Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Программа групповой работы с пожилыми людьми» (долгосрочная программа)


Автор:

Актуальность и новизна

В каждом районе Санкт-Петербурга в ГБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» есть отделение экстренной психологической помощи. Целью деятельности данных отделений является оказание психологических услуг гражданам пожилого возраста. На данный момент существует множество работ описывающих направления и принципы работы с пожилыми людьми, но нет общих методических пособий с конкретными методиками для работы психологов этих отделений. Психологу приходится самому придумывать и находить методики для работы, что затрудняет его работу. Опираясь на собственный опыт, мы предлагаем конкретный план групповых работ для психологов, работающих в отделениях экстренной психологической помощи.

Цели и задачи

Цель проекта: создание методического пособия для психологов ОЭПП.

Задачи проекта:

  1. Разработать программу групповых занятий с людьми пожилого возраста для укрепления психического здоровья, для создания атмосферы психологической защищенности клиентов.
  2. Повысить эффективность и результативность психологической помощи СПб ГБУ «КЦСОН Колпинского района».

Этапы:

  1. Проанализировать психологические потребности целевой группы.
  2. Создать план групповых занятий с гражданами пожилого возраста.
  3. Провести групповые занятия.
  4. Сделать выводы по полученным результатам.
  5. Создать методическое пособие, учитывая полученные результаты.

Целью групповых занятий является снижение психологического дискомфорта, уровня агрессии у пожилых людей, включая аутоагрессию и суицид, формирование психологической культуры и укрепление психического здоровья пожилых граждан. Основными стрессорами людей пожилого возраста являются отсутствие чёткого жизненного ритма, сужение сферы общения, уход от активной деятельности и многое другое. Наиболее сильным стрессором является одиночество в старости, когда пожилой человек осознает его, как непонимание и безразличие со стороны окружающих. Активность и творчество вот два важных принципа для работы с пожилыми людьми. В своих занятиях психологи нашего отделения используют тематические кроссворды, шарады. Интересные занятия получаются при работе с пословицами, цитатами великих людей.

Для групповой работы используются методы арт-терапии, включая музыкальную, танцевальную, художественную, кино терапию, фототерапию; методы позитивной психологии, бихевиоральной, экзистенциональной. Мы предлагаем программу, состоящую из восьми полуторачасовых занятий.

План программы:

1. Групповое занятие «Эмоции»

Цели:

  • создание психологически безопасной атмосферы в группе
  • развитие психологической культуры пожилых людей
  • поддержание когнитивных процессов (памяти, внимания)

План:

  1. Лекционный материал: чувства, эмоции, настроение, состояния.
  2. Кроссворд «Эмоции и чувства»
  3. Предлагаются первые части пословиц, нужно вспомнить окончание

2. Занятие «Взаимосвязь психологического и физического здоровья»

Цели:

  • ориентация пожилых людей на активный образ жизни, на активную жизненную позицию
  • расширение представления пожилых людей о возможностях поддержания здорового образа жизни
  • коррекция познавательной сферы (памяти, внимания, мышления, восприятия)

План:

  1. Лекционный материал на тему «Здоровый образ жизни»
  2. Анаграммы
  3. Взаимосвязь питания с нашим самочувствием и настроением
  4. Кроссворд «Витамины»
  5. Лекционный материал о физической нагрузке
  6. Видеофрагмент «Массаж рук»
  7. Игра «Собери пословицу»

3. Занятие «Мой любимый Санкт-Петербург»

Цели:

  • поддержание когнитивных процессов (памяти, внимания, мышление)
  • развитие коммуникативных навыков
  • повышение настроения и жизненного тонуса

План занятия:

  • Видеофильм «Архитектура Санкт-Петербурга»
  • Викторина по истории города
  • Песни и романсы о Санкт-Петербурге
  • Игра «Термины и определения»

4. Занятие «Анти стресс»

Цели:

  • знакомство с методами саморегуляции в стрессовых ситуациях
  • профилактика тревожных и депрессивных состояний

План:

  1. Гимнастика по Джекобсону
  2. Дыхательная гимнастика
  3. Релаксация

5. Занятие «Арт-терапия»

Цели:

  • развитие творческих способностей и духовно-нравственного потенциала
  • развитие умения выражать свои чувства и эмоции
  • профилактика тревожных и депрессивных состояний

План:

  1. Лекционный материал
  2. Упражнение «Радуга»
  3. Репродукции картин, обсуждение

6. Занятие «Поэзия»

Цели:

  • развитие творческих способностей и духовно-нравственного потенциала
  • развитие умения выражать свои чувства и эмоции
  • профилактика тревожных и депрессивных состояний
  • поддержание когнитивных процессов (памяти, внимания)

План:

  1. Чтение стихов
  2. Игра «Написание стихов»
  3. Викторина «Чьи это строки?»

7. Занятие «Творчество Э.А. Рязанова»

Цели:

  • развитие творческих способностей и духовно-нравственного потенциала
  • развитие умения выражать свои чувства и эмоции
  • профилактика тревожных и депрессивных состояний
  • поддержание когнитивных процессов (памяти, внимания)

План:

  1. Лекционный материал о жизни и творчестве Э.А. Рязанова
  2. Игра «Рязановские крылатые фразы»
  3. Видеофрагменты песен и романсов
  4. Викторина

8. Занятие «Элементы коммуникативного тренинга. Подведение итогов»

Цели:

  • закрепление полученных знаний и навыков
  • получение положительной обратной связи
  • закрепление чувства эмоциональной и психологической защищенности

План:

  1. Проведение антистрессовых упражнений
  2. Упражнение «Цитаты великих людей»
  3. Упражнение «Ладонь»

Впервые программа была проведена в 2013 году.

Выводы и результаты

  1. Разработана и успешно проведена программа групповых психологических занятий с гражданами пожилого возраста.
  2. В ходе занятий произошло снижение социальной изоляции, и как следствие, улучшение психологического состояния участников группы.
  3. Участники группы получили информацию для дальнейшего формирования своей психологической культуры.
  4. Программа была одобрена и получила рекомендацию от методического объединения психологов Калининского района СПб.

Содержательные материалы


Ссылки
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su