Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся 8-9-х классов» (методическая разработка занятия по элективному курсу для учащихся 9-х классов «Планирование карьеры»)


Автор:

Для человека, готовящего себя к трудовой деятельности, вступающего во взрослую жизнь, выбрать профессию всегда было нелегким делом. В последнее время, в связи с многочисленными реформами Российской системы образования, все большее количество учащихся и родителей задумываются о дальнейших траекториях получения образования и профессии уже после 9-го класса. В частности это дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для учащихся с ОВЗ такая задача может быть непосильной вдвойне. Но, несмотря на слабую успеваемость, многие ученики хотят получить высшее образование, вопреки всему. И это понятно - школа и общество навязывает свои стереотипы и ярлыки на таких учеников, тем самым препятствуя развитию их способностей и занижая их самооценку. Но эти ученики имеют равные права с учащимися базовых классов. И также имеют право получить профориентационную помощь. Можно даже сказать, что они нуждаются в этом более чем другие ученики.

Сегодня выбор профессии сопряжен с большей ответственностью, сделать его стало гораздо труднее, хотя, казалось бы, можно пользоваться полной, ничем не стесненной свободой. Рынок труда диктует свои условия. Существует безработица (в явной и скрытой формах), возникла жесткая конкуренция. Из претендующих на рабочее место выберут лучшего – того, кто не только имеет диплом об окончании учебного заведения, но и обладает нужными для работы качествами. Ученики с ОВЗ также должны ориентироваться в мире профессий, как и другие, чтобы в будущем избежать безработицы, реализоваться как профессионалы, определить для себя желаемую профессию и получить образование, чтобы работа приносила удовлетворение и радость, а также быть полезным обществу.

Проект состоит из двух модульных курсов: блок «Секреты выбора профессии» нашей рабочей программы «Основы социализации личности», который преподается нами в 8-х классах и элективный курс для учащихся 9-х классов «Планирование карьеры», который является модульным продолжением программы «Основы социализации личности».

Проект разработан на основе курса «Планирование карьеры», «Альфаплан 2015», автором которого является Борейша Владимир Болеславович. Некоторые его материалы мы используем в модификации (см. дополнительные материалы). А также, программы других авторов: Пряжникова Н.С., Резапкиной Г. В. На своих занятиях мы используем в качестве раздаточного материала фрагменты из комплекта материалов для преподавателя и деловой тетради старшеклассника в адаптированной форме.

Цель проекта – психолого-педагогическое сопровождение предпрофильного и профильного выбора учащихся.

Задачи проекта:

  1. активизировать процесс самопознание учащихся;
  2. развить навыки профессионального самоопределения;
  3. развить навыки самопрезентации, вербализации;
  4. оптимизировать самооценку;
  5. помочь учащимся сделать правильный профессиональный выбор;
  6. развить навыки планирования карьеры, а в отдельных случаях скорректировать личный профессиональный план;
  7. Обучить технологиям построения успешной карьеры.

Программа дается в двойном объеме, нежели другим классам, поскольку учащиеся с ОВЗ более медленно воспринимают и перерабатывают информацию, у некоторых учеником наблюдается дефицит внимания. Поэтому материал дается с учетом психофизиологических особенностей учеников.

Основной формой работы является тестирование. Целью тестирование является изучение своих внутренних ресурсов, необходимых для построения успешной карьеры. В отрочестве и юности интерес к тестам велик – появляется стремление познать себя. В программе используются современные тесты и методики, позволяющие определить личностные и психофизиологические характеристики учащихся – мыслительные способности, темперамент, способность к общению, интересы и склонности. В конце курса по результатам комплексного тестирования на каждого ученика заполняется карта профориентации, дети получают профконсультационную помощь.

На занятиях используются и другие формы коррекционно-развивающей работы: дискуссии, мозговой штурм, диалог, слайдовые презентации, видеофильмы, групповое и индивидуальное консультирование, раздаточный материал в виде таблиц или какой-либо другой информации.

Нами также разработана рабочая тетрадь для учеников 8-х классов, в которой фиксируются все результаты профориентационной диагностики. В начале и в конце каждого курса проекта проводится анкетирование учащихся, которое позволяет определить динамику в развитии навыков профессионального самоопределения. В конце элективного курса «Планирование карьеры» дети предоставляют зачетную работу в форме слайдовой презентации своей личной карьеры или в форме доклада.


Содержательные материалы


Ссылки
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su