На главнуюОтправить письмоПоиск по сайту
Вход для членов клуба:
Сегодня родились:

Дискуссия «Психологическая служба современной школы в контексте реформы образования. Какие у нас перспективы?»

АвторСообщение
Смирнова Юлия
Санкт-Петербург
Сообщений: 403
Пятница, 04.04.2014, 10:45 | Сообщение #1

Коллеги, реформа образования поставила перед многими специалистами ряд новых проблем и задач. Поделитесь своим опытом и расскажите о том, что Вас тревожит, радует, вдохновляет или беспокоит в сложившейся ситуации.

Не забывайте, что у Вас есть возможность задать здесь вопросы, которые будут обсуждаться в рамках тематической дискуссии на VIII Саммите психологов (1-3 июня в Санкт-Петербурге). Подробнее о дискуссии

Программа Саммита наполняется — следите за новостями!

Смирнова Юлия
Санкт-Петербург
Сообщений: 403
Среда, 09.07.2014, 21:08 | Сообщение #2

Дорогие коллеги, школьная тематика была представлена на Саммите очень широко. Приведу отрывок из отчёта об Итогах VIII Саммита психологов:

"В дискуссии о судьбах психологической службы в школе приняли участие: председатель Совета директоров ПМСС центров СПб Ольга Викторовна Баранова, доцент кафедры психологии СПбАПО Алла Германовна Думчева; почетный работник общего образования Российской Федерации Татьяна Николаевна Клюева (Самара); сопредседатель Методического совета психологического сопровождения образования Ирина Вениаминовна Кузнецова (Ярославль); научный руководитель проекта «Психологическая подготовка к ЕГЭ» Марина Юрьевна Чибисова (Москва);  автор технологии психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в школе с 1 по 11 класс Людмила Аполлоновна Ясюкова (Санкт-Петербург). Модератор: Марина Григорьевна Ермолаева – кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и андрогогики СПбАППО. Дискуссия охватывала большой круг вопросов, волнующих специалистов, работающих в сфере образования – роль психолога в современной школе, его статус, требования и запросы, которые предъявляются к нему обществом, увеличение проблем с обучаемостью у современных детей. Участники критически обсудили существующие школьные программы, многие высказались о том, что сталкиваются,  в связи с ними, с большим количеством сложностей в практической работе.

Л.А. Ясюкова сказала о том, что психолог должен действовать, исходя из реальной ситуации: «Он должен знать достоинства и недостатки программ, оценивать возможности педагогов и заниматься с ребенком, развивая понятийное мышление – тогда школьник сможет успешно учиться по любой программе». В ходе дискуссии  специалисты пришли к выводу, что необходимо просвещать органы власти о том, какую помощь психолог действительно может оказывать школе, за что он не отвечает, повышать свой статус, учиться презентовать свою работу более грамотно, развернуто и открыто. Психологам нужно больше общаться в рамках профессионального сообщества на разных уровнях, используя Интернет для контактов, чтобы находить ответы на сложные вопросы, делиться опытом, поскольку специалистам остро не хватает федеральной кооперации. Трагический случай в московской школе потряс сообщество, участники дискуссии выразили надежду, что может быть создан некий центр быстрого реагирования психологов, которые могли бы превентивно работать в ситуациях риска и вносить свой вклад в предупреждение подобных случаев.

Эта громкая общественная тема в дальнейшем обсуждалась и на круглом столе «Разрушительное поведение у подростков: диагностика, предотвращение, границы психологической помощи». Ведущие: генеральный директор Фонда кризисной помощи детям и подросткам «Новые шаги» Ирина Алексеевна Алексеева; психолог-консультант Фонда кризисной помощи детям и подросткам «Новые шаги» Андрей Валерьевич Зыков; председатель правления благотворительной общественной организации помощи детям и подросткам «УПСАЛА» Анна Михайловна Раскина. Ведущие дискуссии пригласили всех присутствующих поделиться своими размышлениями о том, что именно они считают первопричиной внезапной агрессии подростков. Было выражено множество разных мнений: речь шла о влиянии семьи, о непонимании в школе, о запугивании сложностью экзаменов ГИА и ЕГЭ, о возможных психических нарушениях… Специалисты представили статистику, согласно этой информации большинство убийств совершается  подростками с девиантным поведением, а убийства, подобные тем, которые произошли в Москве – случаются, к счастью, достаточно редко. Совершают массовые убийства (согласно исследованию источников в других странах) подростки из относительно благополучных семей, которые не пользуются популярностью у сверстников, иногда становятся жертвами травли. Возможно, главный мотив – самоутверждение и проявление власти. В ходе дискуссии участники пришли к выводу, что паталогическая обстановка, которая зачастую создаётся в школе, где поощряется конкуренция между детьми, не позволяет подросткам удовлетворить одну из базовых потребностей для этого возраста – потребность в принадлежности к группе, где они могут реализовать себя и обладать определенным статусом. Фрустрированность, возникающая у многих подростков, гораздо чаще приводит не к убийствам, а к суицидам – ещё одной проблеме, вызывающей большую озабоченность психологов. По итогам дискуссии была определена одна из главных задач, стоящих перед психологами, работающими в сфере образования: необходимо создать предпосылки для того, чтобы учителя и школьная администрация увидели те опасности, которые таятся в игнорировании эмоциональных потребностей детей. Чтобы они сделали своим приоритетом не только успеваемость, но и создание здорового психологического климата в школе.

Сильнейший стресс зачастую переживают ученики в ходе подготовки к выпускным экзаменам: давят ожидания родителей и учителей. На мастер-классе «Психологическая подготовка к итоговой аттестации (ГИА и ЕГЭ) в условиях ФГОС» научный руководитель проекта «Психологическая подготовка к ЕГЭ» Марина Юрьевна Чибисова поделилась с участниками практическими приемами, которые школьный психолог может использовать для того, чтобы помочь выпускникам психологически подготовиться к экзаменам. Специалист должен выявить те индивидуальные проблемы, которые могут возникать у учеников в каждом конкретном случае, грамотно взаимодействовать с родителями и учителями, обозначить границы ответственности психолога и дать возможность детям потренироваться, чтобы снизить стресс, поверить в себя и подойти к экзаменам в оптимальном психоэмоциональном состоянии.

На интерактивном семинаре «Психолого-педагогическое сопровождение ФГОС в дошкольных образовательных учреждениях» Алла Германовна Думчева, Галина Борисовна Монина и Ольга Николаевна Мостова  поделились с участниками конкретными приемами работы, которые могли бы помочь в решении одной из самых сложных задач, которую ставят новые ФГОС: сформировать и затем оценить личностные свойства детей. Участники Саммита смогли опробовать новые технологии с помощью небольших упражнений и примеров".

Психологический клуб - место общения профессиональных психологов. Добро пожаловать!