«Программа подготовки волонтеров к работе с детьми-сиротами и семьями в трудной жизненной ситуации “Планета друзей”» (психолого-педагогическая программа)
Взаимодействие НКО и государственных учреждений за последние годы стало актуальной проблемой, которая обсуждается и министерствами, и общественными организациями. И действительно, имея общую целевую аудиторию и работая на одних и тех же благополучателей, рационально интегрировать усилия. Включение волонтеров в работу актуально и для оптимизации реабилитационных программ, и для социализации воспитанников закрытых учреждений.
Однако волонтеры, приходящие в учреждение, как правило, не имеют педагогического образования и четкого представления о специфике учреждения. Люди не осознают, что их приход для ребенка – стресс, и еще больший стресс – их уход, не отдают себе отчета в тех изменениях, которые происходят с ребенком от их участия, не догадываются, какие у ребенка ожидания от них, и не готовы взять на себя ответственность за последствия.
С другой стороны, и сами взрослые испытывают дискомфорт при новых встречах с такими детьми.
Третий фактор – это причины, по которым люди приходят в волонтерство. Как правило, это какая-то собственная утрата в прошлом, какая-то психологическая травма, иногда чувство нереализованности. И эти люди, с непроработанными собственными психологическими проблемами, идут к детям с еще большими психологическими проблемами.
Поэтому необходимо организовать подготовку приходящих в учреждение волонтеров.
Новизна данной программы заключается в том, что она представляет собой систему и предусматривает несколько блоков подготовки добровольцев: начиная от базового, общего для всех, уровня к профилированию деятельности волонтера. Это способствует более осознанному включению волонтера и увеличению сроков его сотрудничества с организацией.
Цель – создание системы подготовки добровольцев к работе с детьми, оставшимися без родительского попечения, и семьями в трудной жизненной ситуации.
Участниками программы могут стать:
- сотрудники некоммерческих и общественных организаций;
- добровольцы;
- студенты.
Задачи программы:
- Создать условия для осознания волонтерами своей роли в государственном учреждении и жизни ребенка-сироты.
- Дать представление о структуре семьи, возрастных особенностях детей, особенностях детей с депривацией, типах и моделях формирования привязанности.
- Способствовать формированию у добровольцев навыков конструктивного общения.
- Научить волонтеров планированию деятельности, основам социального проектирования и работе в команде.
Ожидаемые результаты:
- Осознанное отношение к волонтерской деятельности, принятие на себя ответственности за свои действия в отношении ребенка и его родственников.
- Построение волонтерами проектов и программ работы с детьми и семьями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
- Готовность добровольцев к сотрудничеству со специалистами и педагогами государственных учреждений и родственниками детей, включение волонтеров в систему работы государственных учреждений.
- Гибкое отношение волонтеров к внедряемым проектам и программам, умение прогнозировать результаты деятельности и менять формы работы в зависимости от имеющихся условий.
Готовность волонтеров к работе и успешность освоения курса оценивается по проектам, предоставляемым волонтерами на последнем занятии первого блока подготовки. Проекты оцениваются по следующим критериям:
- Реалистичность – соответствие условиям учреждения (наличие необходимых помещений и площадей, режимные моменты, состав воспитанников, оборудование, финансирование и пр.);
- Адекватность – соответствие занятий возрастным и индивидуальным особенностям детей, правильность выбора форм работы;
- Целесообразность – приоритетность выбора того или иного направления работы в учреждении в соответствии с его целями, задачами и реализуемыми программами.
- Перспективность – готовность самого волонтера (волонтеров) уделять достаточное количество времени на реализацию данного проекта.
Общая продолжительность программы 40 академических часов, из них 32 часа групповой работы и 8 часов индивидуальных консультаций.
Подготовка волонтеров включает три блока (этапа):
- Базовый семинар-тренинг (24 часа групповой работы)
- Включение волонтеров в работу специалиста. Супервизия (8 часов групповой работы, 4 часа индивидуальной работы)
- Сопровождение деятельности волонтеров (4 часа индивидуальной работы.
Формы работы в рамках программы:
- анкетирование;
- социально-психологический тренинг;
- мини-лекции;
- семинары;
- супервизия;
- индивидуальная работа (беседы, консультации).
Компоненты подготовки волонтеров:
- мотивационный (мотивация самих волонтеров, мотивация детей на встречу, мотивация родственников, отдавших ребенка в государственное учреждение);
- социальный;
- терапевтический (направлен на проработку психологических проблем потенциальных волонтеров);
- психолого-педагогический;
- методический (различные технологии помощи семье и ребенку, основы проектирования);
- практический (включение в практическую деятельность).
В процессе тренингов первого блока происходит погружение в мир переживаний ребенка, воспитывающегося вне семьи, и осознание собственной мотивации, ресурсов и рисков в общении с этой категорией детей.
К моменту окончания первого блока волонтеры составляют и защищают свои проекты. Оценку проектов совместно осуществляют ведущий семинара – тренинга и руководитель НКО или координатор волонтеров по учреждению, в котором будет непосредственно осуществляться деятельность данной команды волонтеров.
Второй блок – супервизия деятельности волонтеров. «Молодые» (новые) волонтеры принимают участие в мероприятиях с детьми или семьями (групповая работа), организованными специалистами учреждения или кураторами, работающими в учреждениях более года. В этих группах не предусмотрено сближение ребенка и взрослого, поэтому волонтер переходит от одного ребенка к другому и меняет группы.
Третий блок начинается строго после окончания второго блока. Прежде чем приступить к проведению своих занятий, волонтер представляет конспекты или проект специалисту или опытному волонтеру-куратору.
Деятельность волонтера в учреждении должна быть документально оформлена. Каждый волонтер заполняет личное заявление, предоставляет необходимые документы: медицинские справки, копию паспорта и согласие на обработку личных данных. Учреждение знакомит волонтера с Положением об организации работы или Соглашением о сотрудничестве, если волонтер является представителем некоторой некоммерческой организации.
К программе разработана Рабочая тетрадь волонтера, анкеты для обратной связи с группой, определены критерии оценки работы участников группы.
Программа «Планета друзей» дает подготовку для работы в различных видах государственных учреждений, принимающих волонтеров: социально-реабилитационных центрах, детских домах, школах-интернатах, домах ребенка, больницах, может быть полезна НКО, для подготовки вожатых в летние лагеря. Выпускники программы участвуют в комплексной программе социальной и психологической реабилитации и сопровождения семьи и ребенка «Семейный круг».
- Статья «Чем опасны добровольцы? О пользе и вреде волонтёрства в детских организациях» в «Психологической газете»