На главнуюОтправить письмоПоиск по сайту
Вход для членов клуба:

Что датским художникам можно, то российским детям запрещено

АвторСообщение
Чупров Леонид
Черногорск
Сообщений: 994
Пятница, 25.10.2013, 11:51 | Сообщение #1

Трудно что-либо сказать по этим фрагментам выставки, но глядя на это "подражание Босху", складывается впечатление, что В.В. Милонов на этот раз отреагировал правильно.

Тявин Юрий
Магнитогорск
Сообщений: 762
Пятница, 25.10.2013, 13:55 | Сообщение #2

Вы никогда не работали с рисунками шизофреников? Если  диссоциация не очень глубокая, то Очень похоже. 

 Вопрос. Контагиозность ?

Чупров Леонид
Черногорск
Сообщений: 994
Пятница, 25.10.2013, 15:27 | Сообщение #3

Непосредственно нет, но читал. Есть же монографии по изобразительной деятельности детей-олигофренов, по рисункая больных шизофренией. В медицинской психологии и псиъодиагностике рисунок рассматривается как "вторая речь", того же ребенка.

Здесь поражает другое. Рука набита и очень хорошо, а вот про лицо забыли. Эротическое искусство, если это действительно искусство, вызывает и будит несколько иные чуства.

Тявин Юрий
Магнитогорск
Сообщений: 762
Пятница, 25.10.2013, 20:21 | Сообщение #4

То, что мне удалось увеличить не является рисунком - это хороший  иероглифический текст. 

Как то в ПФ пытались открыть тему "Что делать, если малыш зашел в спальню в самый неподходящий момент". Этот рисунок прекрасная иллюстрация детского восприятия. и он же иллюстрирует последствия такого "захода".

Тявин Юрий
Магнитогорск
Сообщений: 762
Суббота, 26.10.2013, 05:36 | Сообщение #5

Леонид. Думаю, что художник "гениально" отразил то, что С.Лаванда относит к "вертикальной травме". В одном сюжете объеденены и сама психотравмирующая ситуация и её ближайшие последствия (Близорукость, навязчивая и неэффективная мастурбация - плохой с. прогноз, близорукость, слабоСилие - руки только прочерчены, думаю, что и славбоВолие тут будет вполне уместным).

Ведь весь "фокус" в том, что "имеет ли психолог, не будучи искусствоведом,  право на интепретацию  произведения искусства с своих - профессиональных позиций ?"

Чупров Леонид
Черногорск
Сообщений: 994
Суббота, 26.10.2013, 11:43 | Сообщение #6

Юрий, вы правы в последнем тезисе, что как искусствовед психолог выступать не может, даже если "к "худграфу" имел отношение", как я (подрабатывал в аспе натурщиком). Только в любом рисунке проецируются двое: и изобразивший, и "понявший" смысл изображаемого. Вопрос лишь в том, кто в болшей степени. Мышление ребенка и восприятие им рисунка, вероятно, намного проще, чем обремененного знаниями по сексологии и психоанализу взрослого.

Тявин Юрий
Магнитогорск
Сообщений: 762
Суббота, 26.10.2013, 13:56 | Сообщение #7

Вы помните, что рисовали сверстники на стенах?  НО есть разница в корнях. Дания - это классическая кельтика. "Страшные" рисунки имеют   некоторое сходство с класическим кельтским орнаментом.

а вот хотел бы я, чтобы моя внучка "читающая" Д.Стёпу смотрела на эти иллюстрации - однозначно нет. Достаточно давно идёт дискуссия о "заразности " шизофрении.

Чупров Леонид
Черногорск
Сообщений: 994
Суббота, 26.10.2013, 15:20 | Сообщение #8

Я бы, конечно, диагноз не выставлял. С вами полностью солидарен, что такие рисунки показывать детям не следует. Еще В.А. Сухомлинский писал, что нельзя педагогу вставать на одну доску с воспитанником.

Не знаю, об этой ли книге идет речь, но одна моя иностранная коллега делает перевод книги по половому воспитанию и рисунки там решили заменить. Если об этой книге речь идет, то текст там стоящий, а рисунки нет. Но кроме автора текста и рисунков у любого издания есть редактор. Художник мог быть не искушен, что "развивающее обучение" в вопросах пола и полового воспитания плохо применимы, как система.

Смирнова Юлия
Санкт-Петербург
Сообщений: 403
Понедельник, 28.10.2013, 17:04 | Сообщение #9

Мария Владимировна Осорина в своем интервью, посвященном психологическому анализу изобразительного текста для детей, говорила о том, что для понимания ребенком любых, даже высокохудожественных и подходящих по возрасту изображений ему обязательно нужен подготовленный взрослый собеседник, который может обсудить с ребенком изображение, рассказать о нем.

Для меня в истории с выставкой показательно и печально то, что взрослые перестали воспринимать книгу как повод для диалога и общения с детьми - эта книга побывала на нескольких выставках прежде, чем на нее обратили внимание. И совсем недавно был телевизионный сюжет о том, что девочка взяла почитать в библиотеке русские сказки, в которых использовались матерные выражения и так далее, прочитала их и только потом начала задавать родителям вопросы, которые их напугали и заставили обратить внимание. То, что взрослые не считают совместное чтение книг, обсуждение изображений поводом для общения с ребенком - это грустно.

Чупров Леонид
Черногорск
Сообщений: 994
Понедельник, 28.10.2013, 17:45 | Сообщение #10

Юлия, с Вами трудно не сргласиться. По аналогии. Как говорят в Одессе, две большие разницы: пройти по картинной галерее одному и с эксурсоводом-искусствоведом.

Тявин Юрий
Магнитогорск
Сообщений: 762
Понедельник, 28.10.2013, 20:43 | Сообщение #11

Леонид, Я всё же задался вопросом. Почему в той культуре, в которой мы росли, тема секса табуировалась? В детстве секс мы называли "это самое". При всём детском сексуальном любопытстве нарушения табу были достаточно редкими. Чем опасно "сексуальное просвящение"? Думаю, что ответить на этот вопрос можно только исходя из понимания самой природы Табу, - секс сакрален, и "занятие сексом" - сакрально, что полностью отрицает возможность его публичности. ( Елевсинскую мистерию нужно рассматривать именно в как Мистерию) . Сакральность  подразумевает его "священность" и превращает супружество в "служение".  Десакрализация секса ...

Чупров Леонид
Черногорск
Сообщений: 994
Понедельник, 28.10.2013, 21:18 | Сообщение #12

Да, Юрий, тема совокупления была табуирована. Я специально не употребляю термин "секс", поскольку понимаю его буквально, как "пол". Поэтому "сексуальные отношения" - "отношения между полами". У нас богатейший словарь идиом и мата, основанный на тематике "сексуальных отношений" и совокупления. Вероятно, это был словарь языческих ритуалов. Вне ритуала не используемый. Но это уже отдельная тема.

Элевсинские мистерии — наиболее почитаемые религиозные таинства Древней Греции. Античность вряд ли была столь обнажена, как нам представляется. Все, что дошло до нас так или иначе было связано с религиозными ритуалами. Потому и сохранилось.

Вообще даже порнография уже на моем веку стала более откровенна. Помнится по большому секрету мне одноклассник (7 класс) показал привезенные из-за границы открытки. Так вот то, что на них было изображено - по нынешним временам вообще к порнографии не относится.

Тявин Юрий
Магнитогорск
Сообщений: 762
Вторник, 29.10.2013, 13:46 | Сообщение #13

Думаю, что вы, Леонид, правы,  мат - гендерный язык утраченных ритуалов. Язык   разрешенный к использованию только жрецами и, выйдя в люди, он ещё долго сохранял свою сакральую значимость. Выматериться ведь и сейчас нужно уметь и знать время и место. Выше Светлана говорит о "Запретных сказках Афанасьева" о их попадании с детскую библиотеку, я бы не стал сразу  принимать позицию это девочки - мол однозначно это плохо и, как вы посмели нам это рекомендовать к чтению. Думаю, что возможно это очередной  детский "развод" взрослых, развод из позиции того очкарика , что изображен на иллюстрации.  Как то забрёл на юношеский форум в ВК,  обилие безмозглого мата поразило.  Если эта девица в своей среде Весьма свободна в употреблении мата, то её "стук" на Афанасьева, ---- в общем  выход в позицию обвинителя, наша педагогика весьма часто пригибает колени под тяжестью этих обВинений.

Смирнова Юлия
Санкт-Петербург
Сообщений: 403
Вторник, 29.10.2013, 14:24 | Сообщение #14

Уважаемый Юрий, если Вы о моём комментарии, то меня зовут Юлия.

История, о которой я упоминала, касается не подростка, а второклассницы, которая никакую позицию свою никому не заявляла, а взяла в библиотеке книгу и прочитав её, стала задавать вопросы маме и папе. Они потом и начали разбираться в этой ситуации.

Тявин Юрий
Магнитогорск
Сообщений: 762
Вторник, 29.10.2013, 18:52 | Сообщение #15

Спасибо уважаемая Юлия за ответ. Глубочайше извиняюсь за ошибку. "Оговорка по Фрейду" и психоаналитик от них не всегда свободен.  Оставим в стороне возраст школьницы и вернёмся к Афанасьеву  и кльтуре употребления сакрального (антоним сакральному - профанный) слова. Что за народ создавал такие сказки и были ли они только для взрослых? Может Датские художники и правы - мы просто возвращаемся к своим корням?

Чупров Леонид
Черногорск
Сообщений: 994
Вторник, 29.10.2013, 19:16 | Сообщение #16

Возвращение к корням - это тоже из психоанализа. Как метафора хорошо, как правда жизни и реальность - плохо. Симптом невроза. Да и где то количество мамонтов, чтобы прокормили нынешнее человеконаселение.

Тявин Юрий
Магнитогорск
Сообщений: 762
Вторник, 29.10.2013, 19:50 | Сообщение #17

Леонид, Добрый вечер. Думал, что вы спите. Сколько у вас разница с Москвой? Возвращение к корням в п.а. называется "регрессия".  а это не есть хорошо. И, если всё же вернуться к сказкам, то  иллюстрация весьма  противоречит  Героическому образу или Образу героя. Что должен сделать Герой увидев, что  Урод  плохо обращается с женщиной ( М (ж). криком кричит заливается, а злодей, знай себе улыбается ). Руки у нашего Г. не прорисованы, нечем "подлетает к П-(ц)у , саблю вынимает и ему на всём скаку голову срубает".  А теперь, душа девица, на тебе Хочу жениться !  Слава, слава ... Победителю! 

Психологический клуб - место общения профессиональных психологов. Добро пожаловать!