Номинация «Проект года в психологической практике» по итогам 2011 года
Все проекты номинации в текущем году>
Реферат проекта

«Школа эффективного родительства для воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подросткового и юношеского возраста» ()

Авторы:

  • Грицай Артем Олегович

    кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры консультационной психологии, сотрудник Центра корпоративного обучения и консультирования, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова (Ярославль)

  • Драпак Елена Васильевна

    кандидат психологических наук, доцент кафедры консультационной психологии факультета психологии, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова (Ярославль)

  • Камакина Ольга Юрьевна

    кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального обучения педагогического факультета, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского (Ярославль)

  • Клюева Надежда Владимировна

    доктор психологических наук, заведующая кафедрой консультационной психологии, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова (Ярославль)

  • Колесникова Юлия Владимировна

    юрист, ООО «Юридический центр «Фемида», АНО ФСПР «Фемида» (Ярославль)

  • Монахова Александра Юрьевна

    старший преподаватель кафедры консультационной психологии факультета психологии, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова (Ярославль)

  • Москаленко Надежда Викторовна

    старший преподаватель кафедры консультационной психологии, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова (Ярославль)

  • Навалихина (Кутукова) Тамара Юрьевна

    психолог-консультант, ведущая тренинговых групп, менеджер проектов Центра обучения и психологического консультирования, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова (Ярославль)

  • Серафимович Ирина Владимировна

    кандидат психологических наук, и.о. ректора, проректор по организационно-методической деятельности, Институт развития образования Ярославской области (Ярославль)

  • Сурова (Антонова) Любовь Алексеевна

    заведующая отделом профилактики, медицинской помощи и диагностики, Городской центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (Ярославль)

  • Фаерман Михаил Исаакович

    кандидат психологических наук, доцент кафедры консультационной психологии факультета психологии, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова (Ярославль)

Актуальность, научная и практическая значимость

Для современной России является актуальным запрос на создание программ, направленных на повышение эффективности социальной политики и разработку новых психолого-педагогических и социальных технологий. В Ярославской области - 23 учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 1100 воспитанников 70% из которых – воспитанники старше 12 лет. Одной из важных задач социализации и профилактики вторичного сиротства воспитанников детских домов, является формирование позитивной установки на создание собственной семьи. Отсутствие образцов семейной жизни, наличие травматичного опыта отношений с родителями, пассивность в планировании и реализации будущего, в частности создания «своей» семьи, ограниченность контактов и возможности планирования собственного времени идр. существенно осложняют задачу подготовки детей к семейной жизни.

С нашей точки зрения, при формировании готовности к семейной жизни важно развитие внутренней позитивной мотивацию на ее создание, усиление жизненной ценности семьи, эффективные поведенческие навыки и умения, включая формирование базовых бытовых навыков, а также представления о том, какой может быть семья (образ - проект будущего) и активную позицию в отношении планирования и создании семьи как привлекательного будущего.

В проекте приняли участие психологи, юристы Ярославского государственного университета им. П.Г.Демидова, медики, экономисты и специалисты по профориентации Городского центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков, Центра профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки «Ресурс» г. Ярославля. Это позволило создать комплексную программу подготовки к семейной жизни, включающую разные аспекты (психологическпие, экономические, правовые, медицинские) и использующую современные технологии. При этом, авторы опираются на современные научные представления о семье, результаты исследований, которые проводит факультет психологии ЯрГУ им. П.Г.Демидова в детских домах г. Ярославля и области.

Цель: подготовка воспитанников и выпускников детских домов к семейной жизни, а также повышение информированности о психологических, медицинских, правовых и экономических аспектах семейной жизни.

Задачи:

  • Диагностика и осознание детьми образа собственной будущей семьи, ожиданий и установок в отношении семьи.
  • Формирование представления о задачах, функциях семьи, ролевых позициях и ценностных ориентациях в семье. Содействие в осознании значимости семьи, членов семьи.
  • Формирование базовых семейных компетенций, способствующих созданию и сохранению семьи.
  • Выработка навыков решения сложных ситуаций, возникающих в личной и семейной жизни.
  • Предоставление квалифицированной помощи в решении проблем воспитанников и выпускников детских домов.

Основное содержание работы:

Работа проводится в двух направлениях:

направление. Разработка и внедрение методики занятий с воспитанниками детских домов «Школа эффективного родительства» подросткового и юношеского возраста.

  1. Анализ подходов и программ по теме «Подготовка воспитанников детских домов к семейной жизни» в отечественных и зарубежных детских домах.
  2. Разработка и проведение методики занятий. Занятия рассчитаны на 20 учебных часов и состоят из 3 тематических блоков:
  • Психологический.
  • Медицинский.
  • Экономико-правовой.

Блоки проходит в тренинговом формате, включающем групповые,  индивидуальные формы работы, информационные блоки.

Завершением цикла занятий является  Арт – фестиваль «Семейные традиции» с участием детей, прошедших курс занятий. Задача– творческая импровизация на тему семейных ценностей, позволяющая усилить положительную мотивацию на создание семьи, создать условия для общения между воспитанниками.

Занятия проведены в 10 учреждениях города и области. 207 воспитанников подросткового и юношеского возраста прошли занятия.

Iнаправление. Создание сайта «Ты можешь сам» для воспитанников и выпускников детских домов.(www.tmsam.ru)

Сайт – информационный источник:

  • Создание и обновление специалистами информации, связанной с пониманием себя, общением, обучением и выбором профессии, подготовкой и развитием семейных отношений и др.
  • Собственная «Большая справочная». Необходимая справочная информация на одном ресурсе.
  • Раздел новостей из жизни детских домов.

Сайт–территория общения и поддержки:

  • Специалисты (психолог, медик, специалист по профориентации, юрист) оказывают консультации для посетителей.
  • Посетитель сайта может оставить комментарий к любой статье, выразить свое мнение, предложить свою тему.
  • Площадка для общения - «Форум»

За 2011 год сайт посетило 22190 человек. Оказано 45 заочных консультаций: 20%  - для воспитанников ДД; 71 - % для выпускников ДД; 9% - других посетителей

Результаты, выводы:

  1. Разработана и внедрена авторская технология проведения занятий по подготовке к семейной жизни воспитанников детских домов подросткового и юношеского возраста. Отмечена эффективность на уровне краткосрочных результатов (удовлетворенность участников содержанием и методиками работы на занятиях) и среднесрочных результатов (изменения представлений и отношения к семье, изменения представления о собственных ресурсах и роли в создании семьи, Ориентация на совместность и увеличение значимости взаимодействия и взаимопомощи в супружеских отношениях. Снижение стереотипности в решении ситуаций затрудненного общения, конфликтных ситуациях, снижение установки на силовое решения.
  2. Повышение информированности и мотивации руководителей и специалистов детских домов к внедрению программы подготовки воспитанников к семейной жизни. Для специалистов разработаны методические рекомендации к занятиям по формированию готовности к семейной жизни воспитанников детского дома.
  3. Повышение информированности общественности, научного сообщества об особенностях жизнедеятельности воспитанников детских домов. Формирование толерантности и интеграция детей, воспитывающихся в детских домах, и выпускников в общество через представление информации на семинарах, совещаниях, всероссийских конференциях (г.Ярославль) и выставках-форумах (гг. Казань, Астрахань), СМИ.

Содержательные материалы

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты 2024 года в номинации «Проект года в психологической практике» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе