Номинация «Проект года в психологическом образовании» по итогам 2011 года
Все проекты номинации в текущем году>
Реферат проекта

«Технология психологической помощи детям, пострадавшим от сексуального насилия и коммерческой сексуальной эксплуатации» (методические материалы)

Авторы:

  • Гусева Елена Николаевна

    программный директор, СПбГУ юридический факультет, СПБб ОО "Служба социально-юридической помощи пострадавшим от насилия" (Санкт-Петербург)

  • Забадыкина Елена Владимировна

    руководитель направления «Социальная работа», Региональная общественная организация социальных проектов в сфере благополучия населения «Стеллит» (Санкт-Петербург)

  • Земляных Марина Веанировна

    кандидат медицинских наук, заведующая отделом международных проектов, доцент кафедры клинической психологии, Институт специальной педагогики и психологии им. Рауля Валленберга (Санкт-Петербург)

  • Колпакова Ольга Игоревна

    кандидат психологических наук, руководитель направления превентивной работы, РОО «Стеллит» (Санкт-Петербург)

  • Лебедева Татьяна Геннадьевна

    педагог-психолог, СПб ГУ Социальный приют для детей «Транзит» (Санкт-Петербург)

  • Левина Ольга Святославовна

    директор по развитию, Региональная общественная организация социальных проектов в сфере благополучия населения «Стеллит» (Санкт-Петербург)

  • Русакова Майя Михайловна

    кандидат социологических наук, доцент кафедры прикладной и отраслевой социологии факультета социологии, СПбГУ (Санкт-Петербург)

  • Солнцева Наталия Владимировна

    кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии Института психологии, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург)

  • Храмченкова Анна-Мария Леонидовна

    менеджер проектов, РОО «Стеллит» (Санкт-Петербург)

  • Шутер Наталия Романовна

    старший преподаватель, Санкт-Петербургский институт гуманитарного образования (Санкт-Петербург)

Актуальность, научная и практическая значимость

Одной из самых тяжелых проблем работы с детьми является проблема насилия, прежде всего, сексуального. Самым тяжелой формой сексуального насилия является коммерческая сексуальная эксплуатация детей (КСЭД). КСЭД - это сексуальное злоупотребление или насилие взрослого над ребенком за вознаграждение в виде наличных денег или в какой-либо другой форме ребенку или третьему лицу.

Многие специалисты не владеют необходимыми знаниями, умениями и навыками для того, чтобы идентифицировать детей, вовлеченных в КСЭД, и оказывать им помощь. Это обусловлено: отсутствием представлений о том, что вовлечение в КСЭД оказывает на ребенка существенное негативное воздействие; представлением о том, что работа с такими переживаниями ребенка может привести к вторичной травматизации; специалисты не видят различий между последствиями сексуального насилия и КСЭД и не считают нужным отдельно работать со специфическими последствиями этой проблемы. Для преодоления данных трудностей был разработан набор методических материалов, который представляется на конкурс.

Основное содержание работы (или ее этапы)
Для создания набора методических материалов:
  1. были изучены лучшие мировые и российские практики в сфере оказания помощи детям, пострадавшим от сексуального насилия и КСЭ, обобщен многолетний опыт работы специалистов РОО «Стеллит», которая стала инициатором данной работы;
  2. предлагаемые в пособиях методики работы с детьми, пострадавшими от КСЭ, были опробованы на базе четырех учреждений социальной защиты детей в г. Санкт-Петербурге специалистами этих учреждений совместно с авторами пособий;
  3. был создан первичный пакет методических материалов;
  4. в 2009 - 2010 гг. для внедрения практик помощи детям, пострадавшим от КСЭ были проведены тренинги для специалистов учреждений социальной защиты населения Северо-Западного федерального округа, Саратова, Иркутска, Владивостока;
  5. издано переработанное и дополненное издание методических материалов;
  6. для распространения практики помощи детям, пострадавшим от КСЭД в 2011году проведены учебно-методические тренинги для специалистов учреждений социальной защиты населения в 7 городах РФ.
По результатам работы и пилотирования в набор методических материалов вошли четыре пособия:
  • Первое пособие «Социальные аспекты оказания помощи детям, пострадавшим от КСЭ» предназначено для специалистов учреждений социальной защиты населения, работающих с детьми, и включает в себя: описание проблемы КСЭД; статистику его распространения в РФ и в мире, основные группы «риска» по вовлечению в КСЭ, последствия для ребенка. Центральный раздел пособия посвящен основным направлениям и принципам работы с детьми, пострадавшими от КСЭ, специфике создания команды для оказания помощи ребенку, этапам работы с ребенком с момента его прибытия в реабилитационное учреждение и до завершения реабилитационного процесса, первой психологической помощи в сложных ситуациях, основным правилам взаимодействия с представителями СМИ.
  • Второе пособие «Психологические аспекты оказания помощи детям, пострадавшим от КСЭ»: предназначено для психологов. Включает психологические аспекты индивидуальной и групповой работы с детьми, вовлечёнными в КСЭ. Дано описание психологических особенностей детей, пострадавших от КСЭ, и его последствий, подробно изложена методика идентификации детей, пострадавших от КСЭ, описаны основы индивидуальной и групповой работ, даны конкретные рекомендации по работе со сложными случаями, представлены упражнения для индивидуальной и групповой работы с детьми, которые были вовлечены в КСЭ.
  • Третье пособие «Юридические аспекты оказания помощи детям, пострадавшим от КСЭ» посвящено юридическим аспектам (возбуждению уголовного дела, сопровождению ребенка во время расследования и судебного процесса). Дается краткий обзор международного и российского законодательства в сфере противодействия КСЭД, описываются применимые нормативные правовые документы и процесс возбуждения уголовного дела в отношении подобных преступлений. Освещается роль сопровождающего специалиста и то, какую помощь он может оказать ребенку в ходе расследования и судебного процесса.
  • Четвертое пособие «Руководство по проведению тренинга для специалистов социально-реабилитационных центров и других учреждений системы социальной защиты населения «Особенности работы с детьми, пострадавшими от КСЭ»» предназначено для тренеров. В него вошли основные принципы, цели и задачи, программа проведения тренинга, для выработки у специалистов практических навыков работы с детьми, пострадавшими от КСЭ, модель профессиональной подготовки специалистов в сфере противодействия КСЭД, ожидаемые результаты тренинга. Приводятся примеры упражнений, которые можно использовать при проведении тренинга, описаны составляющие тренерской работы, которые необходимо учитывать, типичные трудности, и способы их преодоления. 
Набор методических материалов издан в печатном виде. К нему прилагается DVD-диск, на который записаны все 4 пособия, а также дополнительные материалы и приложения, бланки методик, образцы заявлений в правоохранительные органы, материалы для идентификационного интервью с ребенком.

Результаты, выводы
Система оказания помощи детям, пострадавшим от КСЭ находится в стадии становления. Специалисты, оказывающие данную помощь, нуждаются в методической и психологической поддержке. Набор методических материалов дает возможность специалистам социальной сферы ознакомиться с наилучшими практиками, эффективными моделями работы и сформировать профессиональную позицию по отношению к ребенку.
 
Распространение данного пособия дает возможность создания сети профессионального сообщества для оказания помощи детям, увидеть позитивные примеры, позволяют обменяться опытом, сформировать личную и профессиональную позицию специалиста, осознать свое место и его значимость в общей системе помощи ребёнку, пострадавшему от КСЭ.

Содержательные материалы

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты 2024 года в номинации «Проект года в психологическом образовании» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе