«Путешествие в страну Фанталию» (развивающая программа)
Актуальность, научная и практическая значимость.
В настоящее время в России социальная модель инвалидности постепенно вытесняет медицинскую модель, приписывающую инвалидам статус больных. Социальная модель рассматривает решение проблемы через создание системы социальных служб, помогающим инвалидам не просто жить в обществе, но и улучшать качество их жизни.
Одним из путей улучшения качества жизни ребенка с ограниченными умственными возможностями является повышение уровня его социальной адаптации — приспособленности к условиям социальной среды путем усвоения целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.
Неблагоприятные биологические и социальные факторы формирования личности детей с умственной отсталостью приводят к снижению адаптационных механизмов, отрицательно сказываются на установлении конструктивных отношений с окружающими людьми.
Для повышения уровня социально — психологической адаптации детей с проблемами в развитии в образовательной среде и современном обществе, развития их личности создана коррекционно-развивающая программа «Путешествие по стране Фанталии».
Программа построена на комплексном подходе, имеет индивидуальную коррекционно-развивающую направленность и ориентирована не только на обучение детей и подростков специальным умениям и навыкам, но и на повышения мотивации к различным видам деятельности, формирования адекватного межличностного поведения. В методологической основе предлагаемой программы лежит психолого-педагогическая концепция о формировании личности в активной деятельности и общении. Развивающая программа «Путешествие по стране Фанталиии» разработана с учетом научных исследований в области коррекционной педагогики и личного опыта работы с умственно отсталыми детьми.
В программе использованы материалы авторских программ по сказкотерапии Зинкевич_Евстигнеевой Т.Д. «Игры в сказкотерапии», «Тренинг по сказкотерапии», методика формирования коммуникативных навыков у умственно отсталых детей Шипицыной Л.М.
Цели и задачи.
Цель программы: развитие адаптационных возможностей детей с умеренной степенью умственной отсталости через расширение знаний о себе, окружающих людях и окружающем мире, через формирование адекватной самооценки, позитивного «Я — образа» и личности в целом. Формирование нравственного иммунитета, созидательных базовых ценностей и норм поведения, принятых в обществе.
Задачи:
- Развитие познавательных процессов, сенсорно-перцептивной сферы, психомоторных навыков
- Развитие эмоционально-волевой сферы
- Развитие творческих возможностей личности
- Формирование нравственного иммунитета, позитивных коммуникативных моделей
Основное содержание работы.
- Диагностический этап — комплексное изучение особенностей базовых личностных качеств, ценностных ориентиров подростков.
- Основной этап — практический: коррекционно-развивающие занятия
- Заключительный этап — оценочный: обобщение достигнутых результатов усвоения программы. Презентация опыта работы по программе.
Программа «Путешествие по стране Фанталии» состоит из трех взаимосвязанных разделов: «Азбука здоровья», «Волшебный мир чувств», «Ступеньки общения» и представляет собой единую систему занятий, объединенных идеей путешествия по фантастической сказочной стране. Каждый раздел имеет свою смысловую нагрузку, цели и задачи, а также способы их реализации. Путешествуя по стране, дети попадают на остров «Черных колдунов» — остров нездоровья, где правят алкоголь и никотин, посещают «Волшебный город чувств», где знакомятся со слугами – придворными и учатся соблюдать чувство Меры, поднимаются на «Вершину Дружбы».
На занятиях дети расширяют знания о разных аспектах жизни, формируют жизненно важные умения и навыки, развивают способности познавать себя через погружение в волшебную сказку, ориентироваться в окружающем мире и адекватно воспринимать его, учатся взаимодействовать друг с другом.
Занятия программы построены на синтезе известных психотерапевтических техник: сказкотерапии, музыкотерапии, телесной терапии. Занятия включают в себя: свободные и тематические игры – драматизации, ролевое проигрывание моделей желательного поведения, этюды – релаксации, свободное и тематическое рисование, танцы, ритмику, беседы, обсуждение конфликтных ситуаций. Каждое занятие строится на уважении, доверии и взаимопомощи.
Занятия проводятся в разнообразных специально созданных условиях. Перемена места деятельности позволяет сохранять и развивать мотивацию к познанию. В пространстве сенсорной комнаты, насыщенной различного рода аудиальными, визуальными и тактильными стимуляторами подростки погружаются в фантастический мир, обучаются элементарным навыкам саморегуляции. В игровой комнате превращаются в сказочных героев, переодеваются в различные костюмы, разыгрывают мини спектакли. В ткацкой мастерской создают традиционные тряпичные народные куклы «без лица», которых впоследствии «оживляют» с помощью красок, фломастеров. Воспитанники со студентами-волонтерами выезжают в питомник для собак К-9, где учатся ухаживать за бездомными животными, развивая сочувствие и сострадание.
Соисполнителями проекта являются воспитатели, педагоги дополнительного образования, студенты — волонтеры.
Результаты проекта.
Анализ достигнутых результатов освоения программы свидетельствует о том, что систематическая, целенаправленная коррекционная работа по развитию личностной, коммуникативной сферы подростков, приводит к выраженным положительным результатам: подростки стали терпимее относиться друг к другу, научились выражать свои чувства. Эмоциональное состояние стало более стабильным, уменьшилось чувство тревожности, снизилось проявление вербальной и невербальной агрессии. В результате наблюдения выявилось, что использование сказкотерапии является эффективным средством для развития эмоционально-волевой сферы, нравственных качеств личности, изменения стереотипов поведения подростков.