Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологическом образовании»
Реферат проекта

«Психотехнологии в работе педагога-организатора летнего отдыха» (учебно-методическое пособие)


Актуальность, научная и практическая значимость

Эффективность процесса оздоровление и организации отдыха детей в летнее время зависит от слаженной работы педагогического состава, в числе которых педагоги-организаторы и воспитатели-вожатые. В условиях каникулярного отдыха возникают принципиально новые виды совместной (коллективной) и индивидуальной творческой деятельности между вожатыми и детьми в отрядах.

Задачи педагога-организатора состоят в следующем:

  • создать психолого-педагогические условия для личностного развития воспитанников;
  • найти разнообразные формы организации деятельности и общения,
  • разработать профилактические программы, целью которых является стимулирование внутреннего роста, раскрытие потенциальных возможностей, развитие самосознания, навыков саморегуляции.

Для реализации поставленных задач педагогам-организаторам необходимо ознакомиться и овладеть определенными психотехнологиями, которые могут быть использованы при работе с детьми.

В этой работе акцент сделан, прежде всего, на психологических тренингах, упражнениях и играх, которые можно применять в работе педагога-организатора летнего отдыха.

Материал, излагаемый в книге, вполне может быть использован в учебно-воспитательном процессе школ, гимназий, лицеев, колледжей, педагогических училищ, вузов, факультетов и курсов повышения квалификации работников образования, руководителей и менеджеров разных уровней.

Интерес к психологическому тренингу в последние годы не только не угасает, но, напротив, захватывает людей, даже далеких от психологии. Достаточно часто приходится объяснять людям самых разных профессий и возрастов, что такое тренинг, чем там занимаются. Практически всегда даже самые пространные объяснения кажутся убогими. Чтобы передать опыт переживаний, надо быть хотя бы писателем. Чтобы понять, что такое тренинг, надо побывать на тренинге.

Тот, кто хочет разобраться в теоретических основах психологических тренингов и не боится нырнуть в пучину специальных терминов, ссылок, имен, цитат, найдет то, что ему по вкусу, в первой главе книги. Тот же, кого теория не привлекает, может не пугаться: большая часть книги написана совсем другим языком и совсем в ином стиле. Во второй и третьей главе книги представлены разнообразные игры и упражнения, которые педагога-организатора летнего отдыха могут использовать непосредственно в своей работе. Предлагаемые игры и упражнения классифицированы по разным категориям. Поэтому педагогу-организатору будет легко в них сориентироваться в зависимости от конкретной ситуации. Большинство приводимых игр являются либо оригинальными разработками, либо авторскими модификациями уже известных упражнений.

Хочется надеяться, что предлагаемая вашему вниманию книга окажется нужной и полезной для вас.

Основное содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИНГА

1.1.   Психологический тренинг: понятие, история, задачи, принципы.

1.2.   Общие тренинговые методы.

1.3.   Классификация упражнений социально-психологического тренинга.

1.4.   Игровой элемент в психологическом тренинге.

1.5.   Как организовать и провести психологический тренинг.

ГЛАВА 2. АРСЕНАЛ ДЛЯ ПЕДАГОГА-ОРГАНИЗАТОРА: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

2.1. Разогревающие игры и психотехники.

2.2. Игры на знакомство.

2.3. Игры и упражнения для поднятия настроения, снятия психологического барьера.

2.4. Игры на понимание и сплочение.

2.5. Игры и упражнения, направленные на формирование и развитие коммуникативных навыков.

2.6. Упражнения, направленные на формирование и развитие навыков саморегуляции.

2.7. Игры на взаимодействие девочек и мальчиков.

2.8. Игры - творческие задания.

2.9. Игры с залом.

2.10. Игры на пляже.

2.11. Игры в круге.

2.12. Игры на местности.

2.13. Игры – состязания для болельщиков

ГЛАВА 3. ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

3.1. Бережное отношение к своему здоровью.

3.2. Повышению правовой грамотности подростков.

Формирование позитивного мышления

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Результаты, выводы

Учебно-методическое пособие обобщает практику использования психотехнологий в работе педагога-организатора летнего отдыха. Психологические тренинги, игры и упражнения приведены с конкретными рекомендациями по методике их проведения и анализу результатов.

Рекомендуется педагогам – организаторам, вожатым, классным руководителям, студентам психологических и педагогических факультетов, специалистам в области групповых методов тренинга и всем интересующимся современными психотехнологиями при работе с группой.

Данное пособие используется на лекционных и лабораторно-практических занятиях факультатива «Работа в детских образовательных учреждениях», с целью подготовки студентов для прохождения летней педагогической практики, а также на занятиях  «Школы Вожатого» Учебно-методического центра «Летоград» АГПА при подготовки педагогов-организаторов, воспитателей-вожатых для детских оздоровительных лагерях летнего отдыха.

Кроме того, пособие применялось студентами АГПА в реализации малозатратных форм отдыха детей и подростков на пришкольных лагерях,  в клубах по месту жительства и дворовых площадках «Комплексного центра социального обслуживания подростков и молодежи».

Учебно-методическое пособие было издано при финансовой поддержке аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2011)», проект №3.1.1/3768 «Разработка инновационных подходов к подготовке педагогов-организаторов летнего отдыха»

Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ФГБОУ «Армавирская государственная педагогическая академия», сфера профессиональных интересов – совершенствование методики преподавания психологических дисциплин, психологическое сопровождение субъектов образовательного пространства.


Твелова Ирина Александровна - ученая степень: кандидат психологических наук; место работы: ФГБОУ«Армавирская государственная педагогическая академия», кафедра психологии; должность: доцент. Сфера научных интересов: совершенствование методики преподавания психологических дисциплин, психологическое сопровождение субъектов образовательного пространства.

Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su