На главнуюОтправить письмоПоиск по сайту
Вход для членов клуба:

Что с нами происходит?!(архив)

АвторСообщение
Губанова Анна
Санкт-Петербург
Сообщений: 51
Четверг, 30.01.2014, 13:41 | Сообщение #1

27 января 2014, в день 70-летия со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, вся страна со скорбью вспоминала 900 дней ленинградского ужаса - голода, холода и нечеловеческих страданий многих тысяч людей. И именно в этот день в бывшем Ленинграде нашли умершую от голода 5-месячную девочку, молодая мама которой оставила её без присмотра на 12 дней, чтобы повеселиться с друзьями...

В голове не укладывается это сбивающее с ног совпадение! И без того огромная непоправимая беда гибели брошенного матерью младенца на фоне истории военной блокады становится укором всему современному мирному обществу. Укором страшным, как стон умирающего от голода младенца! Укором непреклонным, как прошедшее время, событий которого нельзя изменить…

Может быть, я позволяю себе излишне эмоциональный тон. Но именно этот накал эмоций заставляет меня задуматься: Что с нами происходит? Что со всеми нами происходит?! Почему современная красивая молодая мама может равнодушно оставить младенца умирать? Почему безразличия и агрессии  становится всё больше? Почему в России бейсбольных бит покупают во много раз больше, чем бейсбольных мячей?     

Что можем сделать мы – психологи? И можем ли хоть что-то?..

Сощин Илья
Москва
Сообщений: 52
Пятница, 31.01.2014, 10:07 | Сообщение #2

Я в шоке... сказать нечего... Кстати, а мамашу не судили, нет?... Мне вспомнилась характеристика нашего общества, данная Жванецким: "В беде не выручат, в войне победят" (хотя насчёт войны у меня есть некоторые сомнения). А безразличие и агрессия - это только следствия... Следствия чего?...

Сальникова Нина
Санкт-Петербург
Сообщений: 311
Пятница, 31.01.2014, 11:50 | Сообщение #3

 

НАБАТ!

О, Анна, удивительно, как вы сформулировали тему! - 25 лет назад такой же вопрос задала пожилая женщина: "Что с нами происходит?  Детских домов становится все больше?" Редакция газеты предложила мне написать письмо этой женщине (практических психологов тогда. в 1988 году, было очень мало. Я работала в детском доме).

Я написала письмо этой женщине, но не отправила. Наверное, пора начать отвечать. Отчвечаю Вам и Ей сейчас.

КОЛОКОЛА! НАБАТ!

Да, проблема, требующая нашего внимания. Но мы ее как бы не замечаем: "Пройдет само. Справились же в советское время с бездомностью. Появился  Макаренко, появится и сейчас кто-то..."

За эти 25 лет практической деятельности, побывав на огромном количестве конференций, семинаров, я знаю цифры, тенденции, угрозы для детей и их родителей. Для школы, которая имеет дело и с теми, и с другими.

В этой ситуации преступно одно: ничего не делать.

Мы создали проект "Институт Семьи" (см. сайт "Живое озеро"-Нина Евгеньевна Сальникова. Живое озеро).

Кто меняет ситуацию к лучшему? Кто мешает (осознанно или неосознанно)? Об этом следующая часть письма.

Нина Евгеньевна Сальникова

Плюснина Елена
Санкт-Петербург
Сообщений: 57
Пятница, 31.01.2014, 12:43 | Сообщение #4

Интересно, а есть ли данные, в скольких школах, учителя забыли про эту дату? Нам кажется, что про такую дату забыть просто невозможно.  

Ведь именно учителя должны не только учить, но и воспитывать... а современном обществе необходимо сначала воспитывать ("питать духом"), а потом учить...

Сальникова Нина
Санкт-Петербург
Сообщений: 311
Пятница, 31.01.2014, 13:49 | Сообщение #5

 

                    СЕМЬ ШАГОВ ИЗМЕНЕНИЯ СИТУАЦИИ:

           УЧИТЕЛЯ,

                                 ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО,

СЕМЬЯ,

          ШКОЛА,

                  СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ,

                                           

                                                    КУЛЬТУРА,

                      ВЫ и Я...

 

                                1. УЧИТЕЛЯ

        Начнем с Учителей. Что они делают и что могли бы сделать (при определенной поддержке), что должна и МОЖЕТ сделать Семья.

        Очень хорошо зная проблемы современной школы, скажу, что современные учителя     - действительно - Учителя. Почти все - Герои.

        В 2000 году на встрече с моковскими психологами и представителями Церкви, наша группа предложила доплату учителям за классное руководство, так как родители должны элементарно выживать, много работать (после дефолта 1998 года).

        Все участники нашей творческой группы  согласились: лет через 5-7 необходима будет переориентация: "СЕМЬЯ отвечает за ребенка". У большинства учителей ведь тоже семьи, им тоже нужно материально поддерживать свою семью. Нужны образовательные (и воспитательные программы) для семей, поддержка их. А Учителям самим будет необходима помощь! 

         Сейчас в школах работают учителя, имеющие огромный опыт, но очень уставшие, или молодые... Учителя в школу идут неохотно. Проблема материальной поддержки - актуальна.

          ОТСТУПЛЕНИЕ - ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ

         Елена, Учителя в Петербурге, уверяю Вас, относятся к прошлому трепетно, говорят с детьми на эту тему. И в школе, и в педагогическом колледже.

         Моя мама была в блокадном Ленинграде, рассказывала не все - не хотела нас пугать. Я до сих пор не могу видеть брошенный в столовых хлеб... А сейчас - так случайно-неслучайно получилось -  работаю в школе в Ленобласти. Школа расположена у Дороги Жизни. В нашей школе открыт "Музей кошки". Руководитель проводит беседы с детьми о блокадных животных (о кошке, пережившей блокаду, прожившей затем много лет... Я вижу сердечность, сочувствие, потрясение детей...). 

НЕОБХОДИМА ПОДДЕРЖКА УЧИТЕЛЕЙ - КАЖДЫЙ - ДРАГОЦЕННОСТЬ

        Мечтаю: всех знакомых учителей отправить на море, в реабилитационный центр! Их опыт необходим!! - Как поддерживают учителей? - Отвечу. Грустная тема.

 

                              2. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

        Знаете ли Вы сколько нужно подать документов, чтобы пройти аттестацию? Все эти документы готовятся  в свободное от работы время. (Пишу и вижу такую картинку: учитель начальной школы в столовой с детьми 2-го класса ест...стоя. Некоторых детей нельзя оставить ни на минуту). А учителя должны читать, бывать на концертах, ходить на лекции, учиться...

        А взаимоотношения аттестационных комиссий Ленобласти и Санкт-Петербурга? Пройти аттестацию невозможно, если работал в Петербурге, а теперь - в Ленобласти. По положению, аттестацию нужно проходить по месту работы, проработав 3! года (и получить первую категорию). Не учитывается ни опыт, ни стаж, ни проекты, ни участие - и победа, гранты - в городе, регионе, международных конкурсах. Зарплата 11тыс. (и сколько-то рублей!)

          Об индивидуальном подходе к опытным учителям речи нет.- Унизительно, позорно! - Хотелось бы познакомиться с авторами проекта. - Ленобласть и Санкт-Петербург - как два государства.

          Есть учителя, с которыми школа должна расстаться. Они нарушают Права Ребенка.  Обычно - это и угроза жизни ребенка. Все вместы мы вынуждены работать с запредельным напряжением.

          А вот уволить такого учителя практически нельзя. Их увольняют, а затем уволенные учителя подают в суд, их восстанавливают, школа выплачивает огромную компенсацию. На этих учителей уходят, безвозвратно, силы, здоровье, время.

          Необходимо пересмотреть некоторые законы, как минимум лишать премий и доплат учителей, нарушающих Права Ребенка.

          Очень многие проблемы и трудные ситуации могут быть решены в правовом поле. Однако,  главное направление помощи учителям "Милосердие выше справедливости".

 

 

Сальникова Нина
Санкт-Петербург
Сообщений: 311
Пятница, 31.01.2014, 14:17 | Сообщение #6

 

                      3. СЕМЬЯ

      Уважаемые. дорогие коллеги! Знаете ли Вы сколько родителей приходят в школу что-либо требовать (кричат, никого не слышат?) Сколько сил уходит у учителей, у психологов! Конечно, этих родителей жаль: кто же в хорошем настроении, счастливый захочет разрушить эту счастливую гармонию в себе и вокруг себя? - Эти родители несчастны.

      Наверное, нужен (небольшой) тренинг-семинар на курсах повышения квалификации для всех сотрудников сферы образования: общение с людьми, нуждающимися в помощи и поддержке.

      Многие проблемы, которые приходится решать психологам, администрации школы ДОЛЖНЫ решать родители. Дети ДОЛЖНЫ приходить с выученными уроками, родители ДОЛЖНЫ научить детей общению, плавать, благо курсов, программ , возможностей для этого - много.

       Есть семьи, которым нужна временная психологическая поддержка (в случае развода, тяжелой болезни...). - Нужны особые специалисты.

       Наша цивилизация переходит от подросткового возраста к зрелости. Это предполагает особый подход в работе учителей, психологов, специалистов и руководителей. Далеко не все из замечательного опыта других стран может быть перенесено на нашу почву. - Наша цивилизация на несколько столетий моложе западной.

        Первопроходцы - Семьи, принимающие ответственность за ребенка и класс, учителя, в котором учится ребенок; Семьи, поддерживающие и осуществляющие проекты экологические, культурные, волонтерские...

       Наш проект "Институт Семьи"

(см. сайт "Живое озеро": набрать "поиск", сайт "Живое озеро. Сальникова Нина Евгеньевна"),

создавался более 20 лет. На разных этапах  в его сотворении  принимали активное участие,  с душой, бескорыстно, более 150 человек.

Приглашаем и Вас участвовать в нашем проекте.

 

 

 

 

      

 

 

Сальникова Нина
Санкт-Петербург
Сообщений: 311
Пятница, 31.01.2014, 15:04 | Сообщение #7

                              4. ШКОЛА

    Заметимм, что последовательность изменения ситуации (за год) именно такая: учителя, родители, школа как целое.

    Об идеальной школе, с которой мне посчастливилось встретиться, см. сайт "Живое озеро". Современная школа - в большинстве случаев -  усталая школа.

    Обновление необходимо. Это возможно в первую очередь  в новостройках, в школах после капитального ремонта.     - Желательно пригласить специалистов -НАЧАЛьников: тех, кото "настроит" школу, сократит период разброда и шатаний...

      Мы с коллегами защитили проект "10 шагов преобразования ОУ (любого) в творческий центр.- (См. сайт "Живое озеро"), рады поделиться опытом.

      Дополнительно к опубликованным материалам я бы предложила экспресс-диагностику школы: какие проблемы решаются. какие программы нужны да данной конкретной школы, помочь осуществить их. Я имею в виду следующее. Дети приходят в образовательное учреждение и через некоторое время появляется нечто общее (загадочно-позитивное) во всех учащихся. Что же изменяет учеников и родителей, имеющих разный менталитет, проблемы? - Атмосфера школы (класса). - Её можно измерить, целенаправленно изменять вместе с коллегами, родителями, старшеклассниками.

     Это направление, на мой взгляд, самое перспективное.

 

                       5. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

     Новой, обновляющейся школе необходима помощь, защита, понимание ее трудностей. Возможно, нужен Комитет инноваций, курирующий обновляющиеся школы. Думаю. аттестация в таких школах также может проходить более гуманно.

      Любой руководитель, который что-то бережно изменяет к лучшему, испытывает огромные трудности. Я знаю это и из собственного опыта. 2-3 месяца мне по сути пришлось быть директором детского дома (пока РОНО не назначил директора). Управление было коллегиальным, очень эффективным.

Новый директор был человек из сферы непедагогической (из автосервиса). Он решил проблемы легко и просто: детей в Ленобласть, дом - под автосервис. Нам удалось отстоять и дом, и детей (мы обещали им, что МЫ их не бросим). РОНО нас не поддержало, не понимая зачем нам эти дети нужны.

     Мы выполнили свое обещание. Увы, испробовав все способы убеждения руководителей, мы объявили голодову. она продолжалась 5 дней (1990 год)... Мы победили, дом остался для детей. Победили какой ценой! 

     Думаете, сейчас что-либо изменилось? Увы, нет. Нужно в прямом смысле "ломать" стереотипы, растворять их, предлагая новые. (Надеюсь когда-нибудь написать на эту тему о моем опыте общения с Чиновниками с большой буквы и с чИНОВНИКАМИ с маленькой буквы. Сколько дверей открыли первые и сколько наглухо закрыли вторые).

       

   

 

 

 

 

 

 

Воронов Александр
Санкт Петербург
Сообщений: 14
Пятница, 31.01.2014, 15:53 | Сообщение #8

Увы,друзья,система современного образования не направлена на развитие человеческого потенциала.

ФГОСы это программа в никуда!

По поводу событий с гибелью ребенка.Антропологические изменения происходившие весь ХХ век подошли к логичному своему завершению.

Блокада стала колоссальной проверкой самой человечности,гуманизма,накопленного веками "прогресса" части человечества и во время этой проверки погибли лучшие,те,что остались и репродуцировали были уже ослаблены и дали слабое потомство.

Сегодня мы имеем "поколение Y"и наступающее "поколение Z",удивляться не надо,что на уроках учащиеся 9 классов спокойно заявляют,что поели бы ближнего своего,легко!!!

Сальникова Нина
Санкт-Петербург
Сообщений: 311
Пятница, 31.01.2014, 16:54 | Сообщение #9

 

                                     6. КУЛЬТУРА

     ПРОСТЫЕ ВЕЩИ.

Многие вопросы, с которыми психологи имеют дело, были уже поставлены и РЕШЕНЫ в культуре. Например, А.С.Пушкиным (красота, слово, власть...).

     Ключевые понятия, концепты: душа, совесть, Любовь - центральные в культуре. Говорят ли он них родители, учителя, психологи? Есть ли они в детских  и др.энциклопедиях? - Посмотрите, Вы удивитесь... - Нужны культурологические проекты ("Психология искусства и искусство в психологии")...

     Права Ребенка, Права Человека - выстраданы нашими предшественниками. Педагоги и психологи как будто бы не знают, не слышли об этом. (Родители - также)...

         - Кстати, одно из лучших определений Культуры, отличие      ее от Цивилизации, дано Н.К.Рерихом (см., например, в Интернете).

      Школа, в которой нет "сильного" преподавателя музыки, "грубовата", в ней психологам и  педагогам очень трудно, а решить многие сложные ситуации просто невозможно. - Конкурс творческих работ психологов на Конкурсе "Золотой Психеи" - отличная идея!

    Речь психологов очень "узко-профессиональна". - Направление "арт-терапии" в широком смысле необходимо для психологов, включение их в общекультурное пространство.

     Культура - это открытость новому: человеку, знанию, своему опыту... - Новые открытия в науке есть (например, исследования Короткова), но для нас их как бы нет. Они где-то на переферии знания.

     Культура отношения к детям, пожилым, мудрым людям. Появляются прекрасные передачи на эту тему...

     Культура - это уважение к чужой собственности, в том числе интеллектуальной... Как минимум нужно делать ссылки...

      Есть бытовая культура (взаимодействие с людьми в бытовых ситуациях, в организации, на природе)...

   СЛОЖНЫЕ СИТУАЦИИ.

     Сложные, очень сложные проблемы... - Решение и для них есть. Всегда есть одно решение или даже несколько. Лучшее из них обычно самое простое. Почему простое? - Мы всё усложняем...

      ВСЁ ПЕРЕЧИСЛННОЕ ВЫШЕ - ВМЕСТЕ

создает "плотную" атмосферу в школе, районе, городе, стране: оказывается НЕВОЗМОЖНЫМ поступить так, как сделала молодая мама...

     Вы только подумайте, у женщины не работает инстинкт продолжения рода. У всех животных он есть! - Чем помочь молодой маме? Поможет ли наказание? Здесь много вопросов.

     Нужно много сердечности к молодым людям. Милосердия! И просветительских программ, обжигающих-очищающих сердце.

     Необходимо одухотвоврение Культурой на всех этапах становления человека. Культура - позитивна!

..........

Есть и другие темы, направления. Пишите, что думаете Вы?

 

                             7. ВЫ И Я

     Я обращаюсь к каждом у читателю, к каждому ДРУГому (другой - однокоренной к слову "друг").

     Вы можете что-то сделать в одном из перечисленных выше напрпвлений. Это не "малые дела", а дела ответственных людей - ответственных за себя и близких.

      Моя тема - поиск в сфере ОБЪЕДИНЕНИЯ идей и образов, массовой позитивной культуры и психологических изысканий для  людей с разными сценариями жизни: позитивным ("я- хороший, ты хороший". Поступки могут быть всякими, но человек - прекрасен), негативным ("я-плохой, ты-плохой". - Все плохо и непоправимо), для людей с переходными сценариями ("я -хороший, ты- плохой" и "я - плохой, ты - хороший").

      Вот пример задания. Как психолог могу предложить простое задание из цикла "Мир глазами ребенка". - За час показываю детям, их родителям, учителям, старшеклассникам их "глубинную" тему жизни, чем и кто может им помочь. Как?

      Мы пишем Книгу с каждым школьником начальной школы, заинтересованными старшеклассниками, взрослыми.  (Я - руководитель проекта "Уроки Светописи". Опубликовано 5 книг. Две из них см. на сайте "Живое озеро"... В этом году я решила начать писать книги  с детьми начальной школой. Получилось!. Участники - более 200 детей разного возраста).

      Это творческое задание (простое, ясное...) показывает, что ВСЕ ДЕТИ ведут свою красивую тему жизни. Нужно только, чтобы они ее не утеряли. как это случилось с молодой мамой, "заблудившейся" в жизни, ужаснувшей нас своим поступком.

     Страх "куда мы идем"  и боль "я тоже виноват, ведь "если звонит колокол, он звонит по тебе..." могут быть преодолены сердечным откликом и позитивным действием (чувство необходимо преобразовать конкретным действием, душа знает как это сделать. Послушайтее ее тихий голос..).

     Трагическая гибель ребенка - призыв к нашей совести: "Проснись, Душа! Действуй! Ты можешь многое... очень многое... почти все... ВСЁ!"

    АННА, СПАСИБО ЗА ВАШЕ ПИСЬМО!

 

 

                     

                        7. 

 

 

Плюснина Елена
Санкт-Петербург
Сообщений: 57
Пятница, 31.01.2014, 17:12 | Сообщение #10

Нина, спасибо за Ваш сайт и огромное желание нести свет!

Сощин Илья
Москва
Сообщений: 52
Среда, 05.02.2014, 16:18 | Сообщение #11
Сообщение удалено: ошибка

Психологический клуб - место общения профессиональных психологов. Добро пожаловать!