Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Семейный круг» (комплексная программа социальной и психологической реабилитации и сопровождения семьи и ребенка)


Авторы:

Программа разработана на базе ГКУ СРЦН «Надежда» Советского района г. Н.Новгорода. 

Семья – наиболее  благоприятная среда для развития здоровой личности благодаря особой психологической атмосфере любви, заботы,  уважения и поддер­жки.

В соответствии с Конституцией РФ семья находится под защитой государства. 

Неправильное понимание задач семьи при малейших трудностях делает людей беспомощными в решении семейных проблем и ставит семью на грани риска. Члены таких семей, как правило, не осознают сути проблемы и обращаются за материальной помощью вплоть до помещения ребенка в стационар государственного учреждения, что, по сути, является скрытым отказом от ребенка и неизбежно разрушает всю семью.

Мониторинг обращений в СРЦН за последние 10 лет показывает, что если положительные изменения в семье не происходят за первые шесть месяцев пребывания ребенка в стационаре, семья становится «вечным клиентом» СРЦН, родители приводят в стационар каждого последующего подрастающего ребенка, перекладывая ответственность за воспитание своих детей на государство.

Традиционные формы работы с семьей приводят к изоляции проблем семьи, а главное, у детей формируется неправильное представление о роли родителей, и вообще взрослых в обществе. В результате семейное неблагополучие переходит из поколения в поколение. И круг замыкается.

Новизна программы заключается в целостном взгляде на семью как социальную систему и пошаговой отработке проблем каждого элемента этой системы. Программа представляет собой комплексный подход к решению проблем семьи с опорой на ресурсы детей, родителей и социального окружения.

Авторами разработана форма Индивидуальной карты семьи  и рабочая тетрадь для  детей «Книга жизни».

Цели и задачи

Цель – профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства детей  через активизацию потенциала семьи и социального окружения ребенка в трудной жизненной ситуации.

Программа рассчитана на работу со следующими категориями семей:

  • неполные;
  • многодетные;
  • семьи молодых родителей;
  • конфликтные;
  • замещающие.

Вне зависимости от источника запроса на работу, если ребенок включается в реабилитационную программу, работа строится со всей семейной системой.

Программа предусматривает работу специалистов разного профиля. В программе принимают участие волонтеры (НРОО «Детский проект» и СПО «Вертикаль»), которые выполняют функцию поддерживающей социальной сети для семьи и ребенка и отчасти компенсируют отрицательную реакцию общества на такие семьи. Прежде чем допустить добровольцев к работе с семьями или детьми, проводится специальная подготовка волонтеров к работе с детьми-сиротами и семьями в трудной жизненной ситуации в рамках программы «Планета друзей».

Задачи программы:

  1. Создание условий для осознания и видения своей проблемы каждым членом семьи.
  2. Формирование положительной привязанности между родителем и ребенком. Обучение адекватным способам самовыражения.
  3. Оптимизация ролевых отношений в семье.
  4. Адаптация семьи к условиям микро- и макросоциума. Восстановление и расширение положительных социальных связей семьи.
  5. Повышение педагогической компетентности родителей.

Ожидаемые результаты программы:

  • интеграция ребенка в родную семью или экологичный переход в замещающую семью;
  • принятие и распределение родителями ответственности  за семью и ребенка;
  • интеграция семьи  в социум.

При разработке программы мы исходили из того, что семья имеет свою динамику и по мере происходящих изменений в семье появляются новые трудности. Программа направлена на снижение рисков и повышение ресурсности семьи для самостоятельного решения возникающих проблем.

Структура программы

Программа включает в себя три основных компонента:

  • диагностический;
  • реабилитационный;
  • сопровождение семьи.

Профилактическая работа в рамках нашей программы вплетена в сопровождение семьи.

В работе выделяются четыре направления:

  1. реабилитация ребенка;
  2. работа с родителями;
  3. восстановление семейной системы;
  4. работа с социальным окружением семьи, «страхование рисков».

По каждому из этих направлений работа включает в себя следующие аспекты:

  • мотивационный;
  • работа с травмой (с проблемой) на кризисном уровне;
  • эмоционально-личностный (эмпатийный);
  • коммуникативный;
  • рефлексивный – осознавание и оценка своей проблемы и происходящих изменений.

Поскольку в своей работе мы, в первую очередь, исходим из интересов ребенка, диагностический материал в большей степени ориентирован на ребенка, но отражает его место, эмоциональный комфорт и различные аспекты взаимоотношений в семье.

Диагностика включает в себя:

  • Карту социальных контактов ребенка;
  • тест «Рисунок семьи»;
  • Детскую проективную методику Рене Жиля.

Диагностика родителей проводится в рамках консультирования и не предполагает специальных тестов и срезов.

Алгоритм работы с семьей.

Одним из важных ресурсов является осознание и понимание семьей своих проблем, из-за которых они оказались в трудной жизненной ситуации. Работа по прояснению проблемы является ключевым моментом в алгоритме помощи семье и ребенку.

  1. Обращение семьи или приглашение специалистами. Прояснение проблемы. Формулировка запроса (проводится специалистом совместно с семьей).
  2. Построение краткосрочной программы помощи семье (на 3 месяца) и распределение ответственности между специалистами и родителями. Оформляется в виде индивидуальной программы социальной реабилитации семьи и ребенка (ИПСР).
  3. Психологическая и социальная реабилитация.
  4. Оценка произошедших изменений (проводится совместно семьей и ведущим специалистом). Если проведенная работа оказалась недостаточной или неуспешной, составляется новая ИПСР.
  5. Возвращение в среду – представляет собой супервизию деятельности членов семьи. Если в семье повторяются те же трудности, с которыми проводилась работа на предыдущих этапах, необходимо искать дополнительный ресурс –  родственная опека или поддержка со стороны других социальных институтов: школы и т.п.
  6. Патронаж и сопровождение семьи.

Если семье трижды предлагалась ИПСР, и она не дала положительных результатов, собирается материал на лишение родителей родительских прав.

Формы работы:

  • консультирование родителей;
  • социально-психологический тренинг;
  • групповые занятия для детей;
  • организация групп поддержки с участием волонтеров;
  • проведение сетевых встреч;
  • тематические мероприятия и творческие мастерские;
  • выездные мероприятия.

Методы работы с семьей и ребенком:

  • сеть социальных контактов;
  • психологическое консультирование;
  • заполнение «Книги жизни»;
  • игры Г.Хорна «Лепешка» и «Для всей семьи»;
  • организация работы в паре «родитель-ребенок» (по Ш.Айберг);
  • ролевые игры и расстановки;
  • совместный рисунок.

Важно отметить, что семья – живая, саморазвивающаяся структура. Социальная работа будет успешной и эффективной, когда инициатором изменений становится семья. Не стоит проводить резкой черты, разделяя семьи на благополучные и неблагополучные. Важно совмещать профессиональное отношение к решаемой проблеме и уважительное отношение к членам семьи, верить в потенциал семьи и успех планируемой совместной работы. 


Содержательные материалы
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su