На главнуюОтправить письмоПоиск по сайту
Вход для членов клуба:
Сегодня родились:

Адаптированная методика по исследованию психологической готовности к школьному обучению для детей коренного населения Крайнего Севера (ненцы) 6–7 лет

АвторСообщение
Белобрыкина Ольга
Новосибирск
Сообщений: 55
Среда, 23.01.2013, 15:58 | Сообщение #1

Этническая специфика - это здорово. Но в комплекс параметров диагностики школьной готовности я не обнаружила самого главного, что, собственно и обеспечивает во многом успешное освоение ребенком нового вида ведущей деятельности на следующема возрастном этапе (учебная деятельность) и, соответственно, образовательной программы: параметров, отражающих новообразования дошкольного возраста, показателей самосознания и общения (ведь ребенок, придя в школу, начинает освоение нового типа взаимодействия со взрослыми и сверстниками).

«Школьная готовность» ребенка представляет собой системное, целостное образование. Причем, как было показано Л. С. Выготским, готовность к школьному обучению формируется в ходе самого обучения. Иначе говоря, до тех пор, пока ребенок не начал обучаться в логике программы, готовности к обучению как целостной структуры у него быть не может. По мнению Л. С. Выготского, полноценно готовность ребенка складывается к концу первого полугодия первого года обучения в школе. Следовательно, неправомерно и недостаточно информативно измерение готовности к школьному обучению только по интеллектуальным компонентам и по формальному уровню умений и навыков, таких как чтение, письмо, счет, так как, владея ими, ребенок может еще не иметь соответствующих механизмов умственной деятельности.

Настораживает и общая, и частная длительность диагностической процедуры. Так же отмечу, что методика, используемая вами в качестве ресурсной, как показывает  опыт неинформативна и непрогностична. Есть лучшие аналоги:

1)  Венгер Л.А., Холмовская В.В. Диагностика умственного развития дошкольников. – М.: Педагогика,  1978. – 290 с

2) Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов /Под ред. А.Л.Венгера и др. – М.: Школа-Пресс, 1989. – 57 с.

3) Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов /Под ред. В.В. Слободчикова. – Томск: Пеленг, 1992. – 90 с.

4) Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности де­тей к обучению в школе. – М.: Педагогика, 1991. – 152 с.

5) Психологическая готовность детей к обучению в школе //Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников /Под ред. Н.Н.Подъякова, Говорковой. – М.: Просвещение, 1985.

6) Солдатов Д.В. Диагностика мотивационной готовности к обучению в школе. –  Обнинск: Изд-во «Принтер», 2001. – 92 с.

Как исследовательская, представленная  работа вызывает интерес, но как практическая - лично у меня только сомнения. Да и востребованность ваших результатов при поступлении ребенка в школе - весьма проблематична (до сих пор вопросы преемственности детский сад - школа, в том числе и по отношению к деятельности психолога, не имеют практического решения) . Хотя, здесь (т.е. по отношению к Крайнему Северу) я могу ошибаться.  

Психологический клуб - место общения профессиональных психологов. Добро пожаловать!