На главнуюОтправить письмоПоиск по сайту
Вход для членов клуба:

Развитие опознания и вербализации эмоций как основа эмоционального интеллекта

АвторСообщение
Иванова (Легостаева) Екатерина
Екатеринбург
Сообщений: 28
Среда, 23.01.2013, 07:06 | Сообщение #1

Уважаемые форумчане! С удовольствием отвечу на вопросы по теме "Развитие эмоционального интеллекта", Готова поделиться более подробной информацией - реферат проекта просто не вмещает тот объем информации, который за три года удалось наработать.

Белобрыкина Ольга
Новосибирск
Сообщений: 55
Воскресенье, 27.01.2013, 16:31 | Сообщение #2

Значимость работы совершенно не вызывает никаких сомнений (кроме, наверное, сертификата ОППЛ, деятельности которой я очень не доверяю - насмотрелась на работу сертифицируемых ими специалистов на декадниках за 10 лет)!

Вместе с тем, и это закономерно, возникает ряд вопросов уточняющего характера:

1) чья концепция эмоций послужила методологическим основанием работы?

2) какое количество эмоций (и по чьей типологии) взято в качестве компонентов ЭИ?

3)  не отрицая значимости подросткового возраста (в том числе и в силу интенсивного социального развития), мне все-таки видится (и это так же подтверждается длительными исследованиями) более сензитивным дошкольный возраст (ведь там ведущая психическая функция, по А.В.Запорожцу,  именно эмоции.

4) как вам удается справляться с эмоциями подростка, которые  табуированы у него еще в дошкольном возрасте (по моим данным к 7 летнему возрасту у 76% дошкольников табуировано 6 из 8 базовых эмоций, а, соответственно возникают трудности с их воспроизведением даже в тех случаях,когда они эти эмоции распознают и в целом верно обозначают)?

Иванова (Легостаева) Екатерина
Екатеринбург
Сообщений: 28
Понедельник, 28.01.2013, 20:40 | Сообщение #3

Дорогая Ольга! Благодарю Вас за столь внимательное прочтение мой работы и вопросы, которые позволяют мне глубже раскрыть содержание исследования.

1. Относительно концепции эмоций, то мне пришлось последовательно отказаться от П.Экмана, К. Изарда, Р. Плутчика, т.к. те эмоции, которые авторы выделяют в качестве "базовых" - либо не называются участниками эксперимента (полностью!) отсутствуют в индивидуальных словарях эмоций испытуемых от 6 до 43 лет (данные пилотажа и представляемого исследования, выборка свыше 3000 человек), либо не опознаются. В результате этой работы удалось выделить список наиболее частотных эмоций - тех, которые называют испытуемые и довольно точно опознают.

2. Таким образом, в моей модели присутствует динамическое понимание количества и модальности эмоций, входящих в базовые показатели ЭИ : если в начальной школе ребенок называет и опознает по фотографиям 2-10 эмоций, то к подростковому и молодому возрасту эти показатели существенно увеличиваются, но имеются также очень низкие значения (менее 7 единиц), и очень высокие - свыше 25 и - до бесконечночти. Пятилетний лонгитюд со студентами-писхологами показал, что словарь эмоций очень хорошо тренируется. 

3. По поводу дошкольников - согласна, но наша исследовательская группа приняла идею Д.Гоулмана о том, что ЭИ развивается в течение всей жизни и для исследованного отрезка онтогенеза результат оказался очень заметным по сравнению со студентами и молодежью 25-35 лет.

Т.е. функция эта тренируется, но, видимо, имеет свой коридор в зависимости от возрастной задачи - очевидно, что дошкольники и подростки по содержанию своего типа ведущей деятельности наиболее чувствительны к формирующим воздействиям, направленным на тренировку ЭИ.

4. Этот вопрос я не совсем поняла ))). Может быть, Вас не затруднит его прерформулировать? 

Еще раз благодарю за внимание к моей работе! 

Белобрыкина Ольга
Новосибирск
Сообщений: 55
Понедельник, 28.01.2013, 21:19 | Сообщение #4

Уважаемая Екатерина, спасибо за быстрое реагирование.

По поводу 4 вопроса - речь идет о запрете родителей (чаще всего матерей), окружающих взрослых на экспрессивное выражение отдельных эмоций детьми (типа "Нельзя так громко рабоваться", "Подумаешь, горе, хватит крокодильи слезы лить", "Куда свой нос суешь, интересно, видите-ли, ему", "Ты что - трус? Чего испугался-то? Стыдоба" и пр.). То есть нельзя громко рабоваться, плакать навзрыд, бояться, испытывать к чему-то отвращение (это по базовым эмоциям Изарда) и пр. В подростничестве обычно такие дети либо гиперактуализируют протестные формы выражения табуированных эмоций (они чересчур часто и ярко, по поводу и без повода выражают их - по типу "наглой самодемонстрации", "предельного эксгибиционизма"), либо включают защиту на выражение этих эмоций по типу алекситимии.

Иванова (Легостаева) Екатерина
Екатеринбург
Сообщений: 28
Вторник, 29.01.2013, 06:43 | Сообщение #5

Ольга, спасибо большое за завязавшуюся дискуссию!

С удовольствием поясню, что мы делали с подростками.

Коррекция таких жестких родительских запретов - дело очень непростое и мы с магистранткой не льстили себе, что сможем волшебным образом изменить родительские предписания. Но сочетание трех подходов: позитивной психотерапии, когнитивно-поведенческой и бихевиоральных техник позволял рассчитывать, что через доступный для подростка в данное время уровень осознания значимости, важности, неотъемлемости эмоций от потока человеческой жизни, частью которого подросток является - что такой подход, подчеркивающий энергию эмоций, их подготовку всего организма и всей психики к действию, а также способность давать мгновенную обощенную оценку событию/человеку - позволит каждому участнику принать и принять ценность эмоций. Также в начале каждого цикла мы проводили занятие, напарвленное на активизацию словар яэмоций. Каждый участник писал все эмоции и чувства, котоыре ему известны, после чего обсуждалось, какие эмоции приятны, какие неприятны, постепенно разговор переводился на то, сколько всего эмоций и чувств в пространстве челвоеческой психики. А так как я на кандидатской посчитала ))), то, конечно, услышав цифру "более 220" - каждый смотрел в свой листочек и понимал, сколько еще возможно испытать и пережить. 

Проблема алекситимии также отслеживалась в представляемом исследовании. Показатели в нашей выборке выше, чем в американской. Гендерные различия не в пользу мужской подгруппы. Корреляции с опросником ЭмИн - преимущественно отрицательные, но вот этот результат я бы назвала лишь тенденцией, нежели устоявшимся фактом - были отдельные подвыобрки, где она себя не проявляла и преимущественно - в подростковых группах. Т.е. алекситимия, становясь устойчивой характеристикой к молодому возрасту - дает отрицательные связи с ЭИ, но это отображает, скорее, общий низкий уровень ориентации на коммуникативную деятельность (вопрос первичности-вторичности отследить было невозможно). У подростков - учащихся гимназций и лицеев - корреляций ЭИ и алекситимии не обнаружено. Т.е. высокий уровень информированности, плюс вовлеченность в различные виды детельности (гимназисты постоянно вклчены в конкурсы, олимпиады, написаание и защиту проектов, волонтерство и пр.) - дают ребенку с алекситимностью ощущение, что он вполне эффективно общается - и он, отвечая на вопросы ЭмИна - субъективно оценивает себя высоко.

 

Белобрыкина Ольга
Новосибирск
Сообщений: 55
Вторник, 29.01.2013, 10:59 | Сообщение #6

Спасибо, Екатерина, за столь подробное описание логики работы.

У меня вопросы возникли и в силу актуальности и сложности темы, и в силу дискуссионности многих авспектов категориального аппарата.  В свое время мы  исследовали феномен социальной одаренности, в контексте которой проверяли сопоставимость нескольких методик по эмоциональному интеллекту (методика «Уровень ЭИ» (С.А. Беляев, А.И.Янович, М. И Мазуров); "шкала ЭИ" (И.Н.Андреева); методика ЭИ  Дэниела Гоулмана; и, соответственно методика социального интеллекта Гилфорда), так вот взаимосвязи между ними не обнаружено (корреляции между шкалами методик даже для 5 % уровня не выявлено). Да и обозначение эмоций в разных концециях разное (где-то боль считается эмоцией, а где-то относится к категории психо-физических ощущений; где-то любовь относится к категории эмоций и пр.).

Мне очень импонирует работа Иркутского коллеги по эмоциям, причем у него потрясающе оригинальная концепция эмоций и  методика их диагностики с учетом различным каналов репрезентации (рекомендую посмотреть его работу, думаю пригодиться и понравится: Лидин К.Л. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ОБРАЗА НА ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СФЕРУ ЛИЧНОСТИ. – Иркутск, 2004).

С наилучшими пожеланиями

Ольга

Психологический клуб - место общения профессиональных психологов. Добро пожаловать!