Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Психограмма спортсменов-пловцов» (печатное издание)


Актуальность
Спорт является важным фактором и показателем социально-экономического положения страны. Участие  спортсменов в Олимпийских Играх, чемпионатах Мира и Европы – фактор престижа государства, а победа на соревнованиях этого ранга – почетно и для спортсменов и для России в целом. Спорт и спортсмены  пропагандируют активный  и здоровый образ жизни. Выдающиеся спортсмены  являются кумирами молодежи.

Однако победить на соревнованиях высокого ранга становится все труднее из-за постоянно возрастающей конкуренции. На  теоретическую, функциональную, техническую, физическую подготовку спортсменов  выделяются значительные финансовые средства. В условиях ожесточенной конкуренции большое значение уделяется психологической подготовке спортсменов, которая постоянно нуждается в совершенствовании.

Проблему описания особенностей спортсменов целесообразно осуществлять на представителях одного (конкретного) вида спорта в наиболее оптимальном возрасте для достижения высокого результата с учетом спортивной и гендерной дифференциации.

При построении психологической подготовки необходимо учитывать не только отдельные характеристики спортсменов (например, свойства нервной системы) но и психодинамические свойства, и мотивацию, и агрессивность-фрустрацию, и уровень притязаний, и другие нейрофизиологические и личностные особенности спортсменов. Такой комплексный подход в изучении спортивной индивидуальности с целью построения современной и адекватной психологической подготовки  и является предметом изучения автора данного проекта.

Социальная, научная и практическая значимость
Социальная значимость заключается в самой социальной значимости спорта, который, по мнению специалистов, является важным показателем жизненного индекса  граждан страны. Даже борьба претендентов за право проведение Олимпийских ИГР (например, Зимних Олимпийских Игр 22 Олимпиады 2014 г. в г. Сочи) приобретает  значительную политическую, экономическую, социальную и психологическую составляющие интегративной деятельности государства, имеющей общемировое значение.

Научная значимость заключается в разработке новых теоретических подходов для решения  общей задачи психологической подготовки спортсменов (в некоторых случаях, и тренеров) и психологического сопровождения спортсменов, начиная от прихода в конкретный вид спорта до достижения выдающегося результата.

Практическая значимость заключается в разработке практических рекомендаций, методик и методов в психологической подготовке спортсменов, особенно к наиболее ответственным соревнованиям.

Значение для развития психологии
Прикладные психологические  исследования  являются экспериментальной базой  для обобщения и построения новых общеметодологических и теоретических разработок в общей психологии. К сожалению, не всегда практические спортивные психологи  в своих исследованиях основываются на серьезных научных теоретических направлениях, а психологи, разрабатывающие методологические и теоретические основы психологии, в своих исследованиях опираются на результатах исследований, полученных спортивными психологами. Автор проекта делает попытку сблизить общетеоретические разработки с практическими прикладными исследованиями в области спорта.

Цели
1.Исследовать психологические особенности спортсменов  с учетом гендерных различий и спортивной дифференциации для определения практических рекомендаций в совершенствовании психологической подготовки спортсменов (как общей, так и специальной, подготовки к соревнованиям). 2. На основе собственных  экспериментальных, литературных данных представить практические рекомендации тренерам, работающим со спортсменами, для  повышения их  компетентности  и совершенствования психологической подготовки спортсменов.

Аудитория, на которую рассчитан проект
Проект рассчитан на спортсменов разной квалификации (от новичков до мастеров спорта международного класса),  тренеров, работающих как с новичками, так и с мастерами спорта международного класса, преподавателей физического воспитания, психологов.

Основное содержание работы (или ее этапы):
Юров И.А. Психограмма спортсменов-пловцов.- Сочи: РИО СГУТиКД, 2008. – 253 с.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА I.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ПСИХОГРАММЫ СПОРТСМЕНОВ…………............................5
1.1.Понятие о профессиограмме и психограмме…………………………….5
1.2. Понятие о спортограмме и психограмме спортсмена…………………15
1.3. Теоретические аспекты комплексного подхода к
 психограмме спортсменов…………………………………………………...30
1.4.Понятие о деятельности и спортивной деятельности в психологии…..34
ГЛАВА II. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ,
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
СПОРТСМЕНОВ-ПЛОВЦОВ………………………………………………..37
2.1. Морфологические характеристики пловцов……………………………37
2.2. Психофизиологические характеристики пловцов……………………...40
2.3.Психологические характеристики пловцов……………………………..57
ГЛАВА III. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ  ОСОБЕННОСТЕЙ ПЛОВЦОВ………………….95
ГЛАВА IV. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ И
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ПЛОВЦОВ В ФОНОВОМ СОСТОЯНИИ…………………………………106
4.1.Морфологические характеристики пловцов………………………….. 106
4.2. Психофизиологические характеристики пловцов………………….....112
4.3. Психомоторные характеристики пловцов………………………….....119
4.4. Нейродинамические свойства пловцов………………………………..127
4.5.Особенности внимания и памяти пловцов……………………………..135
4.6. Тревожность и самооценка состояний пловцов.……………………...136
ГЛАВА  V. ДИНАМИКА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ
 ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПЛОВЦОВ В ТРЕНИРОВОЧНОЙ
 ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……..................................................................................140
5.1.Динамика психофизиологических характеристик…………………….140
5.2. Динамика психомоторных характеристик…………………………….150
5.3.Функциональная асимметрия пловцов…………………………………163
5.4.Динамика внимания и памяти пловцов………………………………...167
5.5.Динамика тревожности и самооценки состояний пловцов…………...170
ГЛАВА VI. ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЛОВЦОВ…………177
6.1.Психологические особенности темперамента пловцов……………….177
6.2.Черты личности пловцов………………………………………………..182
6.3. Направленность и типы фрустрации пловцов………………………...188
6.4.Уровень притязаний спортсменов-пловцов……………………………194
6.5. Мотивация пловцов……………………………………………………..198
6.6.Некоторые характеристики интеллекта пловцов……………………...205
6.7. Особенности невротизации пловцов…………………………………..207
6.8. Некоторые особенности характера пловцов…………………………..209
6.9. Социально-психологические характеристики пловцов………………210
6.10.Характеристики пловцов по биографическим данным……………...213
ГЛАВА VII. ИНТРО - И ИНТЕРКОРРЕЛЯЦИОННЫЕ
СВЯЗИ В СТРУКТУРЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ПЛОВЦОВ………….216
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...235
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………….236

Результаты, выводы
В представленных на конкурс  работах приведены результаты  экспериментальных исследований как зарубежных, так и отечественных  специалистов,  анализируются  эти исследования с современных позиций, даются практические рекомендации для спортсменов и тренеров.   


Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su