Номинация «Проект года в психологической практике»
Все проекты номинации >
Реферат проекта

«Программа профилактики эмоционального выгорания специалистов “Работа в радость”» (психолого-педагогическая программа)

Автор:

Результативность социальной работы оценивается по наличию положительной динамики у своего клиента или в сопровождаемой семье, при этом как индивидуальные клиенты, так и семьи редко выходят на высокий социальный уровень даже при условии успешного осуществления реабилитационных программ, в результате этого в рабочем пространстве специалист социальной защиты всегда окружен людьми со сниженным социально-психологическим статусом.

Постоянное столкновение с проблемами и неудовлетворенностью (а нередко и невозможностью решения каких-то проблем) постепенно изменяет личность и мировоззрение самого специалиста.

Специфика социальной работы еще и в ее автономномности и конфиденциальности. В большинстве случаев в практике работы не заложено коллективное решение проблем, как это делается в образовании (педсоветы и т.п.)

Новизна данной программы заключается в интеграции различных подходов. Программа включает в себя социально-психологический тренинг, систему супервизии профессиональной деятельности и рекомендации по саморазвитию.

В программе разработан пакет методических материалов для группы, анкеты для получения обратной связи от группы и бланки для проведения супервизии.

Цели и задачи

Цель – повышение эффективности работы специалистов в системе социальной защиты населения через построение системы профилактики эмоционального выгорания.

Задачи:

  1. Создать условия для осознавания людьми своего эмоционального состояния и своей профессиональной мотивации;
  2. Познакомить специалистов со способами снятия эмоционального напряжения;
  3. Создать условия для развития эмоциональной компетентности, толерантности и эмпатии (конструктивного сопереживания);
  4. Познакомить сотрудников с основами и принципами работы в команде.

Программа рассчитана на работу с:

  • специалистами учреждений социальной защиты, ведущими прием и работающими с населением (семьи разных категорий, пожилые люди);
  • педагогами государственных учреждений, работающих с детьми-сиротами и детьми, лишенными родительского попечения;
  • руководителями учреждений социальной защиты.

Ожидаемые результаты программы:

  1. Снижение показателей эмоционального выгорания у специалистов (определяется по тесту В.В. Бойко).
  2. Повышение эмоциональной компетентности специалистов;
  3. Повышение эффективности работы междисциплинарных команд специалистов в учреждениях социальной защиты.

В начале и в конце программы предусмотрено анкетирование участников группы для получения обратной связи и оценки результативности участниками программы.

При отборе материала и построении занятий мы руководствовались следующими принципами:

  • принцип уважения уникальности и своеобразия каждой личности;
  • принцип наглядности и доступности;
  • принцип последовательности и системности в подаче и изложении материала;
  • принцип проблемности (приоритета проблемных методов обучения);
  • принцип практической направленности (ориентация на практическую деятельность специалиста).

В программе используются следующие формы работы:

  • социально-психологический тренинг;
  • мини-лекции;
  • семинары;
  • индивидуальная и групповая супервизия работы специалиста.

Работа по программе обязательно должна начинаться с собеседования с руководителем учреждения (руководителями, если группа будет смешанная, из нескольких учреждений), с целью единого понимания, к чему может придти группа к окончанию работы по программе и с целью создания безопасного психологического пространства для сотрудников в независимости от степени выраженности у них симптома эмоционального выгорания.

Диагностика включает в себя выполнение и обработку теста «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко.

Повторную диагностику эмоционального выгорания сотрудников можно проводить только по истечении трех месяцев с начала курса, то есть после проведения групповой супервизии.

Тематическое планирование

  1. Понятие эмоционального выгорания. Признаки эмоционального выгорания
  2. Диагностика эмоционального выгорания (тест В.В. Бойко)
  3. Способы снятия напряжения
  4. Теория систем и социальные роли. Личная карта социальной успешности
  5. Мотивация и удовлетворенность работой
  6. Способы выражения эмоций. Работа с эмоциональными состояниями
  7. Техники общения. Конфликтология. Развитие коммуникативных компетенций
  8. Оптимизация деятельности при работе в команде
  9. Супервизия сложных профессиональных случаев
  10. Планирование своей деятельности и рабочего времени
  11. Личностное и профессиональное саморазвитие

Программа рассчитана на 25 академических часов групповой работы: 8 часов теоретических и 17 часов практических. Для оптимальной работы группы в ее состав можно включать от 10 до 16 участников. Тренинг проводится в строго закрытой группе (состав участников группы во время тренинга не меняется).

Теоретический и практический материал подается в занятии в единстве, используются проблемные методы. По окончании группового цикла занятий участники группы проводят индивидуальную супервизию друг для друга на протяжении 2 месяцев, после чего группа собирается снова для групповой супервизии наиболее сложных профессиональных случаев. Также на протяжении этих двух месяцев сотрудник имеет право на индивидуальную консультацию психолога по проведению встреч и общения с клиентами.

Содержательные материалы

Рекомендации (или диплом о присвоении автору ученой степени)

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты в номинации «Проект года в психологической практике» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе