Уважаемые коллеги, обращаюсь к вам с таким вопросом. Когда люди плохо знающие психологию (даже среди психологов и медиков и других категорий), пытаются доказать, что психология - это несерьезно, это не наука, они зачастую приводят такой аргумент: "В психологии нет законов. Это все приблизительно, вероятностно, недоказуемо и т.д." Предлагаю в ответ на такие аргументы написать общедоступную, простым языком памятку по психологии для населения, где будут перечислены самые важные заметные и необходимые законы психологии (с примерами, доказательствами) простые и очевидные, влияющие на жизнь и судьбу человека или группы людей самым непосредственным образом. Сможем?
Памятка по психологии для населения.
Автор | Сообщение |
---|---|
![]() Саратов Сообщений: 1020 | Суббота, 07.03.2015, 17:42 | Сообщение #1 |
![]() Саратов Сообщений: 1020 | Вторник, 10.03.2015, 13:32 | Сообщение #2 давайте законы психологии писать, пока, без какого-либо порядка, по принципу мозгового штурма, а потом всегда сможем их распределить. Первый закон психологии. ЗАКОН ВОЗРАСТАНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ. Он гласит о том, что необходимо вначале удовлетворить самые простые биологические витальные потребности: голод, жажда, выделение, тепло, и лишь на основе их удовлетворения возникают более высокие потребности : в любви (у детей в физическом контакте), познавательные, духовные потребности. В житейской психологии он был выражен пословицей: "Сытый голодного не разумеет". |
![]() Саратов Сообщений: 1020 | Четверг, 12.03.2015, 11:27 | Сообщение #3 ЗАКОН о РАЗРЕШАЮЩЕЙ СПОСОБНОСТИ головного мозга человека. Разрешающая способность головного мозга человека 27 бит двоичной информации в секунду (из книги "Психофизиология"). Если представить себе головной мозг человека, как прибор, имеющий определенную нагрузку и требующий определенных условий для качественной и долговременной бесперебойной работы, то надо перечислить все необходимые условия для этого: 1. Стараться беречь от травм, ушибов. 2. Обеспечивать мозг достаточным количеством кислорода (свежего воздуха) - прогулки, двигательная активность. 3. Полноценное и регулярное питание в достаточном количестве. Специальные витамины (омега-3 и т.д) по норме. 4. Достаточное количество сна - сон это тоже фаза полноценной работы мозга (достаточное количество сна зависит от возраста и физического состояния человека). 5. Разнообразие видов деятельности сменяемых друг друга. Режим более- менее постоянный. 6. Все физиологические требования по режиму, количеству сна и т.д., в зависимости от возрастной нормы необходимо иметь и выполнять их. Данные можно взять в Санпине. Поясняя цифру, разрешающей способности мозга - это 3 буквы в секунду или 33 страницы чтения понятного текста в час (для взрослого человека). Это канал сознательного восприятия информации, можно его назвать вниманием. |
![]() Саратов Сообщений: 1020 | Понедельник, 16.03.2015, 12:58 | Сообщение #4 Следующий: ЗАКОН О ЛЮБВИ. С самого рождения младенец нуждается в физическом контакте с матерью для удовлетворения потребности в любви. Прикосновение к матери (или к одному человеку ухаживающему за ребенком) жизненно необходимы для развития. Разлука с матерью (или с этим человеком) нежелательна до трех лет больше, чем на несколько часов. В связи с тем, что способность любить у младенца ограничена и постоянная смена ухаживающих людей ведет к угасанию этой способности (до трех раз может происходить новое привыкание). То что происходит с детьми в домах ребенка. Это надо соблюдать, не разлучая матерей с детьми в детских больницах и т.п. Если этот закон психологии нарушается, то у человека, в последствии, возникают проблемы в установлении близких эмоциональных отношений. Например в Африке ребенок, привязанный к материнскому бедру, проводит время до четырехлетнего возраста. |
![]() Саратов Сообщений: 1020 | Вторник, 17.03.2015, 15:34 | Сообщение #5 Хотелось добавить в тему ЗАКОН О ЛЮБВИ. По мере взросления детей и во взрослом состоянии для удовлетворения потребности в эмоциональном контакте, рекомендуется не менее 10 раз в день обнять, поцеловать своего ребенка или любимого человека. На протяжении все жизни. На действии этого закона основана одна из психотерапевтических техник "Удержание". При серьезнах нарушениях в отношениях родителей и детей рекомендуется в течение нескольких месяцев ежедневно удерживать ребенка в своих объятиях в течение часа. Первые дни это проводится под руководством психолога, в его кабинете, а потом и дома. Эта процедура приводит к восстановлению утраченного контакта родителей и ребенка. |
![]() Саратов Сообщений: 1020 | Понедельник, 23.03.2015, 11:39 | Сообщение #6 Следующий закон психологии. ЗАКОН ВОЗРАСТНЫХ ПЕРИОДОВ СОЗРЕВАНИЯ МОЗГА И ПСИХИКИ. Этапы развития психики ребенка связаны с анатомическим и физиологическим созреванием головного мозга, органов чувств и нервной системы. 1. Возраст 9 месяцев внутриутробного развития определяет готовность ребенка к рождению и выживанию во внешней среде. 2.От рождения и до трех лет все разнообразие информации, поступающей из внешней среды оставляет отпечаток в развитии психики ребенка. Это сензитивный (чувствительный) период для развития речи, всех органов чувств, навыков мелкой и крупной моторики, внимания, памяти, мышления. Зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса. Например: для развития зрения необходимы контрастные черно-белые фигуры и полосы воспринимать, а также цвета. Рука учит глаз Слух - человеческая речь, музыка, потешки, сказки и т.д.Чтение книг. (от 0). Осязание - обеспечить разнообразие предметов на ощупь. Движения: переворачивание, сидение, ползание, хождение (около 1 года). Все в определенном возрасте. Для последующего здоровья ребенка, на всю жизнь, особую роль играет- полноценное питание до трех лет. 3. Общение ребенка со сверстниками и со взрослыми. Разнообразные виды игр и спортивных занятий. Чередование различныз занятий в течение дня. 4. 7 лет - созревание мозга для готовности к школьному обучению. Конкретно-образное мышление. Соответствующие память и внимание. 5. 12 лет- созревание мозга для абстрактного мышления (компьютер, логические задания и т.д.) 6. 25 лет - готовность к самостоятельным решениям. |
![]() Саратов Сообщений: 1020 | Понедельник, 30.03.2015, 12:35 | Сообщение #7 ЗАКОН ИЕРАРХИИ или подчиненности членов группы. Этот закон восходит к зоопсихологии. Общественные животные, в целях лучшего выживания, распределяют свои функции в группе и заботятся обо всей группе. В человеческом обществе потребность коллективного выживания перерастает во внутренний контроль в виде совести. Универсальный нравственный закон. Положение каждого члена общества в общественной иерархии зависит от его заслуг, таланта, признания, избрания. Чем точнее этот закон соблюдается, тем более процветающее и обеспеченное общество. Нравственные качества личности формируются с самого раннего детства в семье и связаны с осознанием и принятием ребенка своего реального положения в семейной малой группе. Расширение закона иерархии представляется в виде народных традиций и обычаев, норм этикета, морального кодекса, религиозных норм и т.д. В воспитании ребенка желательно научить его играть разные роли в группе, в зависимости от собсвенных возможностей и потребностей и запросов группы на разных этапах развития. А.С. Макаренко обучал своих воспитанников как командовать, так и подчиняться. Эти оба умения одинаково важны. |
![]() Саратов Сообщений: 1020 | Пятница, 03.04.2015, 13:09 | Сообщение #8 Еще хочу добавить в памятку 3 закона Фрейда. ПЕРВЫЙ ЗАКОН ФРЕЙДА. Психика человека состоит из трех слоев: биологическое, личностное и социальное. Биологическое - все потребности человека, существующие у него как биологического существа. Личностное - это его особенности и потребности как уникального индивида со своими неповторимыми качествами и условиями развития. Социальное - это усвоенные требования общества: идеалы, цели, законы, нормы. Главное, что при правильном воспитании, необходимо найти целостность и гармонию этих частей. ВТОРОЙ ЗАКОН ФРЕЙДА. Психика человека делится на две части: сознательное и бессознательное. Эффективное взаимодействие между этими частями может быть достигнуто правильным воспитанием или профессиональной помощью психолога. Или и тем и другим. ТРЕТИЙ ЗАКОН ФРЕЙДА. Закон сублимации. Для того, чтобы биологическая сексуальная энергия Эроса не перешла в разрушительную - Танатос, необходимо перенаправить ее в различные виды деятельности и творчества для самореализации человека. Это задача правильного воспитания с самого раннего возраста. |
![]() Саратов Сообщений: 1020 | Четверг, 09.04.2015, 13:08 | Сообщение #9 ЗАКОН СЕЧЕНОВА. Психические функции не возникают ниоткуда. Они подчиняются принципу детерминизма -обусловленности предыдущим развитием. "Подвиг - есть роковое следствие поступков, совершенных в течение всей предыдущей жизни". |
![]() Саратов Сообщений: 1020 | Пятница, 10.04.2015, 12:44 | Сообщение #10 ЗАКОНЫ И.П. ПАВЛОВА : ПЕРВЫЙ ЗАКОН -об условных и безусловных рефлексах. Безусловные рефлексы врожденные - это реакция организма на стимулы внешней среды: пища, вода, тепло и т.д. Условные рефлексы -это рефлексы, формирующиеся на стимулы внешней среды непосредственно не связанные с физиологической потребностью организма. Пример условного рефлекса, если перед обедом постоянно звонить в колокольчик, то на звук колокольчика начнет выделяться слюна. ВТОРОЙ ЗАКОН - о второй сигнальной системе организма. У животных существует первая сигнальная система - это комплекс условных рефлексов на стимулы внешней среды. У человека стимулы внешней среды называются словами и с помощью слов формируется наряду с первой, формируется вторая сигнальная система - речь или сознание. Сознание- это внешний мир, отраженный в мозгу человека с помощью речи. |
![]() Саратов Сообщений: 1020 | Среда, 15.04.2015, 10:11 | Сообщение #11 В.И. Ленин. ЗАКОН ВСЕОБЩЕГО ОТРАЖЕНИЯ. Вся материя обладает общим свойством. Это свойство материи есть способность к отражению. Даже неживая материя отражает окружающий мир. Например: песок нагревается на солнце, разносится ветром. В живой природе, посредством самой высокоорганизованной материи головного мозга человека, становится возможным высший уровень отражения - это сознание (т.е. целостная картина окружающего мира, созданная с помощью языка, речи). |
![]() Саратов Сообщений: 1020 | Вторник, 21.04.2015, 00:28 | Сообщение #12 Поступило верное замечание. Определить что же мы имеем в виду, употребляя термин "закон". В каком значении я его употребляю. Закон - это объективная последовательность событий, имеющая причинно-следственную связь и точно установленный результат. При нарушении закона: нарушение обективности, последовательности, причины, следствия, результат не может быть получен.
|
![]() Саратов Сообщений: 1020 | Вторник, 21.04.2015, 00:33 | Сообщение #13
Значение слова Закон по словарю Ушакова: |
![]() Саратов Сообщений: 1020 | Вторник, 21.04.2015, 13:25 | Сообщение #14 А.С. Макаренко открыл законы существования малой группы, отношения ответственной зависимости в высшей форме малой группы - коллективе. ЗАКОН ПЕРЕВОСПИТАНИЯ - метод взрыва. Педагог, на основании своего длительного опыта работы с правонарушителями, пришел к выводу, что эволюционным путем личность кардинально не меняется. А подготовленная и вовремя сделанная педагогическая операция по предъявлению человеку требований от лица группы,референтной, которой человек дорожит, может радикально поменять поведение человека.
|
![]() Миасс Сообщений: 6 | Среда, 22.04.2015, 13:36 | Сообщение #15 Алла, спасибо, за законы! |
![]() Новосибирск Сообщений: 1 | Среда, 22.04.2015, 17:32 | Сообщение #16 Алла, супер! Вы- умничка!! Хорошая идея! |
![]() Курск Сообщений: 1 | Среда, 22.04.2015, 19:10 | Сообщение #17 Законы психологии - это ее большая проблема. Даже для исследователей и теоретиков (см. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. С.104-115). А их популяризация - еще сложнее, по-моему |
![]() Саратов Сообщений: 1020 | Четверг, 23.04.2015, 11:07 | Сообщение #18 Спасибо, за спасибо. Пишите тоже, помогайте. Сергей, в советской психологии еще сложнее было: шаг влево- шаг вправо- расстрел. |
![]() Саратов Сообщений: 1020 | Суббота, 25.04.2015, 11:19 | Сообщение #19 Антон Семенович Макаренко нам еще пригодится: "Любовь - это такое же дело, как и любое другое, его надо правильно организовать". Любовь- организовать! А что тогда говорить о семье, предприятии, государстве. И тут вступают в силу психологические законы. И эти законы едины, что для семьи, что для государства. ЗАКОНЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ. Для эффективной работы необходимы: Цель, Мотивация, Сплоченность, Структура, Функция, Обратная связь, Результат. Кстати, А.С. Макаренко о семейных функциях подробно рассказывает в "Книге для родителей". А из современных западных психологов Стивен Кови "7 навыков высокоэффективных семей (организаций)".
|
![]() Саратов Сообщений: 1020 | Суббота, 02.05.2015, 12:41 | Сообщение #20 Хотелось с самых важных законов начать. Но давайте вспомним и психические процессы: восприятие, память, внимание, мышление. У каждого их этих процессов есть свои законы и их целая серия. Не буду останавливаться на всех, но хотя бы пример: ЗАКОН ОБЪЕМА ВОСПРИЯТИЯ (ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ)- объем всех этих процессов ограничен конечным числом единичных элементов 7(+,-2)- у взрослого человека. Если эти процессы относятся к ребенку, то их объем сокращается. Например рисунки в детских книгах для детей младшего возраста должны быть единичными. Эти же законы восприятия должны учитываться в рекламе. ЗАКОН КОНСТАНТНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ. В течение жизни, воспринимая привычный окружающий мир, головной мозг формирует шаблоны для облегчения идентификации знакомых предметов. (Например мы не видим перспективных сокращений предметов или воспринимаем цвет одинаково, независимо от освещения). И еще много других законов кратковременной и долговременной памяти, различные законы мышления. Все эти законы необходимо учитывать при обучении. |
Психологический клуб - место общения профессиональных психологов. Добро пожаловать!