- Тен Эдуард Донхванович
педагог-психолог, Центр "Формула здоровья" (Хабаровск)
Организация: ЧДОУ Детский сад №265 ОАО "РЖД"; Центр профессионального мастерства г. Хабаровск
Актуальность
Необходимость работы по воспитанию родителей основывается: на потребности родителей в поддержке; на потребности самого ребенка в образованных родителях; на существовании бесспорной связи между качеством домашнего воспитания и социальными проблемами общества.
Новизна
заключается в интеграции практических навыков психолого-педагогической компетентности педагогов в процесс домашнего воспитания родителями, с целью достижения максимального эффекта при совместном взаимодействии.
Значимость
Повышение компетентности родителей, формирование практических навыков и умений в воспитании и обучении детей, повышение психолого-педагогической культуры в интересах развития Института семьи.
Основное содержание работы
Автор программы: Э.Д. Тен, педагог-психолог ЧДОУ Детский сад №265 ОАО «РЖД», психолог Центра профессионального мастерства, г. Хабаровск, рецензент: проректор ХК ИРО, профессор, д.п.н., к.пс.н., доцент ВАК, Н.А. Калугина.
Программа состоит из 6 модулей:
- «Для будущих родителей»: Перестройка отношений в семье при планировании ребенка.
- От 0 до 3 лет: Необходимость развития семейных культурных традиций.
- От 3 до 7 лет: Развитие личности ребенка и влияние родителей.
- От 7 до 11 лет: Готовность к школе.
- От 11 до 14 лет: Загадки отрочества.
- От 14 до 18 лет: Репетиция взрослой жизни.
Задачи обучения
Взаимодействовать с ребенком без физического или психического напряжения, потери работоспособности, увеличивая, при этом, способность детей к концентрации внимания, к умению сосредоточиваться и совершенствовать волевые качества.
Преодолевать барьеры в общении с ребенком, тоньше чувствовать друг друга, больше использовать телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям (мимика, жесты, пластика).
Раскрывать, не стесняясь собственного ребенка, свои фантазии и мечты, способствующие освобождению от стереотипов и шаблонов, дающие простор творчеству и креативному мышлению.
Эмоционально разряжаясь, сбрасывать зажимы, «отыгрывая» спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины, которые не будут отражаться на ребенке, помогая ему становиться мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру.
Результаты
Участники приобретают необходимые базовые компетенции для построения взаимных детско-родительских отношений, приобретают навыки для использования содержания и приемов арт- и сказкотерапии, в организации развития игровой среды и совместной деятельности с детьми и педагогами. Знакомятся с ролью семейных традиций.
Выводы
Родители на любой ступени образования имеют возможность повлиять на ребенка гораздо больше. Их воспитательное влияние глубже воспринимается, чаще воспроизводится и даже напрямую копируется детьми.