- Грицай Артем Олегович
кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры консультационной психологии, сотрудник Центра корпоративного обучения и консультирования, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова (Ярославль)
- Драпак Елена Васильевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры консультационной психологии факультета психологии, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова (Ярославль)
- Камакина Ольга Юрьевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального обучения педагогического факультета, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского (Ярославль)
- Клюева Надежда Владимировна
доктор психологических наук, заведующая кафедрой консультационной психологии, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова (Ярославль)
- Колесникова Юлия Владимировна
юрист, ООО «Юридический центр «Фемида», АНО ФСПР «Фемида» (Ярославль)
- Монахова Александра Юрьевна
старший преподаватель кафедры консультационной психологии факультета психологии, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова (Ярославль)
- Москаленко Надежда Викторовна
старший преподаватель кафедры консультационной психологии, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова (Ярославль)
- Навалихина (Кутукова) Тамара Юрьевна
психолог-консультант, ведущая тренинговых групп, менеджер проектов Центра обучения и психологического консультирования, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова (Ярославль)
- Серафимович Ирина Владимировна
кандидат психологических наук, и.о. ректора, проректор по организационно-методической деятельности, Институт развития образования Ярославской области (Ярославль)
- Сурова (Антонова) Любовь Алексеевна
заведующая отделом профилактики, медицинской помощи и диагностики, Городской центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (Ярославль)
- Фаерман Михаил Исаакович
кандидат психологических наук, доцент кафедры консультационной психологии факультета психологии, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова (Ярославль)
Актуальность, научная и практическая значимость
Для современной России является актуальным запрос на создание программ, направленных на повышение эффективности социальной политики и разработку новых психолого-педагогических и социальных технологий. В Ярославской области - 23 учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 1100 воспитанников 70% из которых – воспитанники старше 12 лет. Одной из важных задач социализации и профилактики вторичного сиротства воспитанников детских домов, является формирование позитивной установки на создание собственной семьи. Отсутствие образцов семейной жизни, наличие травматичного опыта отношений с родителями, пассивность в планировании и реализации будущего, в частности создания «своей» семьи, ограниченность контактов и возможности планирования собственного времени идр. существенно осложняют задачу подготовки детей к семейной жизни.
С нашей точки зрения, при формировании готовности к семейной жизни важно развитие внутренней позитивной мотивацию на ее создание, усиление жизненной ценности семьи, эффективные поведенческие навыки и умения, включая формирование базовых бытовых навыков, а также представления о том, какой может быть семья (образ - проект будущего) и активную позицию в отношении планирования и создании семьи как привлекательного будущего.
В проекте приняли участие психологи, юристы Ярославского государственного университета им. П.Г.Демидова, медики, экономисты и специалисты по профориентации Городского центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков, Центра профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки «Ресурс» г. Ярославля. Это позволило создать комплексную программу подготовки к семейной жизни, включающую разные аспекты (психологическпие, экономические, правовые, медицинские) и использующую современные технологии. При этом, авторы опираются на современные научные представления о семье, результаты исследований, которые проводит факультет психологии ЯрГУ им. П.Г.Демидова в детских домах г. Ярославля и области.
Цель: подготовка воспитанников и выпускников детских домов к семейной жизни, а также повышение информированности о психологических, медицинских, правовых и экономических аспектах семейной жизни.
Задачи:
- Диагностика и осознание детьми образа собственной будущей семьи, ожиданий и установок в отношении семьи.
- Формирование представления о задачах, функциях семьи, ролевых позициях и ценностных ориентациях в семье. Содействие в осознании значимости семьи, членов семьи.
- Формирование базовых семейных компетенций, способствующих созданию и сохранению семьи.
- Выработка навыков решения сложных ситуаций, возникающих в личной и семейной жизни.
- Предоставление квалифицированной помощи в решении проблем воспитанников и выпускников детских домов.
Основное содержание работы:
Работа проводится в двух направлениях:
I направление. Разработка и внедрение методики занятий с воспитанниками детских домов «Школа эффективного родительства» подросткового и юношеского возраста.
- Анализ подходов и программ по теме «Подготовка воспитанников детских домов к семейной жизни» в отечественных и зарубежных детских домах.
- Разработка и проведение методики занятий. Занятия рассчитаны на 20 учебных часов и состоят из 3 тематических блоков:
- Психологический.
- Медицинский.
- Экономико-правовой.
Блоки проходит в тренинговом формате, включающем групповые, индивидуальные формы работы, информационные блоки.
Завершением цикла занятий является Арт – фестиваль «Семейные традиции» с участием детей, прошедших курс занятий. Задача– творческая импровизация на тему семейных ценностей, позволяющая усилить положительную мотивацию на создание семьи, создать условия для общения между воспитанниками.
Занятия проведены в 10 учреждениях города и области. 207 воспитанников подросткового и юношеского возраста прошли занятия.
II направление. Создание сайта «Ты можешь сам» для воспитанников и выпускников детских домов.(www.tmsam.ru)
Сайт – информационный источник:
- Создание и обновление специалистами информации, связанной с пониманием себя, общением, обучением и выбором профессии, подготовкой и развитием семейных отношений и др.
- Собственная «Большая справочная». Необходимая справочная информация на одном ресурсе.
- Раздел новостей из жизни детских домов.
Сайт–территория общения и поддержки:
- Специалисты (психолог, медик, специалист по профориентации, юрист) оказывают консультации для посетителей.
- Посетитель сайта может оставить комментарий к любой статье, выразить свое мнение, предложить свою тему.
- Площадка для общения - «Форум»
За 2011 год сайт посетило 22190 человек. Оказано 45 заочных консультаций: 20% - для воспитанников ДД; 71 - % для выпускников ДД; 9% - других посетителей
Результаты, выводы:
- Разработана и внедрена авторская технология проведения занятий по подготовке к семейной жизни воспитанников детских домов подросткового и юношеского возраста. Отмечена эффективность на уровне краткосрочных результатов (удовлетворенность участников содержанием и методиками работы на занятиях) и среднесрочных результатов (изменения представлений и отношения к семье, изменения представления о собственных ресурсах и роли в создании семьи, Ориентация на совместность и увеличение значимости взаимодействия и взаимопомощи в супружеских отношениях. Снижение стереотипности в решении ситуаций затрудненного общения, конфликтных ситуациях, снижение установки на силовое решения.
- Повышение информированности и мотивации руководителей и специалистов детских домов к внедрению программы подготовки воспитанников к семейной жизни. Для специалистов разработаны методические рекомендации к занятиям по формированию готовности к семейной жизни воспитанников детского дома.
- Повышение информированности общественности, научного сообщества об особенностях жизнедеятельности воспитанников детских домов. Формирование толерантности и интеграция детей, воспитывающихся в детских домах, и выпускников в общество через представление информации на семинарах, совещаниях, всероссийских конференциях (г.Ярославль) и выставках-форумах (гг. Казань, Астрахань), СМИ.