Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
по итогам 2013 года
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Программа групповой работы с пожилыми людьми» (долгосрочная программа)


Автор:
Захарченко Алла Олеговна (Санкт-Петербург)

Актуальность и новизна

В каждом районе Санкт-Петербурга в ГБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» есть отделение экстренной психологической помощи. Целью деятельности данных отделений является оказание психологических услуг гражданам пожилого возраста. На данный момент существует множество работ описывающих направления и принципы работы с пожилыми людьми, но нет общих методических пособий с конкретными методиками для работы психологов этих отделений. Психологу приходится самому придумывать и находить методики для работы, что затрудняет его работу. Опираясь на собственный опыт, мы предлагаем конкретный план групповых работ для психологов, работающих в отделениях экстренной психологической помощи.

Цели и задачи

Цель проекта: создание методического пособия для психологов ОЭПП.

Задачи проекта:

  1. Разработать программу групповых занятий с людьми пожилого возраста для укрепления психического здоровья, для создания атмосферы психологической защищенности клиентов.
  2. Повысить эффективность и результативность психологической помощи СПб ГБУ «КЦСОН Колпинского района».

Этапы:

  1. Проанализировать психологические потребности целевой группы.
  2. Создать план групповых занятий с гражданами пожилого возраста.
  3. Провести групповые занятия.
  4. Сделать выводы по полученным результатам.
  5. Создать методическое пособие, учитывая полученные результаты.

Целью групповых занятий является снижение психологического дискомфорта, уровня агрессии у пожилых людей, включая аутоагрессию и суицид, формирование психологической культуры и укрепление психического здоровья пожилых граждан. Основными стрессорами людей пожилого возраста являются отсутствие чёткого жизненного ритма, сужение сферы общения, уход от активной деятельности и многое другое. Наиболее сильным стрессором является одиночество в старости, когда пожилой человек осознает его, как непонимание и безразличие со стороны окружающих. Активность и творчество вот два важных принципа для работы с пожилыми людьми. В своих занятиях психологи нашего отделения используют тематические кроссворды, шарады. Интересные занятия получаются при работе с пословицами, цитатами великих людей.

Для групповой работы используются методы арт-терапии, включая музыкальную, танцевальную, художественную, кино терапию, фототерапию; методы позитивной психологии, бихевиоральной, экзистенциональной. Мы предлагаем программу, состоящую из восьми полуторачасовых занятий.

План программы:

1. Групповое занятие «Эмоции»

Цели:

  • создание психологически безопасной атмосферы в группе
  • развитие психологической культуры пожилых людей
  • поддержание когнитивных процессов (памяти, внимания)

План:

  1. Лекционный материал: чувства, эмоции, настроение, состояния.
  2. Кроссворд «Эмоции и чувства»
  3. Предлагаются первые части пословиц, нужно вспомнить окончание

2. Занятие «Взаимосвязь психологического и физического здоровья»

Цели:

  • ориентация пожилых людей на активный образ жизни, на активную жизненную позицию
  • расширение представления пожилых людей о возможностях поддержания здорового образа жизни
  • коррекция познавательной сферы (памяти, внимания, мышления, восприятия)

План:

  1. Лекционный материал на тему «Здоровый образ жизни»
  2. Анаграммы
  3. Взаимосвязь питания с нашим самочувствием и настроением
  4. Кроссворд «Витамины»
  5. Лекционный материал о физической нагрузке
  6. Видеофрагмент «Массаж рук»
  7. Игра «Собери пословицу»

3. Занятие «Мой любимый Санкт-Петербург»

Цели:

  • поддержание когнитивных процессов (памяти, внимания, мышление)
  • развитие коммуникативных навыков
  • повышение настроения и жизненного тонуса

План занятия:

  • Видеофильм «Архитектура Санкт-Петербурга»
  • Викторина по истории города
  • Песни и романсы о Санкт-Петербурге
  • Игра «Термины и определения»

4. Занятие «Анти стресс»

Цели:

  • знакомство с методами саморегуляции в стрессовых ситуациях
  • профилактика тревожных и депрессивных состояний

План:

  1. Гимнастика по Джекобсону
  2. Дыхательная гимнастика
  3. Релаксация

5. Занятие «Арт-терапия»

Цели:

  • развитие творческих способностей и духовно-нравственного потенциала
  • развитие умения выражать свои чувства и эмоции
  • профилактика тревожных и депрессивных состояний

План:

  1. Лекционный материал
  2. Упражнение «Радуга»
  3. Репродукции картин, обсуждение

6. Занятие «Поэзия»

Цели:

  • развитие творческих способностей и духовно-нравственного потенциала
  • развитие умения выражать свои чувства и эмоции
  • профилактика тревожных и депрессивных состояний
  • поддержание когнитивных процессов (памяти, внимания)

План:

  1. Чтение стихов
  2. Игра «Написание стихов»
  3. Викторина «Чьи это строки?»

7. Занятие «Творчество Э.А. Рязанова»

Цели:

  • развитие творческих способностей и духовно-нравственного потенциала
  • развитие умения выражать свои чувства и эмоции
  • профилактика тревожных и депрессивных состояний
  • поддержание когнитивных процессов (памяти, внимания)

План:

  1. Лекционный материал о жизни и творчестве Э.А. Рязанова
  2. Игра «Рязановские крылатые фразы»
  3. Видеофрагменты песен и романсов
  4. Викторина

8. Занятие «Элементы коммуникативного тренинга. Подведение итогов»

Цели:

  • закрепление полученных знаний и навыков
  • получение положительной обратной связи
  • закрепление чувства эмоциональной и психологической защищенности

План:

  1. Проведение антистрессовых упражнений
  2. Упражнение «Цитаты великих людей»
  3. Упражнение «Ладонь»

Впервые программа была проведена в 2013 году.

Выводы и результаты

  1. Разработана и успешно проведена программа групповых психологических занятий с гражданами пожилого возраста.
  2. В ходе занятий произошло снижение социальной изоляции, и как следствие, улучшение психологического состояния участников группы.
  3. Участники группы получили информацию для дальнейшего формирования своей психологической культуры.
  4. Программа была одобрена и получила рекомендацию от методического объединения психологов Калининского района СПб.

Содержательные материалы


Ссылки
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

Проблемы на сайте?
Сообщите нам!
 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su