Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Компьютерные игры как средство социально-личностного развития учащихся с отклонениями в развитии» (психокоррекционная программа и методическое пособие)


Актуальность, научная и практическая значимость

Проект направлен на решение проблемы разработки комплекса компьютерных игр по социально-личностному развитию детей с такими отклонениями в развитии, как тяжелые нарушения речи и задержка психического развития.

В последние годы компьютерные технологии все более прочно входят в образовательный процесс. В специальном образовании компьютерные технологии находят применение в образовательном и коррекционно-развивающем процессе. При этом возможности применения компьютерных технологий с целью формирования, воспитания и коррекции личности ребенка с отклонениями в развитии являются недостаточно разработанными.

Проблема использования компьютерных технологий изучается представителями различных областей психолого-педагогической науки. Исследования касаются как вопросов позитивного и негативного влияния компьютерных средств на развитие обучаемого (А.В.Беляева, 1994; Ю.М.Горовец, 1998; А.В.Карпов, 1997; Е.А.Куликова, 1999; Э.Г.Скибицкий, 1997), так и оптимизации образовательного процесса, включения компьютерных технологий в коррекционно-развивающий процесс (Ю.Ф.Гаркуша, 2004; Т.К.Королевская, 1998; О.И.Кукушкина, 2003; Е.И.Машбиц, 1988; 3.А.Репина и Л.Р.Лизунова, 2004; Л.В.Тхоржевская, 2003). Последнее имеет особую актуальность в отношении детей с отклонениями в развитии и предполагает включение дополнительных средств в коррекционно-развивающий процесс. Такими дополнительными средствами коррекции могут стать игровые компьютерные технологии. В связи с вышеизложенным проблема исследования является актуальной.

В процессе выполнения проекта решалась задача разработки и апробации комплекса компьютерных игр, направленных на социально-личностное развитие детей с отклонениями в развитии (тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития), предназначенных для использования в коррекционно-развивающей работе педагогами-психологами специальных (коррекционных) образовательных учреждений V и VII видов. В данный комплекс вошли игры, направленные на развитие таких компонентов социально-личностного развития, как эмпатия, рефлексия, идентификация, социальная компетентность личности, умение организовывать общение и взаимодействие с другими, конструктивно разрешать конфликты и др. Разработанный комплекс компьютерных игр может быть включен в комплекс коррекционно-развивающих мероприятий по коррекции, социальной адаптации, социализации детей с тяжелыми нарушениями речи задержкой психического развития.

Основное содержание работы (или ее этапы)

В период с марта по май 2012 г. проводился анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, в которой изучались имеющиеся компьютерные технологии обучения, воспитания и коррекции детей с отклонениями в развитии, определялись теоретико-методологические основы социально-личностного развития детей с отклонениями в развитии средствами компьютерных игр.

В период с июня по июль 2012 г. разрабатывалась технология социально-личностного развития детей с отклонениями в развитии. Комплекс компьютерных игр представлен 7 разделами: «Чувства», «Поведение», «Моя семья», «Школа», «Конфликты», «Сказки», «Осторожно: опасность!». Каждый из разделов, в свою очередь, включает по 2-3 подраздела.

В июле – ноябре 2012 г. была создана компьютерная анимация и компьютерная графика для игр, озвучен анимированный персонаж игры, произведено программирование игр.

Экспериментальными базами исследования стали два образовательных учреждения: Бирская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат V вида (для детей с тяжелыми нарушениями) и Уфимская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №120 VII вида (для детей с задержкой психического развития), в которых в сентябре 2012 г. было проведено исследование развития социально-личностной сферы детей. Было обследовано две категории детей – 20 учащихся с тяжелыми нарушениями речи, 20 учащихся с задержкой психического развития.

В январе 2013 г. был разработан комплекс коррекционно-развивающих занятий, позволяющих включать в психокоррекционный процесс проведение с детьми компьютерных игр.

В январе – марте 2013 г. проводилась апробация разработанной компьютерной технологии по социально-личностному развитию детей с отклонениями в развитии. Всего было проведено 15 занятий. В формирующем эксперименте приняли участие 2 группы: дети с тяжелыми нарушениями речи, и дети с задержкой психического развития. Каждая из групп была поделена на две – экспериментальную и контрольную. В контрольной группе коррекционно-развивающие занятия проводились с включением компьютерных игр, а в контрольной группе – без такого включения. По итогам коррекционно-развивающей работы было проведено контрольное исследование с целью выявления сдвига в уровне социально-личностного развития детей изученных групп под влиянием внедренной технологии (использовался статистический анализ данных с вычислением сдвига (Т-критерия Вилкоксона)).

Результаты, выводы

Результаты исследования показали положительный эффект от использования компьютерных игр в процессе развития социально-личностной сферы детей с отклонениями в развитии – детей с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития. Так, у детей с нарушениями речи произошел положительный сдвиг по таким показателям социально-личностного развития, как способность к распознаванию эмоциональных состояний по портретным картинкам (на основе лицевой экспрессии) и на сюжетной картинке (на основе анализа ситуации социального взаимодействия), а также по параметрам «Способность к интерпретации и оценке поступков других», «Способность осознавать школьную жизнь, умения фиксировать нарушение школьных правил и корригировать неправильное поведение». У младших школьников с задержкой психического развития положительный сдвиг произошел по таким параметрам, отражающим развитие социального интеллекта, как «Распознавание эмоционального состояния персонажей на сюжетной картинке» и «Способность определять эмоциональные состояния людей в школьной ситуации», «Способность понимать средства невербальной коммуникации» (жесты).

Таким образом, использование в психокоррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, компьютерных игр имеет положительное влияние на их социально-личностное развитие и может быть включено в комплекс коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на социальную адаптацию и социализацию детей с отклонениями в развитии.

Разработанная технология была опубликована в методическом пособии «Социально-личностное развитие учащихся с отклонениями в развитии» с приложением в виде наглядного материала и CD-диска с комплексом компьютерных игр по социально-личностному развитию.


Содержательные материалы


Ссылки
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:
За этот проект проголосовало: 46 читателей

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su