Уверена, что Н.М. Швалева и ее коллеги занимаются очень важным, хотя и не очень популярным в наше время делом - учат детей проявлять свою уникальность, а не сливаться с толпой; учат размышлять, а не принимать все бездумно на веру; учат видеть жизнь во всем ее многообразии, не замыкаясь на собственной персоне. Впрочем, и персоне уделяется достаточно внимания. Это прекрасно, из этих детей впоследствии невозможно будет сделать роботов, ведь познание своей личности с детства (да и психологии в целом) - это такая прививка от манипуляции массовым сознанием!
«Мир Души в пространстве гуманитарного знания»
Автор | Сообщение |
---|---|
![]() г.Пятигорск Сообщений: 1 | Среда, 18.04.2012, 17:18 | Сообщение #1 |
![]() Пятигорск Сообщений: 1 | Четверг, 19.04.2012, 10:34 | Сообщение #2 Психология - путь самопознания себя и окружающего Мира. Замечательно, что дети имеют возможность осознать себя в огромном мире, чтобы быть благополучными и счастливыми. Действительно, успех - коллективный, над ним ежедневно трудится креативный коллектив кафедры психологического консультирования ПГЛУ и педагогический коллектив Лицея №15 г.Пятигорска. |
![]() Махачкала Сообщений: 1 | Четверг, 19.04.2012, 17:15 | Сообщение #3 Прочитала эссе Швалевой Н.М. и порадовалась за своих коллег, которые занимаются нужным, полезным делом. Школа гуманитарной культуры и достоинства взяла уверенный курс на развитие высоко духовной, творческой, креативной,уверенной в себе личности. А тврчество, как мы знаем, есть постоянный выход за пределы самого себя, оно позволит ребенку вырасти в своих глазах, подняться над собой, и это прекрасно |
![]() Ессентуки Сообщений: 1 | Пятница, 20.04.2012, 16:16 | Сообщение #4 Нина Михайловна и её коллеги занимаются по-истине замечательным делом. Важно давать психологические знания детям для их успешного будущего и психологического здоровья в целом. Очень хочется, чтобы таких лицеев и школ становилось больше. |
![]() Пятигорск Сообщений: 1 | Воскресенье, 22.04.2012, 21:18 | Сообщение #5 Всё больше убеждаюсь в том, как же важно в современной действительности пробудить у детей стремление к изучению собственной личности, показать им её уникальность, создать и развить индивидуальный стиль поведения. Работая в начальных классах по программе Н.М. Швалёвой "Я в мире; мир во мне", наблюдаю,с каким интересом дети приходят на уроки психологии и стремятся получит знания о своём внутреннем мире. Важно сохранить и развить этот интерес, так как он является основой, на которой строится неповторимая, успешная и достойная личность. |
![]() Москва Сообщений: 1 | Воскресенье, 22.04.2012, 23:41 | Сообщение #6 Прекрасный опыт прекрасных людей - коллективов вуза и лицея -, которые делают мир лучше! Ребята, которые раскрывают богатство психологических знаний еще со школьной скамьи, - это наше будущее! Успешные во всех отношениях школьники, понимающие себя, других людей и знающие как управлять собственной жизнью, как достигать поставленных целей - эта самая важная ценность в современном мире! Уважаемые педагоги, Успехов Вам в Вашем нелегком, но таком почетном деле! |
![]() Пятигорск Сообщений: 1 | Понедельник, 23.04.2012, 19:22 | Сообщение #7 Сегодня кажется уже далёким 1993 год, когда в школу № 15 г. Пятигорска пришли молодые преподаватели, аспиранты кафедры практической психологии ПГЛУ под руководством доцентов Н.М. Швалёвой и Д.В. Тырсикова. Они решительно и смело пошли в классы к детям и учителям, к администрации школы и к родительскому сообществу, к руководителям отделов образования города Пятигорска и Ставропольского края. Они стали убедительно говорить своим собеседникам о том, что краеугольным камнем современного школьного образования должна стать его гуманизация. В свою очередь, гуманизация невозможна без насыщения учебно-воспитательного процесса психологической составляющей. У этой составляющей, как они видели тогда, должно быть, как минимум, три вектора: введение в штатное расписание учебного заведения нескольких единиц практических психологов, психологов консультантов, которые должны были стать «специалистами по развитию» (термин А.Г.Асмолова); введение в учебные программы нового предмета «психология» (с первого по выпускной класс); насыщение традиционных учебных программ психологической компонентной, которая будет работать на гуманизацию личности ребёнка.Сегодня это кажется почти невероятным, но тогда, в благословенном для образования 1993 году, учёные были услышаны и поняты - эксперимент начался. Первый его этап проходил в начальной школе. Тогдашние первоклассники, которые сегодня уже стали выпускниками университетов, два раза в неделю сочиняли, слушали и рассказывали сказки, выращивали чудесных существ из кляксы. Во время праздника посвящения в лицеисты знакомились с царицей психеей и её подданными: Воображением, Ощущением, Памятью. Так они, как бы между прочим, играя, учились психологическим премудростям, учились понимать себя в человеческом мире и человеческий мир в себе. Я преподаватель русского языка и литературы, поэтому мне легко говорить о том, как полученные на уроках психологии знания и аналитические навыки помогают при переходе в среднее и старшее звено школы подвергать психологическому анализу поведение литературных героев, выстраивать схемы «Я – концепции персонажей, размышлять о психологии предательства и психологии мужества при чтении гоголевской повести «Тарас Бульба» или разбираться в психологических хитросплетениях «Преступления и наказания» Ф.М.Достоевского или «Войны и мира» Л.Н. Толстого. Нашим «психологически образованным ученикам, пожалуй, легче, чем их сверстникам, понять, почему «мысль изречённая есть ложь» (Ф.И. Тютчев) или как связан «изысканный жираф с лирическим героем стихотворения Н.С. Гумилёва. Важной составляющей эксперимента, проходящего под руководством профессора Н.М. Швалёвой, нужно считать вовлечение учителей школы в серьёзную исследовательскую работу. Активное участие в научных конференциях, семинарах на базе ПГЛУ, публикации, работа с детьми, проявившими особый интерес к психологии, деятельность клуба креативной молодёжи «Ресурс развития», многолетняя работа городского мастер-класса «Формирование гуманитарной позиции школьника средствами уроков литературы» (руководитель – учитель Неёлова Н.А.) – всё это немаловажный практический результат эксперимента. Психология – наука о душе. Пока жива душа, жива и школа, живо образование. Особенность многозначного слова «образ» (которое семантически связано со словом «образование») в том, что оно всегда требует пояснения: образ чего? Кого? Образ Бога? Человека? Мира? Если принимать за постулат, что Бог создал человека по своему образу и подобию, то возникает вопрос: принимает ли на себя школа божественную функцию образования человека, и если да, то по чьему образу? Эти трудные вопросы всегда витают в образовательном пространстве психологического лицея, творческие учителя которого искренне видят ребёнка краеугольным камнем своей жизнедеятельности. Современная психологическая наука считает, что личность рождается при решении экзистенциальной задачи освоения и овладения сложностью собственного бытия. Именно в решении экзистенциальной задачи происходит длинная вереница рождения личности или «человека в человеке» (М.М. Бахтин). Феномен, названный известным психологом профессором В.П.Зинченко эффектом личности как «текста, который мы плохо умеем читать», подвигнул талантливого исследователя профессора Н.М. Швалёву на смелый научно-социальный эксперимент, который продолжается с 1993 года по настоящее время. Новый этап эксперимента (на 2010-2015 годы) предполагает диверсификацию полученного опыта в сферу образования и социальной практики.
|
![]() Ингушетия Сообщений: 1 | Понедельник, 23.04.2012, 23:20 | Сообщение #8 Нина Михайловна и ее коллеги, на мой взгляд выбрали актуальное направление психологического образования на этапе детства,которое является фундаментом всей жизни человека. Уверена, что психологическая культура на различных этапах развития личности - это путь к консолидации общества, что очень важно в современном мире. Нина Михайловна удачи Вам и вашей команде!!!! |
![]() Пятигорск Сообщений: 1 | Вторник, 24.04.2012, 15:40 | Сообщение #9 Я стояла у истоков создания психологического лицея № 15 г.Пятигорска. Ученые кафедры практической психологии ПГЛУ во главе с заведующей, доцентом Швалёвой Н.М. пришли к нам в школу- это было 17 лет назад. Сколько труда было положено для создания отдельных классов с психологическим уклоном, а затем и лицея психологической направленности. Научный подход Швалёвой Н.М., Тырсикова Д.В. к вопросам учебно-воспитательного процесса, творческому росту учителей дали возможность лицею стать стажёрской федеральной плащадкой по вопросам психологического образования. Психологическая служба совместно с педагогами лицея решают важные социальные проблемы, связанные с укреплением семьи,психологическим здоровьем учащихся и педагогов. На высоком профессиональном уровне проходили заседания научно-методического совета психологов России на базе лицея № 15. Наш опыт работы обобщён и распространён в крае и городе. Научные работы учителей и учащихся лицея опубликованны в научных сборниках ПГЛУ. И все это благодаря сотрудничеству ученых кафедры психологического консультирования ПГЛУ(заведующая кафедрой, профессор Швалёва Н.М.) с педагогами лицея. |
![]() Армавир Сообщений: 1 | Среда, 25.04.2012, 18:20 | Сообщение #10
Н.М. Швалева и ее коллеги занимаются очень важным делом. Они выбрали актуальное направление психологического образования. Замечательно, что дети могут осознать себя, чтобы быть успешными и счастливыми, получая психологические знания. Нина Михайловна, удачи Вам и вашей команде! |
![]() Пятигорск Сообщений: 1 | Четверг, 26.04.2012, 10:53 | Сообщение #11 Эссе Швалевой Нины Михайловны - это свидетельство истории успеха уникального опыта совместного труда психологов и педагогов, благодаря которому цели современной школы - Обучение.Воспитание.Развитие - перестают быть просто словами. Редкие специалисты в редких образовательных учреждениях уверенно и непоколебимо стоят на страже психологического обеспечения образовательных программ в целях содействия личностному развитию обучающихся. Отношение к школьнику как к субъекту собственной жизнедеятельности, признание за ним способности к осознанному и ответственному поведению, формирует и его собственное представление о себе как о высшей ценности, даёт уникальный ресурс не выживания в окружающей действительности, а выстраивания ВЗАИМООТНОШЕНИЯ с миром внутренним и внешним. Честь и хвала ребятам и специалистам, которые смело, достойно и творчески идут этим путем! |
![]() г.Пятигорск Сообщений: 1 | Четверг, 26.04.2012, 19:15 | Сообщение #12 В течении 15 лет я принимаю активное участие в работе краевой и городской эксперементальной площадки по психологическому сопровождению. Под руководством Нины Михайловны Швалёвой мною была составлена научно-методическая программа по изобразительному искусству "Тропинка", которая дает возможность учащимся начальных классов развивать творческие способности. Данная программа используется в детских садах и в начальных классах общеобразовательных школ. |
![]() Кисловодск Сообщений: 1 | Четверг, 26.04.2012, 23:29 | Сообщение #13 Спасибо Вам, Нина Михайловна за Ваш вклад в развитие детского психологического образования! Очень понравилось Ваше эссе! Желаю Вам успехов в этом благородном деле!!! |
![]() Кисловодск Сообщений: 1 | Пятница, 27.04.2012, 00:23 | Сообщение #14 Хочется выразить слова благодарности Н.М. Швалевой за её профессиональную деятельность и тот вклад в развитие детского психологического образования! |
![]() Пятигорск Сообщений: 1 | Пятница, 27.04.2012, 13:18 | Сообщение #15 Действительно, поднятая проблема в эссе Швалевой Нины Михайловны имеет большое значение для становления развития личности, как на этапе детства, так и в последующие периоды. Специализируясь по кафедре психологического консультирования, я проходила научно-исследовательскую и квалификационную практику в МОУ лицее №15 г. Пятигорска и имела возможность ознакомиться и использовать в своей деятельности программы развития креативности школьников, их ценностного самоотношения. Конечно этим детям повезло, так как развитие креативности обеспечивает успех в различных сферах их жизнедеятельности. В заключение хочется выразить слова благодарности Нине Михайловне Швалевой и пожелать дальнейших успехов в ее деятельности! |
![]() Пятигорск Сообщений: 1 | Пятница, 27.04.2012, 19:28 | Сообщение #16
Несколько лет назад обе мои дочери окончили лицей № 15 г. Пятигорска. Они всегда с теплотой вспоминаю уроки психологии, которые появились в школьной программе благодаря работе экспериментальной площадки под руководством Нины Михайловны. Честно говоря, я им немного завидую: мне в мои школьные годы так не хватало подобных занятий, где меня бы учили общению со сверстниками, научили бы определять себя как Личность в нашем мире. Успехов Вам, Нина Михайловна, и славному коллективу лицея № 15. |
![]() Пятигорск Сообщений: 1 | Суббота, 28.04.2012, 10:01 | Сообщение #17 На мой взгляд, это успех востребованности практической психологии в сфере образования. Действительно, психологическая культура всех субъектов образовательного процесса дает возможность создать пространство для развития школьника, реализации его потенциала. Сама прошла все этапы непрерывного психологического образования: специализация по кафедре практической психологии ПГЛУ – учеба в аспирантуре на кафедре психологического консультирования ПГЛУ – работа в лицее №15 (сначала в начальной школе, затем – в средней, в настоящее время работаю в старшем звене). Мой 9-тилетний опыт работы в лицее как преподавателя и психолога, участие в опытно-экспериментальной деятельности позволяет наблюдать динамику становления и развития личности школьника. Ведь изучая психологию, ребенок, прежде всего, познает самого себя и мир вокруг. Это не только интересное и увлекательное занятие, но и полезное, иногда нелегкое: оно требует и интеллектуальных усилий, и решимости в преодолении трудностей и желании изменить себя к лучшему. Старшеклассник лицея знает, психолог – это не маг и волшебник, который все знает и умеет и вмиг решит все его проблемы (вопреки распространенному мнению), сделать это может только ОН САМ! Он является хозяином своей жизни, знает о своих особенностях, своих достоинствах, ценностно относится к себе, умеет общаться с людьми, ставить перед собой цели и решать задачи – является субъектом деятельности! |
![]() Назрань Сообщений: 1 | Суббота, 28.04.2012, 10:23 | Сообщение #18 Нина Михайловна и ваши коллеги. Вы знимаетесь очень важным делом, так хочется чтобы внедрили ваш опыт в образовательные учреждения! Успехов вам!! |
![]() Сообщений: 1 | Суббота, 28.04.2012, 14:07 | Сообщение #19 Очень понравилось Ваше эссе! Выбрано актуальное направление психологического развития, ведь путь к совершенство через самопознание. |
![]() город Пятигорск Сообщений: 1 | Воскресенье, 29.04.2012, 04:13 | Сообщение #20
Уважаемая Нина Михайловна! Не могу не написать несколько слов благодарности Вам за то, что вы создали такое универсальное подспорье для педагогов, как система непрерывного психологического образования. С вашей помощью и под вашим руководством педагоги нашего лицея № 15 создают необходимые условия для самореализации каждого ребёнка. Мы стараемся убедить детей в том, что только сам человек есть творец себя, своей уникальной и удивительной души. Спасибо Вам за вашу преданность начатому делу, за ваш неутомимый труд, за то, что вы относитесь к воспитанию детей как к самой важной из всех земных профессий. Уверена, что дело, которому вы посвятили столько лет упорного труда, получит достойную оценку, и опыт ваш в ближайшем будущем будет внедряться в сферу всеобщего образования и социальной практики. Желаю Вам крепкого здоровья для продолжения научного эксперимента, творческих успехов и исполнения всех пожеланий. |
Психологический клуб - место общения профессиональных психологов. Добро пожаловать!