«Архитектура Будущего» (детско-юношеский лагерь с психологическим обучением)
Глобальные социальные и экономические изменения последних 20 лет в России не могли не отразиться на психологии человека. Изменилась система ценностей, то есть особо важных идей и принципов, регулирующих поведение и поступки людей. Сегодняшние взрослые (родители, воспитатели, учителя) оказываются не вполне способными формировать у детей качества, которые помогли бы ребенку стать успешным и продуктивным в сегодняшних условиях: уверенность, самостоятельность, бережливость, инициативность, стремление к достижению конкретных результатов.
Современные дети взрослеют в условиях, когда прервалась постепенная, плавная передача социальных норм: старые стандарты уходят, новые только формируются, произошла «ситуация ценностного разрыва».
Следствия данной ситуации:
1. Размытость образцов, стандартов поведения, которые помогли бы ребенку стать взрослым, эффективно действующим в новых экономических условиях
2. «Воспитательный вакуум» – отказ от прежних, идеологически наполненных форм воспитания детей и подростков (пионерская, комсомольская организации) и отсутствие новых
3. Недостаток взрослых, которые могли бы помочь растущему человеку в формировании психологических качеств, соответствующих условиям и ценностям свободной экономики
4. Почти полное исчезновение патриотического воспитания, и воспитания ответственности личности перед обществом
5. Потребность в формировании и развитии «новых» психологических характеристик, необходимых для эффективной адаптации и деятельности в современных условиях – уверенность, независимость, готовность принимать ответственность и рисковать.
Необходима специальная психологическая и педагогическая работа, создание особой среды, способной помочь детям обрести этическую и психологическую опору, для того, чтобы они стали продуктивными членами общества.
Содержательные задачи, порожденные современной ситуацией, требуют изменений в формах педагогического и психологического воздействия на детей и подростков не только в рамках общеобразовательной программы, но и в рамках сопровождающих программ (организации кружков, клубов, отдыха и пр.). Интерес представляет организация такой формы отдыха детей, которая позволит создавать условия для успешной адаптации и развития у детей качеств и навыков, востребованных в новом складывающемся мире.
К таким качествам мы относим:
1. Целеустремленность и настойчивость
2. Высокий уровень креативности
3. Высокий уровень самосознания и ответственности
4. Высокий коммуникативный потенциал
5. Широкий ролевой репертуар
6. Ориентация на сотрудничество и партнерские отношения
7. Активная жизненная позиция
8. Умение работать с информацией
9. Автономность и самостоятельность
10. Уверенность в себе.
Цель проекта - формирование личности, ориентированной на созидательную деятельность в интересах своей страны в новых экономических условиях, способной к изменениям и непрерывному саморазвитию.
Основным средством достижения поставленной цели является создание развивающей среды, позволяющей каждому участнику проекта максимально полно раскрывать и реализовывать свой индивидуальный потенциал в соответствии с собственным темпом и особенностями развития.
Основные характеристики коммуникативного пространства жизни и обучения в лагере:
* свобода;
* развитие;
* принятие, поддержка, дружелюбие;
* моделирование одобряемых образцов поведения;
* открытость;
* созидательность и творчество;
* ответственность и выбор.
Программа предназначена для детей и подростков в возрасте от 8 до 17 лет.
Взаимодействие и взаимовлияние ребят разных возрастов необходима для выполнения следующих задач:
• формирование у старших чувства ответственности;
• формирование у старших навыков заботы, внимания, поддержки более слабых;
• развитие самооценки и уверенности (особенно у младших ребят) развитие навыков самоуправления.
Действия, слова психологов, участвующих в проекте, организуемые акции направлены на то, чтобы указанные характеристики среды присутствовали в каждой смене. Однако, особенностью «линейки» программ является наличие тематических смен, где в соответствии с темой смены та или иная характеристика может акцентироваться. На сегодняшний день разработаны и описаны 14 тематических смен. В соответствии с темой смены проводятся развивающие занятия и тренинги, где группы формируются с учетом возраста участников. Теме смены также соответствует «сюжет» Большой Игры, проходящей каждую смену, где участники соревнуются в разновозрастных командах.
Основной ожидаемый вектор развития участников смены – переход от поведения, задаваемого и контролируемого взрослыми, к автономности и саморазвитию. Если на первых этапах реализации проекта инициатива и активность «задается» преимущественно специалистами, постепенно сами участники становятся ведущими мероприятий и инициаторами традиций и формирования норм жизни в лагере.
Содержание программы:
1 этап – знакомство и ориентация
Каждый участник может:
* принять участие в обсуждении и принятии правил и норм лагерной жизни;
* сформулировать собственные цели, достижение которых возможно в течение смены;
* включить собственные цели в контекст лагерной жизни, соотнести их с групповыми;
* выбрать «маршрут» достижения цели.
2 этап основной
Каждый участник имеет возможность:
* Пройти психологическое обучение по соответствующей программе смены;
* Участвуя в конкретных мероприятиях, пробовать свои силы на практике;
* Получать обратную связь от сверстников и психологов;
*Приобретать, развивать и тренировать конкретные навыки.
3 этап- завершение и выход.
На этом этапе каждый участник имеет возможность:
* Получить и увезти с собой «чемодан» впечатлений;
* Разработать индивидуальный план саморазвития вне лагеря;
* Научиться адекватно реагировать в ситуациях прерванного общения, прощания.
Принципиальным моментом является «экологическая валидность» опыта, полученного в результате лагерной смены, возможность переноса его в реальную жизнь.
С августа 1999 года прошло 56 смен лагеря. Участниками проекта стали более 2000 детей и подростков. За 9 лет в проекте сформировались традиции, правила и нормы взаимоотношений между взрослыми и детьми.
В 2008 году прошли смены по программам:
«Управление эмоциями», «Интеллект и творчество», «Коммуникативная и поведенческая гибкость», «Дружба и творчество», «Сотрудничество», «Инициатива и лидерство», Самопознание и самоуправление».
Участниками проекта за 2008 год стали 338 детей из различных регионов страны. Из них принимали ранее участие в сменах лагеря 239 человек, 68 заявили желание принять участие в последующих сменах еще раз.
По итогам участия в смене родителям участников предлагается консультация специалиста или высылается по электронной почте описание наблюдений специалистов за ребенком в ходе смены.
Специалисты, создающие развивающую среду для участников проекта - психологи, выпускники СПбГУ, РПГУ им. Герцена.
На сегодняшний день определены и описаны:
• Критерии, описывающие моделируемое пространство развития ребенка;
• Ценности, разделяемые и транслируемые разработчиками и участниками проекта;
• Принципы деятельности участников проекта;
• Методы и технологии взаимодействия с детьми и подростками;
• Критерии подбора кадров и работы с ними.
Реализация проекта имела большое значение для психологической практики, т.к. требовала большого объема взаимодействия с детьми и родителями, владения психологической теорией и инструментарием, применения разнообразных подходов к психологической работе с детьми и подростками, учета возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка или подростка. Большой эмпирический и диагностический материал, накопленный в ходе проведения занятий, дает возможность для развития научного знания.