не приходится. Соц. педагог - молоденькая девочка, работает по совместительству (преподает в этой же школе и на полставки - соцпедагогом). Попытки выяснить, какая работа проводилась с мальчиком, привели к нулевым результатам. Там еще с мамой работать и работать. Нет у подростка понимания семейной иерерхии. Да и мама сама говорит: "Я с ним ничего сделать не могу". И не пытается даже.
Федына Наталья
Санкт-Петербург
Сообщений: 360
Среда, 22.04.2009, 22:22 | Сообщение #9
Боюсь, что шансы Ваши, Ирина, нулевые! Когда никто кроме Вас ничего не хочет, то чего Вы хотите в этой ситуации? И еще: чей запрос? Как мальчик попал к Вам?
Шорохова Ирина
Сообщений: 5
Среда, 22.04.2009, 22:34 | Сообщение #10
Мы работаем в тесном контакте с комиссией по делам несовершеннолетних, мальчик попал к нам через них. Сама боюсь, что в данной ситуации ничем уже не поможешь, но верить - то хочется в лучшее! Причем это у меня не единичный случай ярко выраженного девиантного поведения. Приходится сталкиваться с разными его формами, но на данный момент этот случай у меня самый "трудный". Мальчишку жалко...
Мельников Валерий
Санкт-Петербург
Сообщений: 258
Четверг, 23.04.2009, 10:49 | Сообщение #11
Уважаемая Ирина! "Почему не ходишь в школу?" - он действительно не знает ответа на этот вопрос. Это предмет нашего поиска. Даже более простой вопрос: "Что нужно, для того чтобы он захотел ходить в школу" ему может быть сложноватым. Мне кажется в этой ситуации нужно сменить цель. "Разобраться в ситуации" не для него, а для себя (для будущего). Через ближайшее окружение, т.е. через других под эгидой: "Чем мы можем помочь" и т.д. Если принять,что: - поведение человека - это функция от индивидуальных особенностей и ситуации; -изменить групповые нормы легче, чем поведение одного человека, то подключение (вовлечение) ближайшего окружения к решению проблемы будет полезно всем. Смена цели иногда "действует" и гораздо эффективнее. Подобно смене цели с "хорошей оценки" на "новые знания".
Федына Наталья
Санкт-Петербург
Сообщений: 360
Суббота, 25.04.2009, 22:32 | Сообщение #12
Жалость унижает и сковывает наши мысли. Не будете жалеть, может и сможете помочь. Хотя я бы уже наверняка отказалась. Особенно если мама не хочет помогать. Учитывая все наши размышления в теме "Драма мужчины", мать - ключевая фигура в развитии ребенка. Кстати, а отец??? или на худой конец дедушка, дядя????
Мельников Валерий
Санкт-Петербург
Сообщений: 258
Воскресенье, 26.04.2009, 01:06 | Сообщение #13
Уважаемая Наталья! Мне кажется Вы не совсем учли "все наши размышления..." . Если не расширять этот момент до дискуссии о различии психологического подхода к педагогическим, социальным проблемам и подхода, который кому-то кажется психологическим, то остановлюсь только на вопросе о "помощи". Мне кажется, мы говорим о разных вещах. Если "помощью" занимается специалист, то он должен представлять психологию конкретной проблемы и в целом и по частям, т.е. психологический "механизм", а затем определить то, что в нем нарушилось. После этого он, заметьте, не констатирует, не ищет обьяснения ни во вчерашнем дне, ни в дне далекой древности, ни свяэывает с другой какой либо химерой, а ПЛАНИРУЕТ действия по "устранению неисправности". И только тогда он может сказать кому и что делать. Что он сам будет делать, что посоветует или потребует от того или другого участника событий(мама, бабушка, друзья, учителя). И только тогда можно говорить, способен или нет кто-то из них помочь. До этого, то, что каждый мог называть помощью могло быть совершенно другим. Как, впрочем, зачастую можем думать и мы. Спасибо.
Шорохова Ирина
Сообщений: 5
Воскресенье, 26.04.2009, 20:35 | Сообщение #14
Уважаемые коллеги! В эту пятницу ситуация получила неожиданное для меня продолжение. Мое нечальство решило проверить, такова ли ситуация, как я ее описываю (это у меня самый трудный случай, надо было принимать решение, продолжать работу или нет). Мы вместе с моим руководителем посетили мальчика - было еще хуже, чем при мне одной. Не то слово на контакт не идет: мы смогли попасть в квартиру (открыл младший брат мальчика), так он вовсе собрался и ...ушел. Демонстративно! В результате мною была написана официальная отказная бумага (по настоянию руководства), и дело мальчика передано вчистую в КПДН. Теперь им займется милиция. Нам остается только отслеживать ситуацию. К сожалению, решение принимаю не я - я бы еще попробовала. Спасибо за рекомендации! многое мне в работе пригодится!
Мельников Валерий
Санкт-Петербург
Сообщений: 258
Понедельник, 27.04.2009, 13:07 | Сообщение #15
Наш чиновник еще не дорос до ответственности за психологию, для него: "Нет человека - нет проблем". Но мы-то должны понимать, что ситуация, а она осталась за рамками изучения, не изменилась. И с новыми "пациентами" (а их, к сожалению, не так мало) алгоритм наших действий и результат повторится. Так мы никогда даже не приблизимся к тому, что в течение всей жизни для нас готовили настоящие психологи. Л.С.Выгодский сравнивал деятельность психолога с работой следователя. П.Я. Гальперин показал, как формировать необходимые качества учеников, причем помогал он именно неуспевающим, и т.д. Сегодня наш психолог остановился на тестах и поиске оправданий для любой из проблемы (на самом деле своей профессиональной беспомощности)- нагрузка. зарплата, ситуация в стране. А ещё хуже, он не желает понимать, что кроме той жизни, которую он якобы понимает, существует другая, параллельная, и именно в ней живут его "подопечные". Только редкие представители идут дальше: познают психологию ситуации в целом, осваивают технологии развития. Более нравственным подходом, с моей точки зрения, было бы - независимо от решения по конкретному ребенку, продолжать исследование всей ситуации до полного её понимания. Спасибо.
Мельников Валерий
Санкт-Петербург
Сообщений: 258
Вторник, 28.04.2009, 09:45 | Сообщение #16
http://www.regnum.ru/news/1156494.html , к сожалению, даже в подобной ситуации находятся "оправдания"
Федына Наталья
Санкт-Петербург
Сообщений: 360
Вторник, 28.04.2009, 23:37 | Сообщение #17
Да и такое бывает! К сожалению. Но ведь есть и другие учебные заведения, но они часто страдают от молвы, которая распространяется на всех. Так и с трудными подростками - один, два сделали, а остальные отдуваются. Кстати может они и трудными становяться из-за этого?
Мельникова Татьяна
Санкт-Петербург
Сообщений: 1549
Среда, 16.11.2011, 13:02 | Сообщение #18
Уважаемые коллеги! Спешу сообщить вам, что 27 марта будет проходить День открытых дверей в в компании «Иматон» Профессиональный психологический инструментарий»: в 12 часов начнется бесплатный семинар . Ведущий — наш Валерий Григорьевич Мельников, автор концепции динамической модели группы и самой методики. Нужно предварительно записаться по тел. (812) 327-57-57,327-57-77. Семинар состоится по адресу Санкт-Петербург, Лиговский пр., д. 78-б. Проезд до ст. м. «Лиговский проспект». Приходите!
Одинцова Влада
Москва
Сообщений: 2
Понедельник, 30.04.2012, 15:22 | Сообщение #19

Наверное, задам глобальный вопрос, но я только начинаю работать. Как построить профилактичекую работу с трудными? С чего начать? Понимаю, что в короткие сроки ничего не решить, но руководство ждет от меня конкретных действий и результатов.

Смирнова Юлия
Санкт-Петербург
Сообщений: 406
Вторник, 01.05.2012, 19:26 | Сообщение #20

Влада, загляните в раздел "Истории успеха" (http://psy.su/club/uspeh/?type=result) - некоторые из них написаны именно о работе с детьми и подростками, например история о налаживании контакта с чеченской девочкой в классе, где были собраны дети разных национальностей. Может быть, она вам чем-то поможет или вдохновит вас: http://psy.su/club/uspeh/16/

Кроме того, сейчас на форуме появилась возможность отправлять коллегам личные сообщения. Вы можете воспользоваться ею и задать Юлии Николаевне вопросы о методах ее работы с подростками, думаю, она с удовольствием откликнется и поможет.

Для отправки личного сообщения вам нужно нажать на имя и фамилию адресата - вы перейдете на страницу, где появится ссылка "отправить личное сообщение".

Сервис в режиме тестирования, если что-то не будет получаться, пишите. 

Страницы сообщений:  1  2

Психологический клуб - место общения профессиональных психологов. Добро пожаловать!