Номинация «Проект года в психологическом образовании» по итогам 2013 года
Все проекты номинации в текущем году>
Реферат проекта

«Формирование ценностного отношения будущих учителей к детям с ослабленным здоровьем: модель реализации антропологического подхода в высшем педагогическом образовании и специфика преподавания психолого-педагогических дисциплин» (монография)

Авторы:

  • Пазухина Светлана Вячеславовна

    доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии и педагогики факультета психологии, ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» (Тула)

  • Залыгаева Светлана Александровна

    кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики, ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» (Тула)

  • Панферова Елена Владимировна

    кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики факультета психологии, ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого (Тула)

Актуальность, научная и практическая значимость

Актуальность работы определяется востребованностью в современной школе педагогов с ценностным отношением к учащимся, которое лежит в основе реализации гуманистического подхода, построения личностно-ориентированного образования, является одним из важнейших условий создания комфортной развивающей здоровьесберегающей образовательной среды, обеспечивающей процесс благополучного психологического развития детей, в т. ч. с ослабленным здоровьем. В то же время сегодня констатируется недостаточная направленность педагогического образования на развитие данной составляющей профессионализма современного учителя, слабая изученность условий, механизмов и динамики становления ценностного отношения.

Научная новизна полученных результатов заключается в обосновании теоретической концепции формирования ценностного отношения к детям с ослабленным здоровьем у будущих учителей начальных классов при антропологическом подходе к профессиональной подготовке в педвузе, создании в ее рамках концептуальной модели, выделении сущностных характеристик и преимуществ антропологического подхода к профессиональной подготовке будущих учителей, описании принципов, механизмов, психолого-педагогических условий, определяющих эффективность процесса формирования ценностного отношения к ребенку с ослабленным здоровьем у студентов педвуза.

Практическая значимость заключается в том, что разработанная авторами проекта модель процесса формирования ценностного отношения к детям с ослабленным здоровьем у будущих учителей начальных классов, программа формирующей работы, теоретически обоснованные содержание и технологии формирования ценностного отношения, позволяющие будущим учителям создавать наиболее благоприятные условия для психологического развития младших школьников с ослабленным здоровьем, методические материалы, структурно-логические схемы проведения занятий по психолого-педагогическим дисциплинам с использованием современных эффективных профессионально-ориентированных форм и методов обучения, воссоздающих модели взаимодействия субъектов образовательного процесса, которые отвечают требованиям гуманистической парадигмы и антропологического подхода, могут использоваться в процессе профессиональной подготовки педагогов нового типа в высших педагогических учебных заведениях, колледжах, институтах повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Основное содержание работы (или ее этапы)

Введение

Глава 1. Антропологический подход как основа гуманизации образования детей с ослабленным здоровьем

1.1. Гуманизация образования как необходимое условие благополучного психологического развития детей с ослабленным здоровьем

1.2. Основные положения и принципы антропологического подхода

1.3. Модель процесса формирования ценностного отношения будущих учителей к детям с ослабленным здоровьем в условиях реализации антропологического подхода к профессиональной подготовке педагогов

Глава 2. Специфика преподавания психолого-педагогических дисциплин при формировании у будущих педагогов ценностного отношения к детям с ослабленным здоровьем в условиях реализации антропологического подхода

2.1. Формирование у будущих педагогов ценностного отношения к детям с ослабленным здоровьем при изучении дисциплин «Психология человека» и «Психология развития»

2.2. Особенности формирования ценностного отношения к личности учащегося с ослабленным здоровьем у будущих учителей в ходе освоения курса социальной психологии

2.3. Значение курса «Психолого-педагогическая диагностика» в подготовке студентов к работе с детьми с ослабленным здоровьем

2.4. Становление ценностного отношения к личности воспитанника с ограниченными возможностями здоровья у студентов при изучении дисциплин «Психолого-педагогическая коррекция» и «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии»

2.5. Подготовка студентов к развитию коммуникативной компетенции у учащихся с ослабленным здоровьем в ходе изучения курса «Психология детей с нарушениями речи»

2.6. Становление ценностного отношения к личности воспитанника с ослабленным здоровьем у будущих учителей при изучении педагогической психологии

2.7. Интеграция профессиональных знаний при формировании у студентов ценностного отношения к личности ученика с ослабленным здоровьем в ходе изучения дисциплины «Психолого-педагогические теории и технологии начального образования»

Заключение

Литература

Приложение. Формы организации занятий по психологии: схемы.

Результаты, выводы

В ситуации болезни личностное развитие ребенка сопровождается рядом осложнений, приобретает качественно иной, отличный от нормального процесса развития, характер. В связи с этим особое (ценностное) отношение учителя к ученику с ослабленным здоровьем, базирующееся на ценности развития личности учащегося и предполагающее не только знание, понимание, сочувствие, бережное отношение, но и личностную значимость для учителя, действенный характер, связанный с поиском способов активного включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в учебную и социальную жизнь класса, обоснованием новых эффективных моделей взаимодействия субъектов образовательного процесса, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, начинает рассматриваться в качестве неотъемлемой составляющей профессионализма современного педагога.

Реализованная в исследовании концепция формирования ценностного отношения будущих педагогов к личности учащегося в условиях антропологического подхода, основанная на многоуровневой планомерной работе с субъектами образовательного процесса, осуществляемой на фоне модернизации содержательно-целевой, технологической сторон педагогического образования, связанной с изменением видов деятельности, позиций и межличностных отношений педагогов и студентов, а также концептуальная модель, построенная на ее основе, успешно прошедшая апробацию на практике, могут быть рекомендованы в качестве теоретической базы совершенствования психолого-педагогической подготовки современных педагогов.

Содержательные материалы

Рекомендации (или диплом о присвоении автору ученой степени)

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты 2024 года в номинации «Проект года в психологическом образовании» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе