На главнуюОтправить письмоПоиск по сайту
Вход для членов клуба:
Сегодня родились:
Киев
Ростов-на-Дону
Ангарск
Санкт-Петербург
Москва
Смоленск
Санкт-Петербург
Ростов-над-Дону
Санкт-Петербург
Санкт-петербург
Смоленск
Москва
Подольск
Санкт-петербург
Чебоксары
Санкт-Петербург
Барнаул
Тверь
Москва
Санкт-петербург
Харков
Отрадная, Россия
Ветлуга
Ртищево
Поздравляем!

Открытое письмо украинских психологов российским коллегам(архив)

Страницы сообщений:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17
АвторСообщение
Смирнова Юлия
Санкт-Петербург
Сообщений: 403
Вторник, 18.03.2014, 18:31 | Сообщение #81

Уважаемый Леонид, ответ на Ваш вопрос - в личном сообщении. В дальнейшем все вопросы по модерации прошу отправлять личным письмом.

Смирнова Юлия
Санкт-Петербург
Сообщений: 403
Вторник, 18.03.2014, 18:43 | Сообщение #82

Юрий, спасибо Вам, что напомнили о ссылке на материал «На Украине началась психическая эпидемия», он возвращает нас к теме психологического состояния украинцев. Хотелось бы, чтобы украинские коллеги, которые работают в кризисной психологии, как-то прокомментировали, рассказали о том, сколько, по сравнению с периодом до Майдана, сейчас обращается людей в кризисные центры, какая помощь им оказывается.

Тявин Юрий
Магнитогорск
Сообщений: 762
Среда, 19.03.2014, 05:00 | Сообщение #83

Вчера по ТВ в "Пусть говорят" прозвучало мнение. На Майдане выполнялись практически в полном объёме языческие ритуалы. То есть мы имеем дело с неоЯзычеством. Интересен вопрос. Это стихиное творчество масс или некий Режиссёр зараннее это продумал и: был начерчен магический круг, построена крепость, установлены боевые барабаны к ним  организованна  сменяемая команда  барабанщиков, и постоянное Огневое Шоу. Это стихино  проявившийся архетип или зараннее вычисленый и превнесённый. Кстати. все языческие ритуалы заканчиваются оргиями, поищите в ю.тубе. - возможно СБМ не полностью проконтролировала вуайеров с камерой.

Чупров Леонид
Черногорск
Сообщений: 994
Среда, 19.03.2014, 05:26 | Сообщение #84

Юрий, к таким шоу, как "Пусть говорят", "Битва экстрасенсов", "Дом 2", "Перезагрузка" и т.п. надобно относиться с большой большой осторожностью. Это передачи по промыванию мозгов. Своеобразная "пятая колонна" на телевидении.

 

Чупров Леонид
Черногорск
Сообщений: 994
Среда, 19.03.2014, 06:36 | Сообщение #85

Лично я не верю, что Майдан - стихийное творчество масс. Талантливо срежессировано. И та же массовка, сменись кукловод, прояви любая из заинтересованных в конфликте сторон жесткость, даже не примени силу, а только побряцай оружием, как вчерашние же Укропатриоты будут орать "як мы вас, хлопцы, чикалы"!

Чупров Леонид
Черногорск
Сообщений: 994
Среда, 19.03.2014, 07:14 | Сообщение #86

Юрий, а давайте с Вами выйдем за границы первоначального представления о ситуации. Спасибо шоу "Пусть говорят". Нет революции, нет даже госпереворота, только признаки. Есть такое действо, как театр на улице, помните. Есть известные во всем мире карнавалы: Венецианский, в Рио-де-Жанейро и т.п. А тут мы имеем просто карнавал по-киевски. А вот вопрос о режессере, как и в каждом спектакле: "Прекрасная пьесса, прекрасная игра актеров. Браво, Брависимо!", а о режессере ни слова. Как и о том, откуда гроши. Тянутся "пограничники", "амбулаторные" и с явной клиникой циркулярного к Майдану. Так и к любому шоу тянутся. И Асклепий циркулярный театром лечил. А Вы все об архетипах, бессознательном. Мистерия, театр на улицах, карнавал по-киевски.

Тявин Юрий
Магнитогорск
Сообщений: 762
Среда, 19.03.2014, 12:11 | Сообщение #87

Леонид, давайте тогда уточним понятие - Архетип. Карл Густав, вслед за ЗФ, обратил внимание на сходство ритуалов архаических культур с клиникой неврозов и психозов, на этом основании он предположил наличие в бессознательном неких клише которые могут быть активированны в тех или иных условиях. Выявленные им Типичные клише он назвал - архетип. То есть архетип это некая генетически детерминированная структура бессознательного, точнее типичное проявление генома в условиях конкретной культуры.  По этим признакам "Карнавал" является архетипом - типичным, для определённой культуры, способом разрядки социальнонеобходимого напряжения  и имеет в своей основе некий типичный - Мистериальный  сценарий. Если "Карнавал по Киевски"  режиссура, то нам с вами останется снять шляпу перед уровнем  психологических знаний того, кто это срежиссировал.  Я не культуролог, и сценарий Мистерии встречал лишь у Юнга - Элевсинская Мистерия. Сбор, путь, жертвоприношение младенца, оплакивание, явление Великого жреца, явление Юной Жрицы, священный секс. Возрождение.  По прохождению ритуала стойко исчезал Страх Смерти - длительная эйфория. Многие из составных частей описанного ритуала были выполнены в Карнавале по Киевски.  Эффект тот же. Мы можем с большой долей уверенности сказать, что постмистериальный эффект будет достаточно длительным.  Так, что думаю, у нас с вами расхождения только в терминологии. хотя я всё же склонен считать, что в данном случае присутствовала спонтанная режиссура, правило невротического  отреагирования в ПА, чем дальше идет анализ тем более явным становится первичный позыв лежащий основе симптома. 

 

Чупров Леонид
Черногорск
Сообщений: 994
Среда, 19.03.2014, 20:08 | Сообщение #88

Если мне не изменяет память, то притягивать З.Ф. к учению об архетипах не совсем корректно. К.Юнг пришел в группу З.Ф. из мистицизма и, в принципе, так и пронес "родимое пятно" мистика до конца своего творчества.

Бирон Богдан
Одесса
Сообщений: 5
Среда, 19.03.2014, 23:41 | Сообщение #89

Дорогие российские коллеги!

В свое время мы с моим научным руководителем Натальей Владимировной Родиной подробно исследовали взаимосвязь аномической деморализованности с совладающим поведением личности и предложили системную модель, описывающую формирование копинг-поведения у аномической личности. Благодаря специалистам Института социологии НАН Украины в нашей стране регулярно измеряется уровень аномической деморализованности. При обзоре литературы мы, в частности, обратили внимание на то, что тенденция к снижению уровня аномии в обществе наметилась в период Оранжевой революции, зафиксировав формирование благоприятных тенденций общественного развития. Однако украинское общество так и не вышло из состояния аномии и не прибрело характеристики гражданского. Рассмотрим последние события сквозь призму такого социально-психологического феномена, как аномическая деморализованность. В связи с этим хотелось бы попросить ознакомиться со статьей Е.И. Головахи и Н.В. Паниной «Постсоветская аномия: особенности выхода из состояния анемической деморализованное в России и на Украине» http://ecsocman.hse.ru/data/2010/08/25/1214987107/Golovaha.pdf,

вышедшей еще в 2008 году и дающей ответы на актуальные вопросы, обсуждаемые здесь на форуме, а также с некоторыми моими комментариями по данной теме.

1. О предпосылках Евромайдана.

Майдан – это уникальное явление украинской политической культуры. Его периодическое  возникновение вызвано тем, что в Украине политическая субъектность масс является крайне высокой. И поэтому различные конспирологические теории, гипотезы о «психических эпидемиях», рассуждения о «срежиссированности» народных протестов, а также откровенное манихейство, представляющее нашу страну полем битвы сил «добра» и «зла», выглядят малоаргументированными попытками объяснить беспрецедентную в новейшей истории Украины активность населения. Авторы цитируемой статьи указывают, что «в России последнее слово всегда остается за "Кремлем", тогда как на Украине - за "Майданом". Это связано с рядом факторов, коренящихся в особенностях истории, культуры и психологии двух братских народов». В частности, это объясняется доминирующим отношением населения к власти и оппозиции. «В России по давней традиции верховный правитель наделяется сакральными чертами…. Украина этих традиций не имеет. Верховным правителем - гетманом - тут можно было стать только посредством выборов, а это исключало возможность сакрального отношения к власти. Гетманов выбирали "на майданах", там же их переизбирали, а то и попросту низвергали, если они не могли совладать с буйными избирателями». Поэтому давайте не изменять научному подходу в оценке социально-психологических явлений, уважать исторически сложившиеся особенности наших политических культур, понимать их и не пытаться навязывать свои стандарты друг другу.

2. О потенциальной радикализации и экстремизме.

В российских масс-медиа огромное внимание уделяется политической партии «ВО Свобода» и военно-патриотическом обществе «Правый сектор». Данным организациям навешиваются ярлыки неофашистких, ультранационалистических и т.д. Однако следует отметить, что в своих программных документах эти организации, руководствуясь «защитой государственных интересов Украины», нигде не ратуют за дискриминацию граждан Украины

по этническому, конфессиональному или языковому признаку. Более того, финансирование партии «ВО Свобода» осуществляется олигархами разных национальностей, а «Правый сектор» представлен как украиноязычными, так и русскоязычными членами в примерной пропорции 50/50. Тем не менее, никто в российских СМИ не пишет об организациях, которые действительно являются фашистскими, расистскими или антисемитскими. Они, хотя и являются малочисленными, но, к сожалению, имеются у нас. Более того, члены этих группировок поддерживают активные контакты со своими российскими единомышленниками. И совместными усилиями наших двух государств можно было бы бороться с ними. Следует обратиться к публикации уважаемых ученых. Е.И. Головаха и Н.В. Панина пишут, что «…противоречия между элитой и массами, а также региональные различия в поддержке различных геополитических перспектив Украины обеспечивают необходимый для стабилизации переходного общества потенциал поиска компромиссных политических решений». Так что сложившаяся традиция поиска политических комромиссов делает напрасными опасения в отношении радикализации украинского общества на данный момент.

3. О текущей ситуации.

Трансформация российского общества и уход от аномической деморализованности тесно связан с ностальгированием по былому могуществу Советского Союза. Авторы статьи пишут, что «в элитарном и массовом сознании России обретенная государственность не получила самоценности и полноценности, поскольку она стойко ассоциируется с утратой пространства национальной самореализации, с "фантомными болями", связанными с потерянными частями бывшего союзного государства». К несчастью такой «фантомной болью» России оказался наш Крым.

Заключение

Выше я выразил свое мнение как ученый. Как гражданин Украины я очень прошу вас, уважаемые российские коллеги, требовать от вашего правительства вывода войск с территории моей страны. Я отец троих детей. Мои дети ценят Россию не за военную мощь, а за Пушкина и Гагарина. Но сегодня они видят, что их сверстники вынуждены покидать Одессу и переезжать вглубь Украины, опасаясь российской армии. Я не хочу, чтобы поутру они будили меня вопросом: «Папа, а нас еще не оккупировали?» Подумайте о том, что для нового поколения украинцев интерес к России, как к стране великой культуры и передовых научных достижений, может быть утрачен навсегда. Спасибо.

Чупров Леонид
Черногорск
Сообщений: 994
Четверг, 20.03.2014, 00:18 | Сообщение #90

Богдан, молодец! Это то, что мы ждали.

Действительно, мы как-то подзабыли прозорливость величайшено гуманитарного психолога Н.В.Гоголя, но согласитесь, традиции традициями, но новое время требует и интеграции в него. Слабая власть с бегающим президентом - угроза для государства.

А вообще. Жду статью. Опубликую бесплатно. Красивые вещи бесценны.

Бирон Богдан
Одесса
Сообщений: 5
Четверг, 20.03.2014, 01:30 | Сообщение #91

Спасибо Вам большое за предложение, Леонид Федорович! Детали хотел бы обсудить с Вами по электронной почте. 

Тявин Юрий
Магнитогорск
Сообщений: 762
Четверг, 20.03.2014, 10:11 | Сообщение #92

Уважаемый Леонид. Всё же давайте будем последовательны. Сначала был З.Ф. , а потом К.Г.Ю.  и именно ЗФ впервыеобратил внимание на сходство (см. Тотем и Табу ) . Но вопрос не в первородстве. Вопрос в методике - Архетипический анализ социальных процессов. Это уже неоюнгианство. это уже Д.Ш.Болен. и др. А по первой моей теге с которой и завязалась наша с вами дискуссия. вчера весьма наглядная иллюстрация по ТВ. "Принуждение исполняюшим обязанности министра культуры Украины ..... , ген директора 1 укр. ТВ канала.....  к написанию заявления об увольнении". Классная иллюстрация. 

Второе. Богдан Бирон вполне и хорошо владея логикой  слегка передёргивает - он сам себе противоречит утверждая, что уркраинцам свойственно Майданное право ( на Руси это называлось Право Мира) и в этом является их коренное отличие от Царских Великорусов, он незаметно, при рассуждениях о Украине говорит о ней как о МоноНациональной стране - стране архаического Майданного Права, как бы забыывая, что практически половина Украины это Новороссия - земля заселённая Великороссами с их склонностью к сакрализации центральной власти. Майданное право на Руси последний раз было применено при воцарении Михаила Романова, дальнейшие попытки его применения назывались Бунтами и жестоко подавлялись, хотя рецидивы его продолжались в течении всего 18 века в виде Права Гвардии.  Думаю, что нам как бы пристало попытаться представить развитие политической ситемы социумов в историко-психологической динамике и попытаться выявить взаимосвязь формы политической организации от структуры психики данного этноса.

Смирнова Юлия
Санкт-Петербург
Сообщений: 403
Четверг, 20.03.2014, 10:31 | Сообщение #93

Здравствуйте, Богдан! Замечательно, что Вы присоединились к дискуссии. Спасибо за развернутую позицию и за ссылку. Будем рады опубликовать Ваше научное исследование на страницах "Психологической газеты", присылайте. Подробнее о правилах публикации - здесь

Чупров Леонид
Черногорск
Сообщений: 994
Четверг, 20.03.2014, 15:19 | Сообщение #94

Юрий! Да простят меня модераторы за столь шаловливую эпиграмму на психоаналитическую тему.

Российское ухо к психоанализу глухо,

Россиянин понимает лишь то , что «per oris» принимает,

Европа же диаметрально, признает все что «анально»,

А вот штаты исторически и «анально», и «фалически».

Ну, вот исторически и в силу образа жизни до россиянина можно достучаться куском колбасы и поллитрой. На этом хоошо спекулируют всякие распространители БАДов: "жри и худей". Среди российских психологов были и ученики З.Ф. и просто заочные последователи (А.Р. Лурия), но психоанализ не привился на российском клиенте. По этой причине и я, и многие посетители сего форума Вас понять не смогут. Ну. будем надеяться (по Маековскому), что дети пойдут не в нас и поймут.

Тявин Юрий
Магнитогорск
Сообщений: 762
Четверг, 20.03.2014, 15:46 | Сообщение #95

Чтож Леонид, конечно жаль,  что, при всей вашей просвещённости,  вы не осилили базовых основ Психоанализа, и Карл Густав вам как то показлся заумным. Вопрос почему - оставим на совести Сопротивления. Почему советская бюрократическая психология не приемлела "буржуазной псевдонауки - психоанализа" - отдельная тема. Кстати, наш ректор выступил с весьма неплохой статьёй по интересующей нас теме на страницах "Психологической Газеты", - почитайте.  А вот если . что непонятно, то и справшивайте - не стесняйтесь, человеку язык дан не только для забалтывания истины.

Кузовкина Майя
Сообщений: 1
Четверг, 20.03.2014, 18:37 | Сообщение #96

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Прочла ваши интересные мнения, решила тоже немного поучаствовать, но не с позиции теоретика, а с позиции практика, беря за основу принцип Оккама, немного модифицированный мною: самая сложная задача может иметь простое решение, нужно только выйти за рамки предложенных условий.

Немного о себе, чтобы вы поняли мою позицию. Я живу в Казахстане, в г. Алматы. Извините, Богдан, но Майдан - совсем даже не уникальное явление на бывшем постсоветском пространстве. Мы пережили смену власти с выходом на площадь еще в декабре 1986 года, следствием которого стал приход к власти нашего нынешнего президента Нурсултана Назарбаева. Были беспорядки, были жертвы, была волна протестных настроений и последовавшая за ним волна страха, беспокойство и переселение части этнических русских в Россию. Хотя никаких предпосылок для этого переселения не было, и прошедшие годы убеждают меня в этом. Не было гонений ни по национальному, ни по языковому признаку, но если быть совсем уж честной, эти настороения начались намного позже и к сожалению, сейчас имеют место быть, хотя и не в глобальных масштабах.

Так вот, конечным итогом нашего майдана стало отделение Казахстана от СССР и приобретение государственного суверинетета. Оценивать это событие с точки зрения "хорошо-плохо" нет смысла, это нормальное течение процесса мировых цивилизаций, переформирование политической карты мира. Изменение границ, возникновение новых государств - естественное состояние.

Как стоит вопрос по Украине? Единственная задача, которая сейчас формируется в мировом мышлении - давайте убьемся, но сохраним территориальную целостность Украины. И эта задача до сих пор ставится как единственная, даже не смотря на результаты референдума, проведенного в Крыму.

Представьте, что вы консультируете семейную пару на грани развода. Один из супругов совершенно уверен в том, что развод - единственное решение для прекращения постоянных конфликтов. Но второй супруг по разным причинам (не мне объяснять вам, по каким именно) прилагает все усилия, чтобы брак сохранить и привлекает к этому остальных членов семьи, близких и дальних родственников, друзей, соседей. И все они в силу каких-то факторов имеют убеждение, что развод - это плохо, нужно любой ценой сохранять семью, хотя семья существует чисто формально. А если супруг, не желающий развода, имееет силу и способы давления на желающего уйти, и при этом не идет ни на какие компромиссы, то ситуация становится совершенно критической для другого.  

Как быть в этой ситуации психологу? Если психолог имеет внутренние убеждения, что сохранить семью - это хорошо, а развод - это плохо, то у желающего сохранить семью станет на одного помощника больше, а второй супруг подвергнется дополнительному (уже профессиональному) давлению. Если станет на другую сторону - не обвинят ли его в том, что он страдает синдромом Спасителя? 

Как быть в ситуации, когда государство, в прошлом - единая семья, разделилось на две стороны, одна из которых требует "развода"? И при этом горячо умоляет Россию помочь ей в этом? А вторая сторона не менее горячо требует "сохранить семью". Ясна позиция пришедших к власти - власть нужна им на всей территории, и за ценой они не стоят, потому что за их спинами очень весомая группа поддержки. У второй стороны такой поддержки нет, но она ее очень жаждет и, возможно, получит. Вот какой вопрос волнует меня - в компетенции ли психолога решать такую проблему? Какие инструменты он имеет для этого? Думаю по этому поводу следующее.

Психолог в состоянии детально оценить и проанализировать психологический климат и разобраться в причинно-следственной связи, но главное при этом - остаться эмоционально не заинтересованной в результате стороной. Если к какой-либо из сторон у него возникнет эмоциональное предпочтение, можно ставить крест на всей экологичности дальнейшей работы. Поэтому при всем моем уважении к украинским коллегам и их опыту, как поддерживающим новую власть, так и отрицающим ее - вряд ли вы, находясь в эпицентре конфликта, который затрагивает вас как граждан страны, способны найти компромиссное решение. По крайней мере, мне ясна позиция высказавшихся здесь коллег, которые под лозунгом "Мы должны помогать друг другу" пытаются склонить российских коллег... к чему? к тому, чтобы они использовали свое влияние на российских граждан? на российскую власть? Но ведь и у российских коллег тоже есть свои эмоции, ценности и убеждения, а когда одна из сторон конфликта льет грязь на третью сторону, обвиняя ее в необъективности и подверженности "влиянию российского СМИ", то это та же манипуляция сознанием. Уважаемые украинские коллеги, в данной ситуации вы - не психологи, вы - участники конфликта, вы один из супругов на грани развода, а когда вы являетесь эмоциональными заложниками ситуации, то создавайте вы хоть какую организацию по способам решения проблемы внутри, это будет всего лишь группа по интересам. И российские коллеги здесь такие же заложники эмоций, даже если у нас в Казахстане кипят страсти, то что творится на территории России.

Желаете помощи - привлекайте совершенно независимых экспертов, действительно третью сторону, никоим боком не участвующую в ситуации и упаси вас Бог давить на них своим мнением и рассуждениями. Оставайтесь если не беспристрастны, то хотя бы корректны.  

Родина Наталья
Одесса
Сообщений: 10
Четверг, 20.03.2014, 19:06 | Сообщение #97

Благодарю, Богдан Владимирович. Очень рада Вашему участию и приглашениям к сотрудничеству. Желаю всего самого доброго в дальнейшем профессиональном становлении. Полагаю, что сейчас имеет смысл вспомнить замечательное стихотворение поэта Бориса Левина.

 Мне с юности запомнилась строка,

С которой не могу не согласиться :
“Учитель, воспитай ученика,
Чтоб было у кого потом учиться.

Я благодарен всем учителям.
Их было, к сожалению, немного,
Кто наставлял, учил и направлял
И указал мне к знаниям дорогу.

Потом пришла пора учить других,
Всегда готовых задавать вопросы,
Упрямых, любопытных, молодых,
Весьма самоуверенных барбосов.

Ответишь им – и поумнел слегка,
Обсудишь  - и проблема разрешится.
Учитель, воспитай ученика,
Чтоб было у кого потом учиться.!

Я многому учился у друзей:
Спокойствию, достоинству и чести.
В походе с ними было веселей,
И главное – работать  легче вместе.

А годы шли, судьба играла мной
И объяснила как-то в день весенний,
Что, не поняв, уходят в мир иной
Защитники научных заблуждений.

Мысль с возрастом становится мелка.
Чтоб новь освоить, надо вновь родиться.
Так вот и воспитай ученика,
Чтоб было у кого потом учиться!

Я многому учился у жены:
Терпенью и семейному уюту.
А дети рассказали про штаны,
Про моду, калькулятор и компьютер.

Давно ли в карты с бабушкой играл?
Но самому уже не восемнадцать,
И, судя по всему, пришла пора
Вовсю учиться с внуками общаться.

Учить других куда как нелегко!
А жизнь идёт, и надо торопиться.
Успеть бы воспитать учеников,
Чтоб было у кого потом учиться.

Бирон Богдан
Одесса
Сообщений: 5
Четверг, 20.03.2014, 19:53 | Сообщение #98

Спасибо большое, Наталья Владимировна, за Ваши теплые слова!

Бирон Богдан
Одесса
Сообщений: 5
Четверг, 20.03.2014, 19:55 | Сообщение #99

Уважаемый Юрий Тявин! Вы абсолютно правы, что Украина – это многонациональная страна (да и мононациональные государства в эпоху глобализации – это большая редкость). По данным последней переписи населения основными этническими группами у нас являются украинцы (77,8 %), русские (17,3 %), белорусы (0,6 %), молдаване (0,5 %), крымские татары (0,5 %), болгары (0,4 %), венгры (0,3 %), румыны (0,3 %), поляки (0,3 %), евреи (0,2 %). Думаю, не совсем корректно связывать политическую культуру масс только с этнической принадлежностью – считать, что русским в Украине свойственен один ее тип, а украинцам – другой. Политическая культура государства формируется и развивается в рамках государства. Классический пример – Древняя Греция, где в Афинах и Спарте существовали абсолютно разные общественно-политические системы. Можно вспомнить и более современные примеры. Так этнические немцы и французы, являющиеся гражданами Швейцарии, характеризуются совершенно иной политической культурой, чем немцы Германии или французы Франции. Также ярким примером является различие политических культур в Северной и Южной Корее.

Бирон Богдан
Одесса
Сообщений: 5
Четверг, 20.03.2014, 19:57 | Сообщение #100

Уважаемая Майя Кузовкина! К сожалению, я недостаточно хорошо знаком с новейшей историей Казахстана. Однако огромного признания заслуживает тот факт, что в Вашей стране удалось сберечь межнациональный и межконфессиональный мир, а общество активно модернизуется, сохраняя при этом традиционные ценности. Но все-таки рискну выдвинуть суждение, что события 1986 года, о которых Вы пишите, были лишь спорадическим явлением. Культуры смены власти путем «майдана» в Казахстане не сформировалось. Принять хотя бы к вниманию тот факт, что бессменным лидером Вашей страны оставался все это время господин Назарбаев. В Украине же традиция Майдана имеет многовековую историю со времен вече в Киевской Руси и выборов гетманов на Запорожской Сечи до наших дней.

Что же касается примера с разводом супругов, мне кажется, что в данном случае Вы использовали ложную аналогию. Полагаю, что не всегда правомерно переносить примеры из психологии личности на социально-политические явления. Мы живем в эпоху глобализации, в эпоху многонациональных государств, когда практически в каждой стране имеются представители различных этнических групп, проживающие компактно и не желающие ассимилироваться. И что же, возводить между компактно проживающими этносами границы? Это тупиковый путь развития, грозящий сотнями потенциальных конфликтов в мировом масштабе. Трагическую опасность этого пути мы сейчас видим на примере Крыма, когда после аннексии России тысячи беженцев уезжают с полуострова на материковую Украину. На мой взгляд, единственный путь– это диалог и поиск взаимовыгодных решений. 

Страницы сообщений:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17

Психологический клуб - место общения профессиональных психологов. Добро пожаловать!