На главнуюОтправить письмоПоиск по сайту
Вход для членов клуба:
Сегодня родились:
Донецкая область, пгт Великая Новоселка
Ростов-наДону
Днепропетровск
Норильск
Тобольск
Норильск
г.Армавир
Новосибирск
Арзамас
Москва
Москва
Москва
Иваново
Мурманск
Минск
Донецк
Москва-Ульяновск
Санкт-Петербург
Сибирцево
Хабаровск
Черкесск
Г.петропавловск-камчатский
Владимир
Тверь
Лида
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Калуга
Санкт-петербург
Шира
Прага
Санкт-Петербург
Ачинск
Москва
Хабаровск
Поздравляем!

Судьба науки психологии в России от начала 20 до начала 21 века.

Страницы сообщений:  1  2  3  4  5  6  7  8
АвторСообщение
Сальникова Нина
Санкт-Петербург
Сообщений: 311
Среда, 23.04.2014, 16:59 | Сообщение #61

Психологичекая наука в России. -

Несколько слов к необъятной теме...

Мне посчатливилось работать в психологической лаборатории, созданной Б.Г.Ананьевым (Институт вечерних (сменных) школ был преобразован затем в Институт непрерывного образования РАО.

Ананьев Б.Г. - исключительный человек. (Разрешалось посещать защиты диссертаций студентам. Я редко пропускала защиты. - Вот выступает докладчик: мало что понятно. Но вот выступает Борис Герасимович, и становится ясным: где, когда, какую роль сыграет данное исследование...).

Училась на вечернем, работала лаборантом: проводила диагностику по всем методикам, обрабатывала материал, рисовала графики.

Это, действительно, была наука. Настоящие исследования, настоящие ученые. Все кипело, мысль бурлила. Споры, семинары, свои программы и завиральные идеи! Читали книги, был отдело переводов зарубежной литературы. Главный результат работы нашей психологической лаборатории:

ИДЕЯ НЕПРЕРЫВНОГО РАЗВИТИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ И САМООБРАЗОВАНИЯ - ключевая для всей системы образования. и Это - открытие научное. Эта идей, должна и может быть основой системы образования от детского сада до позднего взрослого возраста. Эта идея как-то развивается...

ВТОРАЯ ИДЕЯ, столь же важная, но недооцененна, сформулирована И.Кантом "Меня поражает звездное небо над головой и нравственный закон внутри нас". Идея ПОДТВЕРЖДЕНА НАУКОЙ (метод вопросов). - Суть: НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН СУЩЕСТВУЕТ ВНУТРИ КАЖДОГО ИЗ НАС. Предлагается самому сделать открытие,  выполнив задание "20 шагов", приписываемое  Мэрилин Аткинсон (я не нашла в литературе, кому же действительно принадлежит эта идея-методика).

12 лет провожу это задание в Петербурге с детьми и взрослыми. Адаптировала методику. Результаты похожие.

- Первый вопрос: "Что ты хочешь больше всего СЕЙЧАС?" - ответы разные.

- Второй вопрос: " А что это тебе даст, зачем тебе это нужно?"

Ответы также разные...

И тд. - 20 раз.

На 20-м вопросе 80-90% участников диалога отвечают одно и то же! (Нравственное, позитивное, прекрасное). 18-8 % приходят к этому же результату на 5-35 вопросе.

Попробуйте!

Если эта НАУЧНО ПОДТВЕРЖДЕННАЯ идея верна, то она также должна стать основополгающей в системе образования и самообразования с нуля до...

Вам интересно? Могу продолжить...

 

 

 

 

Чупров Леонид
Черногорск
Сообщений: 994
Среда, 23.04.2014, 17:25 | Сообщение #62

Нина, на конференцию отзывы не нужны. Особенно на краткие материалы Там своя рецензионная группа. Если будет хотя-бы один отзыв внешнего рецензента - это значительно облегчит ей работу. Если не будет внешней рецензии - ну напрягемся сами. Мы можем на внутренних резервах обеспечить рецензирование по педагогике, психологии (и даже медицине) не только материала неостепененного автора-практика, но и доктора наук.

Вопрос: "Надеюсь, что книгу (материалы конференции) можно будет купить?".

ОТВЕТ. Промежуточные сессии этой конференции длиною в год - онлайновые сборники с бесплатным скачиванием. В печатном журнале есть раздел этой конференции. Оплата как обычно - 200 рублей за страницу + 100 рублей за пересылку по России одного экземпляра. Лучшие материалы выйдут в коллективной монографии, но пока до конца года вопрос платности (как и включенных материалов в нее) в подвешенном состоянии. Не исключена надежда на то, что авторы лучших материалов (включенных в коллективную монографию) понесут лишь оплату почтовых расходов.

Чупров Леонид
Черногорск
Сообщений: 994
Среда, 23.04.2014, 17:47 | Сообщение #63

Нина (и будущие участники), дедлайн объявлен на 27 апреля, но мы можем (и даже будем вынуждены) перенести его на более позднее время. Просто один автор из США предоставит материал только в конце мая. Выпуск бумажного журнала №2 все равно только в конце июня - начале июля (первый номер уже забит под завязку). Но ондайновую версию маериала мы иногда (когда автору срочно требуется для "Высокой ВУЗовской" отчетности) размещвем раньше в виде временного файла. После выхода бумажного издания временный файл заменяем постоянным с указанием страниц (по бумажному) или выходных данный сетевого размещения издания оригинал-макета.

Ефимова Алла
Саратов
Сообщений: 1020
Среда, 23.04.2014, 20:15 | Сообщение #64

Нина. Расскажите, если информированы, как в СССР учитывали законы психологии при написании школьных программ и учебников?

Сальникова Нина
Санкт-Петербург
Сообщений: 311
Среда, 23.04.2014, 22:39 | Сообщение #65

Алла, о школьных учебниках и программах немного знаю. Но то, что знание психологии использовались, это точно.

Ефимова Алла
Саратов
Сообщений: 1020
Четверг, 24.04.2014, 11:08 | Сообщение #66

Я тоже, тем более, ничего не знаю, но реконструирую по воображению и по анализу самих учебников, программ и результатам обучения в СССР. Считаю, что при минобразе была лаборатория (или институт) где специалисты: физиолог, психолог, методист, предметник писали один на всю страну учебник, учитывая возраст, уровень развития, возможности мозга, ориентируясь на среднего (или чуть ниже) ученика. Анализируя уровень понятности текста, доступной трудности (зону ближайшего развития по Выготскому), рассчитывая возможность самостоятельного выполнения домашних заданий, при этом время выполнения для возраста укладывалось в физиологические нормы. 

Время обучения и формирования одного навыка (письма) также учитывалось. И предусматривалось достаточное для формирования устойчивого, качественного, на уровне установки, не требующей сознательного контроля.

Чупров Леонид
Черногорск
Сообщений: 994
Четверг, 24.04.2014, 11:36 | Сообщение #67

Сомое главное достижение периода СССР было в том, что Министерства образования и науки, возглавляемого целую эпоху бывшим министром промышленности, не было. Были Министерство Просвещения РФ, Министерство образования СССР, Госкомитет по науке и технике, в Министерстве просвещения работал замминистра А.Г.Асмолов. ВАК был независимой организацией при Совете министров СССР, а не в составе того же МОН РФ.

Ефимова Алла
Саратов
Сообщений: 1020
Четверг, 24.04.2014, 11:50 | Сообщение #68

Мне кажется, организационная структура может быть разной. Главное- чтобы она была эффективной. И к тому же это тоже преррогатива психологии - создание эффективных структур управления. А у нас и здесь науку психологию не используют, потому что ее, по сути, нет в стране. Не считая частных увлечений, вроде наших с вами дискуссий.

Сальникова Нина
Санкт-Петербург
Сообщений: 311
Четверг, 24.04.2014, 12:40 | Сообщение #69

Алла, было много институтов в  оветсткое время: НИИ содержания и методов обучения, НИИ психофизиологии...

С некоторыми из этих ученых я встречалась лично. Уровень недосягаемый (для меня)...

Вы можете найти в Интернете перечень НИИ...

Один из лучших знатоков психологический достижений, воплотивший эти знания в практику - Михаил петрович Щетинин (авторская школа в Текосе, Краснодарский край).

Организационная структура может быть разной. Да, но.

В нашей школе учится ребенок, у которого три  почки (природа пробует новые варианты развития)... Но есть оптимальное количество для сохранения рода человеческого - устоявшееся - две. Так и в организации... Есть оптимальные варианты...

Важнее всего - руководители - личность, уровень ее  общей культуры... Наш Б.Г.Ананьев (создвший факультет психологии в Петербурге), 5! лет бесплатно работал в Институте вечерних школ... (тогда он назывался немного по-другому). Затем ему дали лабораторию, затем он стал директором Института, деканом ф-та  психологии.

 

 

 

 

Ефимова Алла
Саратов
Сообщений: 1020
Четверг, 24.04.2014, 12:45 | Сообщение #70

Нина А сейчас где эти институты?  Шалва Амонашвили тоже был яркий представитель теории и практики школьного обучения, но, по-моему, его и в советское время не очень жаловали, а сейчас и подавно. Так вы, Нина и не высказались в вопросе "Закон о психологии". А вы, зная всех корифеев, может быть, лучше многих могли бы описать суть проблемы и изложить президенту. 

Чупров Леонид
Черногорск
Сообщений: 994
Четверг, 24.04.2014, 13:23 | Сообщение #71

Вот Амонашвили я бы постеснялся упоминать. Были достижения, был почет, да весь вышел. Да, что Шалва Анатольевич? Фишер тоже, подсев на сектанский наркотик прекратил свой путь в шахматах.

Анализом программ занимались действительно в НИ Институте содержания и методов (но это был один из послених новый НИИ в СССР), а пристальнее всего в НИИ физиологии детей и подростков. Для спецшкол - НИИ дефектологии. Интересно, что оба института находились напротив друг друга через маленький скверик.

Чупров Леонид
Черногорск
Сообщений: 994
Четверг, 24.04.2014, 13:27 | Сообщение #72

ЦИТАТА: "зная всех корифеев, может быть, лучше многих могли бы описать суть проблемы и изложить президенту".

А потом долго объясняться, как тот кардиолог, что написал письмо и получил по полной программе от местного начальства, пока Президент не сказал, типа "Хватит".

Сальникова Нина
Санкт-Петербург
Сообщений: 311
Четверг, 24.04.2014, 14:26 | Сообщение #73

Алла, Институты сделали свое дело: информация есть в публикациях, есть люди, знавшие первопроходцев. Была Волна.

Будет и другая Волна. Нужно быть готовым к ней.- Очень давно, лет 12 назад, мой умнейший и неравнодушный знакомый говорил, что надо поговрить с Путиным о... Представьте. через полгода он сулчайно-неслучайно встретился с В.В.Путиным (вот она сила мысли!). Но к разговору мой знакомый не был готов!

ЗАКОНЫ. Сейчас работаю в областной школе: как много проблем и трудных ситуаий оказалось возможным решить в правовом поле. 

Алла, это важно! Действуйте! Обращайтесь к Асмолову, Решетникову, ....

Напишите статю с предложениями для участников САММИТа!

Помочь готова всегда: будет текст, присылайте.

Обратите внимание на всем очевидное значение психологии в помощи  людям в экстремальных ситуациях и др.

А я, спасибо за предожение участвовать, очень хорошо знаю свои возможности (кстати большие) и невозможности.

Предлагаемый вами путь красиво описан Леонидом.

 

Ефимова Алла
Саратов
Сообщений: 1020
Четверг, 24.04.2014, 14:44 | Сообщение #74

Нина, спасибо за поддержку. Я написала свои мысли в теме " Закон о психологии", но их почему-то убрали. Как я настоящую ситуацию с наукой психологией в России понимаю, что Путин, претндует на передовое научное положение России в мире, но одна из главнейших для людей наук у нас в России просто не признается наукой. Вы согласны с этим? Ее не трогают (в институтах), но и не используют на государственном уровне? Или используют неформально необязательно, кому как выгодно? Так или нет?

Сальникова Нина
Санкт-Петербург
Сообщений: 311
Четверг, 24.04.2014, 15:12 | Сообщение #75

Алла, Вы можете написать модератору (случайно ли убрали Ваш материал). Обычно объясняют.

До сих пор я полагала, что психология - наука (см. название психологических конференций). Вспомним, что есть  доктора и кандидаты психологических НАУК...

На курсах управления на высоком уровне, знаю точно, из первых рук, психологическое сопровождение, обучение,  эффективно. Заметьте, существует, принимается, признается. Востребовано.

Такое впечатление, что есть еще какой-то неявный вопрос в Вашем вопросе...

 

 

 

 

 

Ефимова Алла
Саратов
Сообщений: 1020
Четверг, 24.04.2014, 20:22 | Сообщение #76

Нина, как тогда вы можете объяснить, что реформу образования провели просто проигнорировав законы психологии обучения, воспитания, развития, возраста и т.д.?

Сальникова Нина
Санкт-Петербург
Сообщений: 311
Четверг, 24.04.2014, 20:39 | Сообщение #77

Объяснить не могу, а предположить - да.

Но... поезд ушел. Главное - что можно сделать теперь. И конкретно Вы, я... И все желающие... Чтобы горький вывод о современной ситуации  "Живой человек в школе не нужен" (см. Психол.газету) относился только к прошлому, начались позитивные перемены.

Думаю, наиважнейшая тема: понятия "душа", "психика", "сознание" и др. и форма предъявления идей (ярко, кратко, доступно).

Те люди, которые могли в свое время предотворатить то, что происходит сейчас в образовании, упустили время.

А то, что в школе беда как тяжело - в хороших школах, заметьте, я знаю не понаслышке.

 

 

Ефимова Алла
Саратов
Сообщений: 1020
Четверг, 24.04.2014, 21:27 | Сообщение #78

Поезд еще не пришел. Может от этого и плясать в Законе о психологии-на подпись президенту, что каждому ребенку в школе плохо, потому что в нашей стране психология - не наука.

Сальникова Нина
Санкт-Петербург
Сообщений: 311
Четверг, 24.04.2014, 21:50 | Сообщение #79

Есть дети, которым хорошо в школе. До 5-6 класса. Если их любят учителя и родители. Если интересно.

 

Ефимова Алла
Саратов
Сообщений: 1020
Пятница, 25.04.2014, 09:40 | Сообщение #80

На единичных детей и до 5-6 класса? А дальше все равно плохо? Значит я все-таки правильно выразилась, что детям в школе плохо. И что нам ждать от детей в связи с этим? А мы уже этого дождались. Слава богу, пока не в такой массовой форме. Это не заденет нашу власть, думаете?

Страницы сообщений:  1  2  3  4  5  6  7  8

Психологический клуб - место общения профессиональных психологов. Добро пожаловать!