Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Проект года в психологическом образовании»
Реферат проекта

«Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение» (печатное издание (учебно-методическое пособие))


Актуальность проекта

На современном этапе развития общества, характеризующемся изменениями во всех его сферах и социальных институтах, особенно остро встают вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения. Поиск инновационных средств и методов формирования творческой личности - созидателя нового общества, способного к самостоятельному поведению и действию, саморазвитию, самопроектированию, к свободному определению себя в профессии, в обществе, в культуре – актуальная задача психологической науки, как никогда обусловленная потребностями общества. В связи с этим наибольшее значение приобретает поиск новых подходов в обучении и воспитании, интегрирующих теоретические и эмпирические исследования всестороннего развития личности школьников в образовательном процессе.

Современный этап развития общественного производства тесно связан с проектной культурой (И.И. Ляхов, В.Ф. Сидоренко), которой пронизаны не только сфера материального производства, но и наука, искусство, система социальных взаимоотношений, общественное сознание человека. Проектная культура рассматривается в качестве основы гармоничного взаимодействия человека с природой, обществом и технологической средой (И.А. Зимняя).

Одним из системообразующих подходов, усиливающих развивающий эффект образовательных программ и положительно влияющих на формирование личности современного школьника является проектная деятельность, которую можно рассматривать как самостоятельную структурную единицу учебно-воспитательного процесса.

Проектная деятельность личности, необходимой обществу будущего и уже сегодняшнего дня, вырабатывается в процессе выполнения учебных творческих проектов. В процессе проектной деятельности учащиеся изучают не только средства, но и способы конкретной деятельности.

Таким образом, современная образовательная система, требующая инновационных научно обоснованных технологий, может быть обогащена включением школьников в проектную деятельность.

Научная  и практическая значимость

Изложены основные теоретические и методические подходы к рассмотрению проектной технологии обучения школьников: генезис понятия, категориальный аппарат, принципы, содержание, формы, методы обучения. Раскрыто современное понимание проектного метода обучения школьников, его психологической сущности и междисциплинарного характера использования в образовательном процессе, представлены общие приемы активизации мыслительной деятельности школьников в процессе учебного проектирования. Обоснованные этапы выполнения творческих проектов, позволяют организовывать педагогический процесс таким образом, чтобы он способствовал значительному повышению качества обучения школьников.

Учебно-методическое пособие предназначено для учителей школ, психологов образования, студентов педвузов, аспирантов.

Основное содержание работы:

Глава 1. Теоретические основы проектного обучения школьников.

1.1.Становление и развитие теории и практики проектного обучения школьников.

1.2.Генезис и сущность понятия «проектное обучение школьников»

1.3. Проектная деятельность как структурная единица процесса обучения.

Глава 2. Проектное обучение – современная педагогическая технология.

2.1. Принципы проектного обучения школьников.

2.2. Проектное обучение как педагогический процесс.

2.3. Проблема соответствия отбора содержания учебного материала возрастным особенностям развития учащихся.

Глава 3. Методика обучения школьников выполнению творческих проектов.

3.1. Общие методические подходы к обучению школьников выполнению творческих проектов.

3.2. Этапы выполнения творческих проектов.

3.3. Методические приемы активизации мыслительной деятельности школьников в процессе проектирования.

Глава 4. Динамика проектной деятельности на различных этапах школьного обучения.

4.1. Младший школьный возраст.

4.2. Подростковый возраст.

4.3. Старший школьный возраст.

Литература

Приложения

Результаты, выводы

На современном этапе модернизации школьного образования проектирование как способ учебно-познавательной деятельности все больше проникает в различные отрасли знания, а учебный процесс под влиянием идеологии проектной деятельности строится в соответствии с пониманием проекта как цикла инновационной деятельности.

Проектная деятельность школьников представляет собой форму учебно-познавательной активности школьников, заключающуюся в мотивированном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческого проекта, обеспечивающую единство и преемственность различных сторон процесса обучения и являющуюся средством развития личности субъекта учения.

Обучение школьников выполнению творческих проектов предполагает совершенствование процесса принятия решений, развития умения принятия неалгоритмизированных  решений.

Определение содержания проектной деятельности, позволяет задавать предметную область формирования новых элементов структуры личности в учебном процессе и рассматривать проектную деятельность как  средство обучения и развития личности. Проектная деятельность школьников как метод и средство обучения реализует иной тип отношений между субъектами учебного процесса, и в связи с этим воздействие на ученика переходит на уровень развивающего, в силу смены предмета профессиональной деятельности учителя.

Методика проектного обучения предполагает с одной стороны, планирование деятельности педагога, предварительное построение всего хода выполнения проекта, с другой – осуществление этого процесса, то есть непосредственное выполнение проект с заранее продуманным содержанием, методами, средствами, результатами учебно-познавательной активности школьников.

Основными методами обучения школьников творческой проектной деятельности являются вербальные методы (рассказ, беседа, дискуссия), демонстрация, информационная поддержка, мозговой штурм, исторический метод, дизайн-анализ, морфологический анализ, метод фокальных объектов, алгоритмический метод, функционально-стоимостный анализ, метод временных ограничений, метод внезапных запрещений, метод скоростного эскизирования, метод информационной недостаточности, метод информационной насыщенности, метод рекодификации, практический показ (на исследовательском этапе); упражнение, метод графической коммуникации, информационная поддержка, вербальные методы ( на технологическом этапе); сравнительный анализ, рефлексия, информационная поддержка экономического обоснования и мини-маркетинговых исследований учащихся, защита и оценка проектов, самопрезентация, конкурсы творческих проектов (на заключительном этапе).

Результаты освоенности проектной деятельности и оценки ее субъективной важности на различных возрастных этапах предстают в обобщенной форме.  С возрастанием показателей освоенности проектной деятельности происходят изменения в системе оценок субъективной значимости. Это позволяет управлять ходом проектной деятельности, ее мотивационной насыщенностью варьирования временных параметров выполнения каждого этапа и проектного задания в целом в разных школьных возрастах.


Матяш Наталья Викторовна доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского. Сфера научных интересов - проектное образование, психология проектной деятельности, проектное обучение школьников, педагогическая психология, практическая психология образования, формирование проектной компетентности

Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

Проблемы на сайте?
Сообщите нам!
 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su