Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Выбери жизнь» (концептуальная программа профилактики злоупотребления наркотическими и другими психоактивными веществами в среде подростков)


Актуальность

Среди основных тенденций, характеризующих наркологическую ситуацию в РФ, где химической зависимостью страдают более 5 миллионов человек, тревогу вызывает приток в среду наркоманов молодых (до 70%), которые имеют опыт ранней алкоголизации. Особенно ярко это проявляется в г.Щёкино, где за 3 года число употребляющих ПАВ подростков, впервые выявленных, увеличилось в 15 раз. По результатам исследования в ТО уровень распространенности экспериментирования с ПАВ превышает среднероссийский в 2 раза среди мальчиков и в 2,7 раза среди девочек! Это способствует омоложению возраста потребителей ПАВ. Данный показатель характеризует распространенность «эксперементального» употребления ПАВ.

Очевидным является факт, что молодое поколение находится в эпицентре социально-психологического кризиса.Подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывных интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от их последствий, которые способны определить всю дальнейшую жизнь. Разрушены сложившиесястереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации девальвируются. Выработка новых концепций поведения происходит хаотично, бессистемно и лавинообразно.

Родители осведомлены о драматичности взаимоотношений человека с наркотиком, но для большинства из них типична позиция, что «их ребенка это не коснется». Эта «страусиновая» стратегия ошибочна, но является характерной чертой жизни большинства родителей. Зачастую, именно проблемы в семье толкают ребенка в группу риска, создают почву для употребления ПАВ.Отсутствие знаний, навыков и социально адаптивных стратегий поведения у взрослых, не позволяет им оказыватьвоспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку детям.

Научная и практическая значимость проекта

В основу данной профилактической программы положен принцип опережающего обучения(ориентированный на причины употребление ПАВ), формирования умения эффективно преодолевать стресс, разъяснение не столько физиологических последствий употребления ПАВ, сколько психических, социальных последствий и формирование высоко функционального жизненного стиля, направленного на продвижение к здоровью.Занятия с подростками в программе имеют ряд особенностей - они  проводятся в игровой форме, так как игра создаёт ситуацию, выявляющую те социальные отношения, на которых фиксирован аффект, и переходы от уровня реальности к уровню ирреальности совершаются легче. Все упражнения носят дискуссионный подтекст, не навязывая  подросткам однозначных выводов и решений, позволяют в ходе работы выражать свои мнения. Занятия с взрослыми направлены на получение информации в доступном виде и её практическая отработка.Программа может быть использована при работе с подростками и взрослыми в образовательных учреждениях, в клубах, как целиком, так и отдельными занятиями. Разработана система структурного подхода во взаимодействии департаментов образования и здравоохранения в рамках профилактики ПАВ.

Цель программы предотвращение риска употребления ПАВ подростками, выработка стратегии высокоэффективного поведения и стимулирование личностного роста подростков и взрослых. Нивелирование свойственного подросткам интереса к нездоровым переживаниям особых состояний сознания.

Задачи

  1. Дать достоверную информацию о действиях и последствиях злоупотребления психоактивными веществами на организми причинах психологической зависимости; о ВИЧ, об инфекциях, передающихся половым путём;
  2. Развить современные навыки  коммуникации;
  3. Повысить стрессоустойчивость и самооценку;
  4. Сформировать навыки эмпатии и нравственности;
  5. Обучить способам снижения внушаемости и решительного противодействия попыткам группового или иного давления, привить надёжный иммунитет против приёма первой дозы;
  6. Сформировать ответственное отношение к своему здоровью.

Структура

Программа предполагает работу с подростками  (2 возрастные группы 13–15  и 16-17 лет) и с взрослыми. В процессе проведения программы проводится индивидуальные консультирования – детским наркологом и психологом.

Основные методы работы

Групповая работа;личностный тренинг;мозговые штурмы; дискуссии;метафоры;АРТ–терапия; Гештальт–терапия; НЛП–коррекция; танцевальная терапия; ролевые игры; деловые игры; игры-защиты от манипулирования; элементы индивидуальной и групповой психокоррекции.                                                          

Работа с подростками включает отдельных28 тематических занятий. Продолжительность занятие 90 мин. 1-2 раза в неделю. Структура занятия включает этапы: приветствие, разминка, работа по теме, разминка, работа по теме и завершение занятия

Тематический план

1. Знакомство. Правила группы. Определение информированности группы по теме;

2. Личность. Развитие и особенности личности. Понятие границ;

3. Чувства. Формирование умения  анализировать собственное эмоциональное состояние;

4. Одиночество эмоциональное и социальное. Причины противоречия между внутренним и истинным «Я»;

5. Личностный рост. Развитие позитивной Я-концепции личности;

6. Развитие личностных ресурсов;

7. Развитие коммуникативной компетентности. Формирование навыков общения;

8. Формирование активного стиля общения;

9. Формирование навыков эмпатии. Принятие себя и другого как личности;

10. Проблемы межполового общения. Сексуальная сфера человека. Проф-ка ИППП;

11. ВИЧ. Информирование о путях передачи, проф-ка и обследование на ВИЧ;

12. Семья. Здоровая семья и её отличие от  дисфункциональной;

13. Формирование навыков  защиты своего «Я». Умение говорить «нет»;

14. Воля. Многообразие  волевых  качеств. Развитие воли;

15. Навыки выражения и отстаивания собственного мнения, умение противостоять групповому давлению;

16. Понятие насилия и умения защищать свои границы;

17. Суицид. Проф-ка суицидального поведения;

18. Запреты. Причины формирования запретов;

19. Проф-ка никотиновой зависимости;

20. Проф-ка алкогольной зависимости;

21. Информирование о действиях и последствиях употребления ПАВ. Зависимость как иллюзорный способ ухода от проблем;

22. Этапы развития зависимости от ПАВ. Альтернативные употреблению ПАВ способы получения удовольствия и решение проблем;

23-25. Стресс. Навыки преодоления проблемных и стрессовых ситуаций;

26. Формирование умения построения краткосрочных и долгосрочных целей и этапов достижения их; 

27. Понятие морали и нравственности, смысла жизни и личных ценностей;

28. Подведение итогов работы группы.

Работа со взрослыми включает 5 отдельных тематических занятий. Каждое занятие – 90 мин. Структура занятия имеет этапы: приветствие, лекционные и практическое занятие, завершение.

Тематический план

1. Семья как система;

2. Специфика подросткового возраста. Стили воспитания;

3. Химическая зависимость в семье. Этапы развития зависимости. Созависимость как форма дисфункционального взаимоотношения;

4. Развитие коммуникативной компетентности. Формирование навыков проблемно-разрешаюшее поведения;

5. Конструктивное общение. Техника «Я - послания».

Программа апробирована на базе СОШ №7 г. Щекино в 2011г, выборка – 12 чел. Подростки с дивиантным поведением. До и после проведения программы проводилось обследование участников по критериям программы и тестирование повторное ч/з 3 мес.

Конечные результаты

Отмечается индивидуальное устойчивое повышение (подтвержденного тестами) личностного роста (16PF Киттелла), коммуникативной компетенции (Ряховского) и стабилизация межличностных отношений (Лири). Отмечен стойкий (подтвержденный) отказ от употребления алкоголя (пива, энергетиков) у 3 подростков.


Мальцев Андрей Евгеньевич - клинический психолог, место работы: Тульский наркологический диспансер №3. Сфера научных интересов: особенности развития закрытых маргинальных групп и их психологическая коррекция.

 

Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su