Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

Программа психологического сопровождения подростков профильной оздоровительной смены «Школа выживания», направленная на первичную профилактику наркомании среди несовершеннолетних


Автор:

Актуальность

Экономическое благополучие и относительно молодой возраст населения ХМАО – Югры в значительной степени влияет на рост наркомании среди несовершеннолетних. В результате снижения мотивации к здоровому образу жизни, наблюдается неутешительная динамика нарушений психического и физического состояния здоровья подрастающего поколения. Проблема подростковой наркомании тесно связана с их неорганизованной досуговой деятельностью. Это требует пристального внимания, а также своевременного принятия действенных и эффективных профилактических мер. Одной из наиболее эффективных мер профилактики наркомании среди несовершеннолетних, является первичная профилактика.

Социально-оздоровительный центр семьи и детей «Голубое озеро» предлагает инновационные технологии социально - психологического обслуживания посредством организации профильных оздоровительных смен, направленных на первичную профилактику наркомании среди несовершеннолетних.

В процессе реализации программы психологического сопровождения профильных смен у несовершеннолетних вырабатывается ценностное отношение к жизни, способность противостоять негативным влияниям, осознание опасности наркотического, токсического, алкогольно - никотинового отравления организма и психики.

Программа реализуется в двух направлениях:

  • развитие эмоционально – волевой и мотивационной сферы  подростков;
  • формирование навыков социальной компетенции несовершеннолетних (умение противостоять групповому давлению, разрешать межличностные конфликты, умение общаться и т.д.).

Основная идея проекта

При условии психологического сопровождения подростков в рамках профилактической программы через развитие эмоционального, волевого и мотивационного  компонентов личности, формирование антинаркотической позиции подростков будет более эффективно.

Научная значимость проекта

Определены психологические методы развития мотивационной сферы личности подростков с целью преодоления склонности к употреблению наркотических средств, расширения и обогащения спектра мотивов к здоровому образу жизни.

Практическая значимость

Практическая значимостьпроектасостоит в том, что разработанные инновационные и экспериментально проверенные методы первичной профилактики наркотизации несовершеннолетних могут найти применение как в учреждениях социального обслуживания, так и в общеобразовательных учреждениях. 

Социальная значимость

Социальная значимостьпроекта – предложенные методы изучения и формирования ценностных ориентаций несовершеннолетних могут быть использованы с целью повышения социальной адаптации, развития устойчивости к неблагоприятным социально-психологическим факторам и воздействиям; укрепления межличностных отношений, осознания несовершеннолетними ответственности за выбор здорового образа жизни.

Значение для развития психологии

Результаты практической работы и содержащиеся в ней теоретические положения и выводы могут быть использованы для дальнейших поисков в области теории и практики первичной профилактики наркомании в сфере социально – обслуживающих и общеобразовательных учреждений в период каникул.

Цели и задачи проекта

Цель: формирование антинаркотической позиции подростков через развитие эмоционального, волевого и мотивационного  компонентов личности.

Задачи:

  1. снижение уровня тревожности и деструктивной агрессивности несовершеннолетних;
  2. развитие критического отношения к разрушительным поступкам;
  3. развитие коммуникативных навыков, адекватной самооценки.

Целевая группа: несовершеннолетние 13 – 16 лет.

Этапы  реализации программы

Программа состоит из 9 зазнятий по 1,5 часа.

Подготовительный этап

Подбор, разработка, апробация методик по первичной профилактике наркомании.

Подбор и анализ литературы, аудио-видеоматериалов по первичной профилактике приема наркотических веществ.

Разработка критериев эффективности реализуемой программы (диагностический инструментарий).

Основной  этап

Обучение способам саморегуляции; снижение психоэмоционального напряжения; общая гармонизация состояния участников занятий; активизация личностных ресурсов.

Закрепление навыков общения, установки на здоровый образ жизни, формирование активной жизненной позиции.

Программа содержит интересные авторские и традиционные игры, направленные развитие как эмоционально – волевой, так и мотивацинной сферы подростков.

Основные формы и методы работы с подростками:

  • тренинги;
  • групповые занятия;
  • психологические игры;
  • групповые дискуссии;
  • занятия в кабинете психологической разгрузки.

В течение смены подростки принимали активное участие в следующих мероприятиях:

  • Акции: «Мы против наркотиков», «Поменяй сигаретку на конфетку», «Мозговой штурм».
  • Встречи  с известными  людьми города, ведущими здоровый образ жизни, специалистами городского Центра «Анти - СПИД», волонтерами, представителями Центра социально – психологической реабилитации наркоманов и токсикоманов «Феникс».
  • Организация  работы пресс-центра.
  • Проведение Всемирного Дня здоровья.
  • Спортивные мероприятия.
  • Деловые и ролевые игры.
  • Лекции, беседы профилактической направленности.

Итогово - аналитический этап

Анализ эффективности реализации программы: обработка сравнительных диагностическх методик, анкет. Определение перспектив развития проекта.

Результаты, выводы

Проект был реализован в 2010 – 2011годах. В профильных сменах приняли участие 180 несовершеннолетних города.

В рамках профильной смены был реализован ряд комплексных мероприятий по оказанию социально-психологической помощи и поддержки подросткам, направленный на формирование у них активной антинаркотической жизненной позиции.

У подростков, участников смены, отмечалась положительная динамика психоэмоционального состояния, положительная динамика к изменению уровня самооценки, снижению уровня тревожности и деструктивной агрессивности, развитие конструктивной коммуникативной активности.  Это подтверждено результатами проведенного диагностического исследования, анкетами, записями в «Книге отзывов».

Анализ реализации проекта показал, что предложенные формы и методы психологического сопровождения несовершеннолетних, участников профильных смен способствовали формированию активной антинаркотической позиции подростков, развитию эмоционального, волевого и мотивационного  компонентов личности.


Майбах Наталья Валерьевна - психолог. Место работы - АУ ХМАО – Югры «Социально – оздоровительный центр семьи и детей «Голубое озеро». Сфера научных интересов: индивидуальное психологическое консультирование.

Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

Проблемы на сайте?
Сообщите нам!
 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su