«Нейропсихологическая коррекция» (индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра)
Нейробиологическая природа психиатрических заболеваний уже доказана. Детские психиатрические состояния являются следствием ранней «поломки» в нервной системе маленького ребенка. Проявлениями этого могут быть разные заболевания: умственная отсталость, ДЦП, ранний детский аутизм и т.д. Это влияет как на формирование интеллектуальных функций (при у.о.), так и на двигательно-физическое развитие ребенка (ДЦП). При расстройствах аутистического спектра выражено страдает эмоционально-волевая сфера, которая проявляется в задержке поведенческих аспектов жизнедеятельности ребенка. Тому и является подтверждением выдвинутое Л.С. Выготским высказывание, что психика есть проявление работы мозга.
В программе я значительное место уделила описанию уровня глубокой чувствительности, хотелось обратить внимание, на то, насколько глубоко искажено восприятие у детей, если у них нарушено восприятие таких древних отделов сенсорики. Существует предположение, что дети просто не чувствуют себя в пространстве, они отдельно, что и проявляется в их психическом развитии при расстройствах аутистического спектра.
Уровень древней, глубокой чувствительности является основой восприятия своего тела, освоения, формирования образа своего тела, что в дальнейшем служит базой для формирования у ребенка доверия. Ведь отличительной особенностью аутичного ребенка и является присутствия множества страхов, недоверия к окружающему. Именно этот уровень восприятия является связующим и при оценке функционирования нервной системы, он является пусковым в деятельности организма, расположен в самых нижних ее отделах.
Работая с использованием нейропсихологической технологии, позволяет работать с причиной, повлекшей тяжелое состояние ребенка, неважно аутизм это или умственная отсталость. Главное учесть, на каком этапе онтогенеза остановилась деятельность мозговых структур, и как следствие — созревание той или иной психической функции. При помощи алгоритма, взятого из нейропсихологии детского возраста, мы стимулируем деятельность нервной системы – в программе это дыхательные упражнения, массаж и самомассаж, растяжки, упражнения двигательного репертуара.
Поскольку полноценное, гармоничное развитие ребенка не есть только запуск анатом-физиологических механизмов, а и психическое развитие — значительное место уделено рекомендациям по использованию потешек, пальчиковых упражнений. Они являются развивающей средой для детей раннего возраста, кроме того, стимулируют деятельность нижних отделов головного мозга. Необходимым условием является коррекционная психолого-педагогическая работа – специалисты рекомендуют, и я учитываю в своей деятельности комплексный подход.
Но, к сожалению, при выраженной патологии и одним специалистам не справиться в решении коррекционных задач, поэтому мы работаем в теснейшем контакте с родителями. Они являются организаторами коррекционной развивающей среды ребенка вне занятий, ведь опыт ребенком может быть освоен, если он это прожил, прочувствовал (Л.С. Выготский), что просто невозможно воссоздать в рамках одного занятия. Мы, в беседе с родителями обсуждаем, на каком уровне остановилось развитие, и я как специалист рекомендую такую деятельность малышу, чтобы его моторно-социальная сфера тоже развивалась (навыки самообслуживания и т.д.).
- Видео «Веселые растяжки»
- Статья «Нейропсихологическая коррекция аутизма» в «Психологической газете»
- Статья «Как я работала с аутичными детьми» в «Психологической газете»