Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Семья – всему начало!» (социально-психологический проект)


Актуальность проекта

Появление ребенка в семье – долгожданная радость. Мама и папа стремятся дать своему малышу все необходимое: внимание, заботу, любовь. Молодые родители стараются воспитывать своего ребенка правильно, следуя советам близких и друзей, читая книги и модные журналы. Однако, компетентными родителями стать одновременно с рождением ребенка на свет невозможно. Опыт воспитания детей набирается постепенно, путем проб, ошибок и разрешения трудностей. Возраст ребенка от рождения до трех лет имеет свои особенности, столкнувшись с которыми родители не всегда готовы справиться самостоятельно.

 Большинство родителей детей раннего возраста, обратившихся за консультацией к психологам, имели проблемы отношений в паре «родитель – ребенок», а также нарушения адаптации у детей (по определениям диагностической классификации DC:0-3R в переводе Морозовой Т.Ю., Довбня С.В.). Молодые мамы и папы говорили о том, что им трудно справляться с ребенком и сдерживать свои эмоции. Были случаи, когда родители жестоко обращались с маленькими детьми, не понимая своих ошибок.

 В ходе 10-летней практики специалистами отмечено, что каждая третья семья, обратившаяся за помощью к детскому психологу, формулирует проблему неуправляемости, непослушания, гиперактивности ребенка уже с трехлетнего возраста. Проблемы в поведении обусловлены особенностями развития ребенка и требуют оказания своевременной помощи семье в выработке грамотных подходов ненасильственного воспитания.

 Проект раннего вмешательства «Семья всему начало!» – это комплекс детско-родительских программ, обеспечивающий знания и навыки успешного родительства и развитие ребенка. Программы раннего вмешательства позволяли своевременно выявить трудности в формировании привязанности между родителями и ребёнком и помогали справиться с ними. Психологические семейно-центрированные программы зарекомендовали себя как актуальный и эффективный инструментарий по профилактике семейного насилия и стали самыми востребованными услугами для населения. На занятиях вместе с родителями, дети быстрее адаптируются в группе, лучше осваивают навыки, развивают способности. И родители, и дети получают удовольствие от совместной деятельности, улучшают эмоциональное состояние, расширяют круг общения.

Цели и задачи

Деятельность по проекту была направлена на достижение поставленной цели, которая предполагала формирование гармоничной для воспитания ребенка семейной среды через выявление эмоционально неблагоприятных отношений родителей и ребенка в раннем детстве и использование современных форм и методов взаимодействия с семьей.

Для достижения цели были решены следующие задачи:

  • организация системы психологического сопровождения семей, воспитывающих детей раннего возраста
  • обеспечение психологической поддержки молодых матерей младенцев до года
  • повышение родительской ответственности через участие в тренинговых программах
  • ранняя диагностика нарушений в развитии детей и разработка индивидуальной программы сопровождения семьи и ребенка
  • ранняя профилактика насилия в семье

Реализация проекта

I. Подготовительный этап. Индивидуальные встречи с целью диагностики с семьями – участниками проекта.

Первичные встречи психологов включали проведение психолого-педагогической диагностики, по результатам которых были выявлены следующие проблемы у родителей:

  • родительская неуверенность и неумение распознавать и удовлетворять потребности детей
  • нарушения привязанности между родителями и ребенком;
  • несоответствие ребенка «идеальному образу», имеющемуся у родителя;
  • делегирование «родительских полномочий» ближайшим родственникам;
  • отсутствие внешней поддержки и наличие послеродовой депрессии матери;
  • необычные реакции ребенка (ребенок с особыми потребностями, ребенок с «трудным темпераментом»);
  • собственный отрицательный опыт матери;
  • низкий уровень коммуникаций в семьях;
  • неадекватное выражение чувств родителями;
  • отсутствие эмпатии между членами семьи;
  • гипер-контролирующее поведение взрослых;

У детей:

  • капризность;
  • трудности со сном;
  • чрезмерная активность и невнимательность;
  • задержка речевого и двигательного развития;
  • диагнозы ММД, СДВГ, НАС.

В результате в начале 2013 года 20 семей были определены для участия в программе «Радость моя, малыш!» 21 семья стали участниками психокоррекционной детско-родительской программы: «Семейная гимназия» – для родителей, «Я сам!» – для детей от 3 до 6 лет.

II. Этап реализации

1. Разработка и реализация социально-психологической программы «Радость моя, малыш!» для молодых семей, воспитывающих детей от 0 до 3 лет.

Цель программы развитие ненасильственных отношений в паре «родитель-ребенок».

Программа предполагает 12 занятий для родителей с детьми, и 12 занятий отдельно для мам. Темы занятий: «Наблюдение за ребенком», «Ранний диалог», «Словарь эмоций», «Я – сообщение», «Тактильный контакт», «Организация пространства для ребенка», «Зрительное подкрепление», «Правила и ограничения», «Поощрения и наказания» (см. дополнительные материалы).

Большое значение имело формирование «раннего диалога» (см. дополнительные материалы). между родителем и ребёнком. В занятия с мамами была включена работа с видео (см. дополнительные материалы) и мультимедийным материалом (презентации, обучающие фильмы, видеоролики), а также обучение родителей технике материнского массажа. Это дало возможность родителям научиться общаться со своими детьми и развивать надежную привязанность между матерью и ребёнком. Принципы наглядности и положительного подкрепления со стороны Ведущего, лежащие в основе видео-технологии, дают возможность «посмотреть на себя со стороны» и гарантируют положительные результаты, которые можно проследить в развитии каждой семьи.

2. Разработка и реализация группы поддержки для родителей «Семейная гимназия».

Целью программы «Семейная гимназия» для родителей, воспитывающих детей с СДВГ, является повышение психолого-педагогической культуры родителей, воспитывающих гиперактивных детей – дошкольников.

Программы «Семейная гимназия» и «Я сам!» ведутся параллельно и представляют собой комплексную помощь по проблеме дефицита внимания и гиперактивности детей.

Каждая программа предполагает проведение 14 занятий.

В связи с выявленной проблематикой семей на занятиях затрагиваются темы: «Отработка навыка общения с ребенком на «Языке принятия»; «Нормы и правила семьи»; «Семейные роли»; «Профилактика родительской депривации»; «Коммуникативные навыки»; «Навыки эмоционального выражения» (см. дополнительные материалы).

Кроме того, проводятся общие занятия для наблюдения за динамикой развития отношений в паре родитель – ребенок и выявления уровня развития навыков, реализуемых по детской программой. Проводятся праздничные мероприятия ко Дню матери и Новому году.

3. Разработка и реализация психокоррекционной программы для детей с синдромом дефицита внимания «Я сам!».

Целью программы «Я сам!» для детей с синдромом дефицита внимания является развитие эмоционально-волевой сферы ребенка, а также необходимых социальных навыков.

В рамках программы «Я сам!» с детьми – дошкольниками проводятся занятия, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы посредством освоения элементов саморегуляции. В результате дети осваивают упражнения на развитие межполушарных взаимодействий, дыхательные упражнения, самомассаж, элементы визуализации. Развили навык определения эмоционального состояния своего и близкого окружения, освоили техники совладающего поведения в стрессовых ситуациях.

Результативность проекта

Анализ обратной связи от родителей с маленькими детьми позволяет сделать вывод, что 100% участников отмечают для себя несомненную пользу от занятий: получение положительных эмоций, снятие эмоционально-психологического напряжения, осознание недостатков взаимодействия с детьми, приобретение навыков расслабления, саморегуляции, установления раннего диалога с ребенком, игрового взаимодействия, улучшение психологического климата внутри семьи, нормализация самооценки и уверенности в своих силах. Повторные скрининги детских групп указывают на положительную динамику у детей в развитии речи, двигательной активности, социальных навыков, понимания языка.

Всего за 2013 год в рамках проекта «Семья всему начало!» в детско-родительские программы было вовлечено 120 семей, воспитывающих детей од 0 до 3 лет и 46 семей с детьми от 3 до 6 лет.


Содержательные материалы
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su