Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологическом образовании»
Реферат проекта

«Зарубежная психология: теория и анализ личности» (учебное пособие)


Актуальность, научная и практическая значимость

В одном учебном пособии из достаточно большого количества источников  представлен философский (М.Бубер, Э.Гуссерль,  С.Кьеркегор, Ф.Ницше, Ж. - П.Сартр, М.Хайдеггер, К.Ясперс, Н.А.Бердяев, Л.И.Шестов, М.М.Бахтин и др.), и психологический (А.Адлер, Г.Айзенк, А.Ангъял, А.Бандура, А.Бек, Э.Берн, Л.Бинсвангер, М.Босс, Дж. Бюджентал, Дж.Гилфорд, К.Гольдштейн, Д.Доллард, Дж. Келли, Р.Кеттелл, Э.Кречмер, К.Левин, А.Маслоу, Н.Миллер, У.Мишель, Р.Мэй, Г. Мюррей, Г.Оллпорт, К.Роджерс, Г.Салливан, Б.Скиннер, Г.Фейвел, В.Франкл, З.Фрейд, Э.Фромм, К.Халл, К.Хорни, В.Шелдон, Г.Элленбергер, М.Эриксон, Э.Эриксон, К.Юнг, С.Л.Братченко, Ф.Е.Василюк, Д.А. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.) генезис зарубежной психологии относительно теории и анализа личности. Перед автором стояла задача представить корни (философские, литературные, психологические) современной зарубежной психологии личности,  выделить  сходства и различия в представлении о личности и ее анализе специалистов различных школ (европейский, американской, восточной). Автор считает, что  представленные положения помогут более глубоко освоить и сравнить позиции, принципы, методы представителей зарубежной психологии личности.

Работ по зарубежной  психологии личности  достаточно много. Однако в этом есть и определенная проблема: трудно освоить несколько десятков отдельно изданных произведений специалистов по данной проблематике. Более того, в одном издании есть такие сведения, которые отсутствуют в другом, а в другом есть то, что отсутствует в третьем и т.д.

Автор поставил задачу описать в одном учебном пособии основные положения и работы о личности наиболее видных представителей зарубежной психологии. Данное учебное пособие является формой пропедевтики для студентов, аспирантов, молодых преподавателей с последующей  целью самостоятельного  освоения оригинальных работ представителей зарубежной психологии личности. 

Основное содержание работы (или ее этапы):

Часть I. Психоанализ: теория и анализ личности

Введение

Глава 1. Общая характеристика личности  и теории  личности  в зарубежной психологии

1.1.Общее представление о личности в зарубежной психологии.

1.2. Понятие теории личности в зарубежной психологии.

Глава 2. Структура, динамика и развитие личности по З.Фрейду (1856-1939)

Глава 3. Структура, динамика и развитие личности по  К.Юнгу, А.Адлеру, К.Хорни, Г.Салливану, Э.Фромму, Э.Эриксону, Э.Берну

Глава 4. Теории личности неофрейдистов (Ф.Гринейкр, Н.Фоудор, О.Ранк, Г.Блюм,  О.Фенихель, Ш. Ференци,  Р.Стерба, М.Клейн, К.Томпсон, А.Фрейд, З.Бернфельд и Ф.Виттелc, К.Абрахам, Е.Джонс и Э.Гловер, А.Кардинер,Ф. Александер)

Глава 5. Новейшие направления в рамках психоаналитической теории.

5.1. Новый социальный и культурный контекст жизни.

5.2. Экспериментальное изучение вытеснения.

5.3. Неосознаваемый конфликт: метод подпороговой психодинамической активации.

5.4. Современный статус понятия бессознательного.

5.5. Эмпирические доказательства влияния порядка рождения (по Адлеру).

5.6. Теория объективных отношений. Нарциссизм и нарциссическая личность.

5.7. Эмпирическая валидизация концепций психосоциальной теории Эриксона.

Заключение

Литература

Часть II. Экзистенциальная и гуманистическая психология: теория и анализ личности

Введение

Глава 1. Общая характеристика экзистенциальной и гуманистической психологии

Глава 2. Теории личности по Л.Бинсвангеру (1881–1966) и М.Боссу (1903–1990)

Глава 3. Теория личности Ролло Мэя (1909–1994)

Глава 4. Теории личности К.Гольдштейна (Голдстайна) (1878–1965) и А.Ангъяла (1902–1960)

Глава 5.Теория и анализ личности Джеймса Бюджентала (1915–2008)

Глава 6. Теория и анализ личности Генри Элленбергера (1905–1993)

Глава 7. Анализ личности Германа Фейвела и Милтона Эриксона (1901–1980) 

Глава 8. Теория личности Генри Мюррея (1893–1988)

Глава 9. Теория личности Карла Роджерса (1902–1987)

Глава 10. Теория личности Абрахама Маслоу (1908–1970)

Глава 11. Теория и анализ личности Виктора Франкла (1905–1997)

Заключение

Литература

Примечание: параграфы во всех главах исключены

Часть III. Бихевиористские теории и анализ личности, гештальтистские теории и анализ личности, конституциональные теории и анализ личности, теории и анализ черт личности, когнитивная теория и анализ личности Джорджа Келли, когнитивные, информационно-процессуальные подходы и анализ личности

Введение

Глава 1. Бихевиористские теории личности

1.1. Теория классического обусловливания по И.П.Павлову (1949–1936).

1.2.  Теория оперантного обусловливания Б.Скиннера (1904–1990).

1.3. Теория личности по Б.Халлу (1884–1952), Д.Долларду (1900–1980) и Н.Миллеру (род. 1909).

Литература

Глава 2. Гештальтистские теории личности

2.1. Теория личности К.Левина (1890–1947).

Литература

Глава 3. Конституциональные теории личности

3.1. Теория личности по Э.Кречмеру (1888–1964).

3.2. Теория личности по В.Шелдону (1898–1977).

Литература

Глава 4. Теория  черт личности

4.1. Общая характеристика  теории черт личности в психологии.

4.2. Теория личности Г.Оллпорта (1897–1967).

4.3. Структурная теория личности Р.Кеттелла (1905–1998).

4.4. Теории личности по Г.Айзенку (1916–1997) и Дж. Гилфорду (1897–1976).

4.5. Пятифакторная модель личностных черт.

Литература

Глава 5. Когнитивная теория личности Джорджа Келли

5.1. Общая характеристика теории личности Дж. Келли.

5.2. Сравнение с другими теориями (подходами).

5.3. Основные положения Келли относительно природы человека.

5.4. Достоинства и недостатки теории личности Келли.

Литература

Глава 6.  Социально-когнитивная теория личности

6.1. Теория и анализ личности по Джулиану Роттеру.

6.2. Социально-когнитивная теория личности Альберта Бандуры.

(род.1925) и Уолтера  Мишеля (род.1930).

6.3. Основные положения Бандуры относительно природы человека.

6.4.  Эмпирическая валидизация социально-когнитивной теории.

6.5. Сравнение с другими теориями (подходами).

Литература

Глава 7.  Когнитивные, информационно-процессуальные подходы к личности

7.1. Когнитивные структуры информационно-процессуального подхода к личности.

7.2. Когнитивные процессы информационно-процессуального подхода к личности.

7.3.  Тренинг вакцинации против стресса и когнитивная терапия депрессии Аарона Бека.

Литература

Глава 8.  Общий анализ, теория и эмпирика личности

8.1. Сравнение теорий личности.

8.2. Обзор позиций ведущих теоретиков по основным положениям относительно природы человека.

8.3. Проблемные области и теория личности в перспективе.

Литература

Заключение

 

Результаты, выводы

В учебном пособии автор сделал попытку плюралистической подачи материала о важнейших гранд-теориях и парадигмах современной теории личности и ее анализе. Представляется целесообразным сравнить эти теории с отечественными теориями личности и ее анализе.

Автор рассчитывает, что  изложенные позиции,  подходы, методы зарубежной психологии личности  будут   широко применяться в  отечественной психологии,  педагогике, медицине,  политике, социальной работе, в бизнесе, менеджменте, рекламе, в правоохранительной деятельности, в религиозной службе, в самовоспитании, в спорте.


Юров Игорь Александрович - место работы: Сочинский государственный университет, старший преподаватель кафедры психологии и дефектологии, общая, дифференциальная, спортивная психология.

Основные публикации: монографии: «Психологическое тестирование и психотерапия в спорте», «Мотивация в спорте», «Нейро-и психодинамические свойства спортсменов», «Черты личности спортсменов», «Психограмма спортсменов-пловцов», «Изучение и активные методы формирования гражданских и патриотических ценностных ориентаций у студенческой молодежи» (в соавторстве), «Психология успешности спортсмена-пловца», учебные пособия: «Психодиагностика и психотерапия в спорте», «Агрессивность в спорте», «Уровень притязаний в спорте», «Психофизиологические характеристики спортсменов-пловцов», «Профессиограмма, спортограмма и психограмма спортсмена», «Психологические личностные характеристики спортсменов-пловцов», «Личность в психоанализе», «Экзистенциальная и гуманистическая психология: теория и анализ личности».

Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su